Сегодня познакомимся с одним из крупнейших производителей автобусов на постсоветском пространстве - Минским автозаводом. Уникальность ситуации в том, что еще лет 30 назад завод занимался выпуском исключительно грузовиков, но независимость Белоруссии и необходимость в собственных автобусах кардинально изменило ситуацию. И сейчас МАЗ поставляет свои автобусы не только в Беларусь и страны бывшего СССР, но и за рубеж.
История
История завода началась в 1942 году. На территории воинской части в деревне Красное Урочище, недалеко от Минска немецкими оккупантами был организован завод по ремонту военной техники. Завод получил название "Грос-К-Верк".
В 1944 году, в освобожденной Беларуси на на территории бывшего завода "Грос-К-Верк" был организован Минский автосборочный завод, занимавшийся сборкой поступивших по ленд-лизу грузовиков.
После окончания войны завод стал автомобильным и продолжал досборку машинокомплектов, поступивших по ленд-лизу но не успевших попасть на фронт но уже для нужд народного хозяйства. С 1947 года завод наладил сборку грузовиков МАЗ-205.
К 1950 году было закончено строительство цехов завода. А в 1950-е годы было организовано собственное конструкторское бюро. В конце 1950-х годов завод начал выпуск грузовиков 500-ой серии.
В 1992 году завод начал выпуск автобусов, а в 1999 году - троллейбусов.
В 1997 году было создано совместное предприятие "МАЗ-МАН". Грузовики оснащались шасси МАЗ, но при этом кабина и двигатели устанавливались немецкие, производства MAN.
В 2004 году был открыты автосборочные заводы МАЗ в Иране, а в 2007 году - в Азербайджане.
Модельный ряд пассажирской техники
Автобусы
История производства пассажирской техники на МАЗе началась с выпуска автобусов Neoplan N4014 в 1992 году из готовых машинокомплектов. Всего было собрано 4 экземпляра.
В 1993-1998 годах завод собирал автобус МАЗ-101, доработанный вариант Neoplan с отечественными комплектующими. Всего было изготовлено 41 автобус, экспортировавшиеся в Минске.
С 1996 года завод начал выпуск свой самой массовой модели - полунизкопольного МАЗ-103. Модель производилась до 2022 года, построено чуть менее 8 тысяч экземпляров, разошедшиеся по городам бывшего СССР и даже в Европу.
В 1996-2006 годах строился автобус МАЗ-104 - полностью высокопольная версия МАЗ-103. За 10 лет производства построено чуть более 1000 автобусов, как в городской, так и в пригородной и междугородней версиях.
В 1999-2017 годах строился полунизкопольный двухсекционный, сочлененный автобус МАЗ-105. Построено около 2000 штук, кроме городов России, Белоруссии, Украины и Казахстана, работали на Кубе.
В 1999 году началось производство междугороднего автобуса МАЗ-152. До 2014 года завод выпустил порядка 820 единиц автобусов.
В 2001-2019 годах выпускался 3-х осный полунизкопольный автобус особо большого класса МАЗ-107. Построено около 1100 экземпляров, кроме бывших советских республик работают в Польше, Румынии и Кубе.
В 2003-2005 годах выпускались санитарно-гигиенические автобусы МАЗ-163, по факту туалет. Построено 14 экземпляров.
С 2005 по 2014 год выпускался высокопольный пригородный автобус среднего класса МАЗ-256, с 2018 года началось производство высокопольного пригородного автобуса МАЗ-257.
В 2005-2022 годах производился туристический автобус большого класса МАЗ-251. Построено порядка 400 автобусов.
С 2006 года завод начал выпуск автобусов 2-ого поколения. Первым стала полностью низкопольная модель МАЗ-203. На данный момент выпущено около 5800 автобусов, в том числе и в пригородной модификации. Кроме постсоветских республик эксплуатируется в Польше, Германии и Сербии.
С 2006 по 2021 год завод выпускал модель перронного автобуса МАЗ-171, предназначенного для доставки пассажиров от самолета к аэровокзалу. Кроме российских и белорусских аэропортов эксплуатируются в Кишиневе, Баку и Румынии. Построено около 100 единиц. С 2019 года началось производство улучшенной модели перронного автобуса МАЗ-271. Построено 6 штук, работают в Киеве и Омске.
В том же году началось серийное производство полунизкопольного автобуса среднего класса МАЗ-206. На данный момент завод построил около 4 тыс. автобусов.
С 2007 года было налажено производство пригородной модификации МАЗ-206 - МАЗ-226 с увеличенным количеством мест для сидения.
С 2009 года началось производство низкопольного сочлененного двухсекционного автобуса МАЗ-205. Построено 8 экземпляров, которые работают в России и Польше. В 2013 году производство свернуто в пользу модели МАЗ-215.
С 2010 началось производство междугороднего автобуса МАЗ-231. Производился до 2021 года. Параллельно с 2013 года выпускался автобус МАЗ-232 нацеленный на международные и туристические перевозки.
С 2013 года вместо МАЗ-205 выпускается сочлененный автобус МАЗ-215, отличающийся от предшественника увеличенным количеством дверей. На данный момент построено около 500 автобусов. Кроме бывшего СССР работают в Монголии и Сербии.
В 2013-2018 годах выпускался пригородный автобус малого класса МАЗ-241. Построено порядка 700 штук.
С 2018 года выпускается сочлененная модель МАЗ-216 с "толкающим" приводом. Построено 147 экземпляров, которые работают в Санкт-Петербурге, Пскове, Минске и Астане.
С 2019 года началось производство автобусов 3-его поколения. Первой стала низкопольная модель МАЗ-303. Построено 14 экземпляров, работают в Белоруссии и Санкт-Петербурге.
В 2021-2022 году для африканской республики Того завод собрал 22 автобуса SUB-131 на шасси грузовика.
В 2023 году завод представил новый полунизкопольный автобус среднего класса МАЗ-210 удлиненный на 1.2 метра по сравнению с МАЗ-206. Выпущен 1 экземпляр.
С 2023 года начнётся производство сочлененного автобуса МАЗ-303, полунизкопольных автобусов среднего класса МАЗ-306 и МАЗ-310.
В 2023 году должен начаться выпуск междугородно-туристического автобуса МАЗ-350.
Троллейбусы
Выпуская автобусы для Минского автозавода вполне логично выпуск троллейбусов в автобусных кузовах. Первым был троллейбус МАЗ-103Т, собранный в кузове автобуса МАЗ-103. Он выпускался с 1999 по 2005 год. Работают в Киеве, Минске и Гродно. С 2002 по 2014 года из машинокомплектов МАЗ-103 велась сборка троллейбусов на заводах "ЭТОН", "Белкоммунмаш", ЮМЗ и СВАРЗ.
С 2009 года завод собирает троллейбусы МАЗ-203Т в кузове автобуса МАЗ-203. Так же, сборка из готовых машинокомплектов ведется на "Белкоммунмаше", ЮМЗ, СВАРЗе, ЭТОНе, УТТЗ.
В 2014 и 2020 годах построено по троллейбусу МАЗ-215Т в кузове сочлененного автобуса МАЗ-215. Работают в Бобруйске и Витябске.
В 2021 году построен 1 троллейбус МАЗ-303Т, на базе одноименного автобуса.
Электробусы
Не обошел Минский автозавод стороной и электробусы.
В 2018 году завод собрал 1 электробус МАЗ-203Е в кузове автобуса МАЗ-203. Оборудован пантографом для зарядки от троллейбусной контактной сети. Единственный экземпляр находится в Москве.
С 2019 года выпускается электробус с ночной зарядкой МАЗ-303Е в кузове автобуса МАЗ-303. Выпущено 12 экземпляров, работают в городах Беларуси и Санкт-Петербурге.
В 2023 году представлен перронный электробус МАЗ-271Е на базе одноименного автобуса.
Нереализованные проекты
Как и у любого предприятия, у МАЗа были не реализованные, или не пошедшие в серию модели.
В 2000-2001 годах построено 1 высокопольный автобус среднего класса МАЗ-106. Серийно не производился.
***
Сейчас Минский автозавод на своем сайте предлагает приобрести следующую пассажирскую технику: автобусы МАЗ-203, МАЗ-206, МАЗ-216, МАЗ-226, МАЗ-231, МАЗ-232, МАЗ-257, МАЗ-271 и МАЗ-303; троллейбус МАЗ-203Т и электробус МАЗ-303Е10.
***
Итак, подводим итоги. За 81 год своего существования Минский автозавод производит автобусы уже целых 31 год. Практически с нуля создав на предприятии новое направление производства. Начав с выпуска автобусов из готовых немецких машинокомплектов завод вышел в лидеры отрасли, поставляя свою пассажирскую технику не только по всем постсоветским республикам, но и даже в страны Европы и Африки. Это о многом говорит.
Не смотря на ситуацию с западными санкциями автобусное подразделение МАЗа смогло без проблем переориентироваться на приобретение китайских комплектующих с отказом от традиционных немецких двигателей и КПП.
За 31 год производства автобусной техники завод выпускал ставшие легендарными автобусы МАЗ-103, а на базе автобусных кузовов завода различные промышленные предприятия выпускали свою продукцию, в том числе и троллейбусы.
МАЗ идет в ногу со временем активно внедряя новые модели. Именно в Минске начали сборку первого на постсоветском пространстве сочлененного автобуса и низкопольного автобуса среднего класса. А с недавнего времени начал производство электробусов.
Продукция МАЗ славится своей простотой в обслуживании, непринужденным дизайном, продуманной планировкой салонов и высоким качеством продукции. Не зря же очередь на закупку автобусной техники МАЗ расписана на годы вперед.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие публикации канала: