Найти тему

Минский автомобильный завод: от грузовиков к автобусам и троллейбусам

Оглавление

Сегодня познакомимся с одним из крупнейших производителей автобусов на постсоветском пространстве - Минским автозаводом. Уникальность ситуации в том, что еще лет 30 назад завод занимался выпуском исключительно грузовиков, но независимость Белоруссии и необходимость в собственных автобусах кардинально изменило ситуацию. И сейчас МАЗ поставляет свои автобусы не только в Беларусь и страны бывшего СССР, но и за рубеж.

Проходная Минского автомобильного завода, скрин с экрана Яндекс. Панорамы https://yandex.ru/maps/157/minsk/house/Zk4YcAJjT0ICQFtpfXR3c39iZw==/?l=stv%2Csta&ll=27.653675%2C53.862313&panorama%5Bdirection%5D=149.473921%2C8.276687&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=27.654809%2C53.862631&panorama%5Bspan%5D=94.284485%2C60.000000&z=16
Проходная Минского автомобильного завода, скрин с экрана Яндекс. Панорамы https://yandex.ru/maps/157/minsk/house/Zk4YcAJjT0ICQFtpfXR3c39iZw==/?l=stv%2Csta&ll=27.653675%2C53.862313&panorama%5Bdirection%5D=149.473921%2C8.276687&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=27.654809%2C53.862631&panorama%5Bspan%5D=94.284485%2C60.000000&z=16

История

История завода началась в 1942 году. На территории воинской части в деревне Красное Урочище, недалеко от Минска немецкими оккупантами был организован завод по ремонту военной техники. Завод получил название "Грос-К-Верк".

В 1944 году, в освобожденной Беларуси на на территории бывшего завода "Грос-К-Верк" был организован Минский автосборочный завод, занимавшийся сборкой поступивших по ленд-лизу грузовиков.

После окончания войны завод стал автомобильным и продолжал досборку машинокомплектов, поступивших по ленд-лизу но не успевших попасть на фронт но уже для нужд народного хозяйства. С 1947 года завод наладил сборку грузовиков МАЗ-205.

К 1950 году было закончено строительство цехов завода. А в 1950-е годы было организовано собственное конструкторское бюро. В конце 1950-х годов завод начал выпуск грузовиков 500-ой серии.

В 1992 году завод начал выпуск автобусов, а в 1999 году - троллейбусов.

В 1997 году было создано совместное предприятие "МАЗ-МАН". Грузовики оснащались шасси МАЗ, но при этом кабина и двигатели устанавливались немецкие, производства MAN.

В 2004 году был открыты автосборочные заводы МАЗ в Иране, а в 2007 году - в Азербайджане.

Модельный ряд пассажирской техники

Автобусы

История производства пассажирской техники на МАЗе началась с выпуска автобусов Neoplan N4014 в 1992 году из готовых машинокомплектов. Всего было собрано 4 экземпляра.

В 1993-1998 годах завод собирал автобус МАЗ-101, доработанный вариант Neoplan с отечественными комплектующими. Всего было изготовлено 41 автобус, экспортировавшиеся в Минске.

С 1996 года завод начал выпуск свой самой массовой модели - полунизкопольного МАЗ-103. Модель производилась до 2022 года, построено чуть менее 8 тысяч экземпляров, разошедшиеся по городам бывшего СССР и даже в Европу.

г. Архангельск, Ленинградский просп., автобус МАЗ-103, маршрут № 5
г. Архангельск, Ленинградский просп., автобус МАЗ-103, маршрут № 5
Сербия, г. Белград, автобус МАЗ-103
Сербия, г. Белград, автобус МАЗ-103

В 1996-2006 годах строился автобус МАЗ-104 - полностью высокопольная версия МАЗ-103. За 10 лет производства построено чуть более 1000 автобусов, как в городской, так и в пригородной и междугородней версиях.

В 1999-2017 годах строился полунизкопольный двухсекционный, сочлененный автобус МАЗ-105. Построено около 2000 штук, кроме городов России, Белоруссии, Украины и Казахстана, работали на Кубе.

г. Северодвинск, Советская улица, автобус МАЗ-105, маршрут № 3
г. Северодвинск, Советская улица, автобус МАЗ-105, маршрут № 3

В 1999 году началось производство междугороднего автобуса МАЗ-152. До 2014 года завод выпустил порядка 820 единиц автобусов.

В 2001-2019 годах выпускался 3-х осный полунизкопольный автобус особо большого класса МАЗ-107. Построено около 1100 экземпляров, кроме бывших советских республик работают в Польше, Румынии и Кубе.

В 2003-2005 годах выпускались санитарно-гигиенические автобусы МАЗ-163, по факту туалет. Построено 14 экземпляров.

С 2005 по 2014 год выпускался высокопольный пригородный автобус среднего класса МАЗ-256, с 2018 года началось производство высокопольного пригородного автобуса МАЗ-257.

В 2005-2022 годах производился туристический автобус большого класса МАЗ-251. Построено порядка 400 автобусов.

С 2006 года завод начал выпуск автобусов 2-ого поколения. Первым стала полностью низкопольная модель МАЗ-203. На данный момент выпущено около 5800 автобусов, в том числе и в пригородной модификации. Кроме постсоветских республик эксплуатируется в Польше, Германии и Сербии.

г. Архангельск, ул. Никитова, автобус МАЗ-203, маршрут № 44
г. Архангельск, ул. Никитова, автобус МАЗ-203, маршрут № 44
Сербия, г. Белград, автобус МАЗ-203
Сербия, г. Белград, автобус МАЗ-203

С 2006 по 2021 год завод выпускал модель перронного автобуса МАЗ-171, предназначенного для доставки пассажиров от самолета к аэровокзалу. Кроме российских и белорусских аэропортов эксплуатируются в Кишиневе, Баку и Румынии. Построено около 100 единиц. С 2019 года началось производство улучшенной модели перронного автобуса МАЗ-271. Построено 6 штук, работают в Киеве и Омске.

В том же году началось серийное производство полунизкопольного автобуса среднего класса МАЗ-206. На данный момент завод построил около 4 тыс. автобусов.

г. Северодвинск, ул. Ленина, автобус МАЗ-206, маршрут № 3
г. Северодвинск, ул. Ленина, автобус МАЗ-206, маршрут № 3

С 2007 года было налажено производство пригородной модификации МАЗ-206 - МАЗ-226 с увеличенным количеством мест для сидения.

г. Архангельск, Ленинградский просп., автобус МАЗ-226, маршрут № 104
г. Архангельск, Ленинградский просп., автобус МАЗ-226, маршрут № 104

С 2009 года началось производство низкопольного сочлененного двухсекционного автобуса МАЗ-205. Построено 8 экземпляров, которые работают в России и Польше. В 2013 году производство свернуто в пользу модели МАЗ-215.

С 2010 началось производство междугороднего автобуса МАЗ-231. Производился до 2021 года. Параллельно с 2013 года выпускался автобус МАЗ-232 нацеленный на международные и туристические перевозки.

С 2013 года вместо МАЗ-205 выпускается сочлененный автобус МАЗ-215, отличающийся от предшественника увеличенным количеством дверей. На данный момент построено около 500 автобусов. Кроме бывшего СССР работают в Монголии и Сербии.

В 2013-2018 годах выпускался пригородный автобус малого класса МАЗ-241. Построено порядка 700 штук.

С 2018 года выпускается сочлененная модель МАЗ-216 с "толкающим" приводом. Построено 147 экземпляров, которые работают в Санкт-Петербурге, Пскове, Минске и Астане.

С 2019 года началось производство автобусов 3-его поколения. Первой стала низкопольная модель МАЗ-303. Построено 14 экземпляров, работают в Белоруссии и Санкт-Петербурге.

В 2021-2022 году для африканской республики Того завод собрал 22 автобуса SUB-131 на шасси грузовика.

В 2023 году завод представил новый полунизкопольный автобус среднего класса МАЗ-210 удлиненный на 1.2 метра по сравнению с МАЗ-206. Выпущен 1 экземпляр.

С 2023 года начнётся производство сочлененного автобуса МАЗ-303, полунизкопольных автобусов среднего класса МАЗ-306 и МАЗ-310.

В 2023 году должен начаться выпуск междугородно-туристического автобуса МАЗ-350.

Троллейбусы

Выпуская автобусы для Минского автозавода вполне логично выпуск троллейбусов в автобусных кузовах. Первым был троллейбус МАЗ-103Т, собранный в кузове автобуса МАЗ-103. Он выпускался с 1999 по 2005 год. Работают в Киеве, Минске и Гродно. С 2002 по 2014 года из машинокомплектов МАЗ-103 велась сборка троллейбусов на заводах "ЭТОН", "Белкоммунмаш", ЮМЗ и СВАРЗ.

г. Москва, просп. Вернадского, троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6235.00, маршрут № 34
г. Москва, просп. Вернадского, троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6235.00, маршрут № 34

С 2009 года завод собирает троллейбусы МАЗ-203Т в кузове автобуса МАЗ-203. Так же, сборка из готовых машинокомплектов ведется на "Белкоммунмаше", ЮМЗ, СВАРЗе, ЭТОНе, УТТЗ.

г. Москва, Нижняя Красносельская ул., троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275.00, маршрут № Т
г. Москва, Нижняя Красносельская ул., троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275.00, маршрут № Т

В 2014 и 2020 годах построено по троллейбусу МАЗ-215Т в кузове сочлененного автобуса МАЗ-215. Работают в Бобруйске и Витябске.

В 2021 году построен 1 троллейбус МАЗ-303Т, на базе одноименного автобуса.

Электробусы

Не обошел Минский автозавод стороной и электробусы.

В 2018 году завод собрал 1 электробус МАЗ-203Е в кузове автобуса МАЗ-203. Оборудован пантографом для зарядки от троллейбусной контактной сети. Единственный экземпляр находится в Москве.

С 2019 года выпускается электробус с ночной зарядкой МАЗ-303Е в кузове автобуса МАЗ-303. Выпущено 12 экземпляров, работают в городах Беларуси и Санкт-Петербурге.

В 2023 году представлен перронный электробус МАЗ-271Е на базе одноименного автобуса.

Нереализованные проекты

Как и у любого предприятия, у МАЗа были не реализованные, или не пошедшие в серию модели.

В 2000-2001 годах построено 1 высокопольный автобус среднего класса МАЗ-106. Серийно не производился.

***

Сейчас Минский автозавод на своем сайте предлагает приобрести следующую пассажирскую технику: автобусы МАЗ-203, МАЗ-206, МАЗ-216, МАЗ-226, МАЗ-231, МАЗ-232, МАЗ-257, МАЗ-271 и МАЗ-303; троллейбус МАЗ-203Т и электробус МАЗ-303Е10.

***

Итак, подводим итоги. За 81 год своего существования Минский автозавод производит автобусы уже целых 31 год. Практически с нуля создав на предприятии новое направление производства. Начав с выпуска автобусов из готовых немецких машинокомплектов завод вышел в лидеры отрасли, поставляя свою пассажирскую технику не только по всем постсоветским республикам, но и даже в страны Европы и Африки. Это о многом говорит.

Не смотря на ситуацию с западными санкциями автобусное подразделение МАЗа смогло без проблем переориентироваться на приобретение китайских комплектующих с отказом от традиционных немецких двигателей и КПП.

За 31 год производства автобусной техники завод выпускал ставшие легендарными автобусы МАЗ-103, а на базе автобусных кузовов завода различные промышленные предприятия выпускали свою продукцию, в том числе и троллейбусы.

МАЗ идет в ногу со временем активно внедряя новые модели. Именно в Минске начали сборку первого на постсоветском пространстве сочлененного автобуса и низкопольного автобуса среднего класса. А с недавнего времени начал производство электробусов.

Продукция МАЗ славится своей простотой в обслуживании, непринужденным дизайном, продуманной планировкой салонов и высоким качеством продукции. Не зря же очередь на закупку автобусной техники МАЗ расписана на годы вперед.

г. Архангельск, Ленинградский просп., автобус МАЗ-203, маршрут № 44
г. Архангельск, Ленинградский просп., автобус МАЗ-203, маршрут № 44

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие публикации канала: