Сегодня познакомимся с одним из крупнейших трамвайных заводов России - Усть-Катавским вагоностроительным.
Завод расположен в городе Усть-Катаве Челябинской области. Кроме производства трамваев занимается изготовлением лифтов, прочей металлургической, насосной и газорегулирующей продукции и продукции оборонного значения для ракетно-космической отрасли и корпорации "Роскосмос".
Основной же гражданской продукцией завода являются трамваи, которые он произволит с 1901 года, 50% всех трамваев России - родом из Усть-Катава, здесь же выпускался самый массовый трамвай на планете - 71-605 - более 14 тыс. экземпляров!
Все трамваи, выпущенные на УКВЗ имеют "в народе" название КТМ (Кировский трамвай моторный). С 1976 года индекс модели трамваев дается по Единой нумерации моделей, где "71" - означает "трамвай", "6" - код завода, в нашем случае - УКВЗ, и следующие цифры - номер модели. Так, из индекса модели 71-608, мы понимаем, что перед нами трамвай производства УКВЗ, модель 8-ая.
История завода
В 1758 году был открыт Железоделательный завод, основанный братьями Твердышевыми и купцом Месняковым. Вокруг завода и образовался поселок, расположенный в месте слияния рек Катав и Юрюзань. В 1774 году во время пугачевского восстания завод и поселок были сожжены. Но уже на следующий год завод был восстановлен.
В конце 19 века завод был передан в концессию франко-бельгийской компании, после чего перепрофилирован на вагоностроение. После чего с 1901 года завод занялся выпуском трамваев. За время концессии на территории предприятия было построено 10 цехов. С 1903 года завод начинает выпуск крытых железнодорожных вагонов и платформ.
После революции, в 1919 году завод был национализирован, но продолжил свою работу, продолжая выпускать железнодорожные вагоны.
Во время войны благодаря поступлению оборудования с эвакуированных заводов начал выпускать технику военного назначения: платформы для зениток, авиабомбы, заряды и минометы, танковые пушки.
После войны завод восстановил производство трамваев, а так же расширил производство, например начал выпускать детские велосипеды и оборонную продукцию.
С 1960 года на заводе существует специализированное конструкторское бюро, занимающиеся разработкой трамвайных вагонов. Трудно представить, но в 60-е-70-е годы завод выпускал по 750 вагонов в год!
В 2006 году УКВЗ впервые в России разработал современный трехсекционный трамвай с переменным уровнем пола - 71-630.
В 2011 году завод становиться филиалом ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева».
Модельный ряд
С 1901 года завод начал выпускать открытые трамваи для Тифлиса. Их производство было завершено в 1909 году, и завод перешел на выпуск железнодорожных вагонов.
Заново производством трамваев УКВЗ занялся в 1937, начав выпуск двухосных вагонов: моторного Х и прицепного М, до этого они выпускались в Мытищах. Вагоны производились для путей с колей 1524 мм, "европейской" 1435 мм и узкой 1000 мм. Завод выпускал по 150 вагонов в год. С 1941 года производство Х и М было свернуто, в пользу производства военной продукции.
С 1947 года завод наладил производство поездов из двухосных вагонов: моторного КТМ-1 и прицепного КТП-1. Сняты с производства с 1961 года, всего выпущено свыше 2200 поездов.
На смену КТМ-1 и КТП-1 с 1961 года завод освоил выпуск новых двухосников: КТМ-2 и КТП-2, с более современным интерьером салона. Их производство прекращено в 1969 году, и выпущено более 3400 поездов.
В 1962 году завод собрал поезд из новых вагонов КТМ-3 и КТП-3 - продолжение линейки двухосных трамвайных поездов. Но дальше одного поезда дело не пошло.
В 1963 году УКВЗ собрал 2 вагона КТМ-5, в отличии от серийных образов они имели округлый кузов, по примеру ЛМ-57.
А уже с 1969 года завод начал серийно выпускать трамвай с уже прямоугольным, но пластиковым кузовом КТМ-5М. До 1971 года УКВЗ собрал 620 вагонов.
С 1971 года вместо КТМ-5М началось производство модернизированного вагона 71-605, уже с металлическим кузовом. К 1992 году завод выпустил чуть менее 13 тыс. трамваев.
В 1975 году завод собрал 2 опытных вагона 71-606 с более широким кузовов и усовершенствованным электрооборудованием. В серию не пошел.
А в 1988 году завод собрал 2 вагона модели 71-608, оборудованных ТИСУ. И начиная с 1991 года завод начал серийное производство серии 71-608 с установкой классической РКСУ (71-608К) и дальнейшей модернизации модели (71-608КМ).
В 1992-1995 годах завод собрал вагоны серии 71-611 - вариант 71-608КМ для скоростного трамвая с дверьми с обоих сторон, а так же активный прицеп 71-611П - с дверьми с обоих сторон, но без кабины управления. Всего выпущено 10 трамваев 71-611 и 3 прицепных 71-611П. Такие трамваи предлагались для систем скоростного трамвая.
В 1994 году на базе 71-605 был собран 1 вагон 71-609, оборудованный ТИСУ завода "Динамо".
В 1995-1997 годах УКВЗ выпускал трамваи 71-615 - версия 71-608КМ для колеи 1000 мм. Произведено 11 экземпляров.
А в 1995-1999 году завод выпускал вагоны 71-617 - стажерские вагоны на базе 71-608 и 71-608КМ. Произведено 12 штук для Москвы.
В 1996 году собрано 2 вагона 71-616, совместного производства Siemens, Duewag, УКВЗ и завода "Динамо", оборудованные ТИСУ.
В 1998-1999 года в кузове 71-616 выпущено 2 вагона 71-619, оборудованные ТИСУ, а с 1999 года началось серийное производство серии. Трамваи выпускались с РКСУ (71-619К), КТСУ (71-619КТ). Особой вехой стала установка асинхронных тяговых приводов на модификации 71-619А.
В 2000 году собран 1 вагон модели 71-621 - укороченной версии 71-619.
В 2006 году собран 1 вагон модели 71-630 - 3-х секционный сочлененный, частично низкопольный трамвай с двумя кабинами управления и дверьми с обоих сторон - первый в стране трамвай такого типа.
С 2009 года завод выпускает серию 71-623 - трамвай с переменным уровнем пола. Всего произведено более 400 вагонов, в том числе имеется вариант с дверьми с двух сторон (71-623-03).
С 2011 года завод выпускает серию 3-х секционных, сочлененных трамваев с переменным уровнем пола - 71-631. В том числе выпускаются варианты с 2 кабинами управления и дверьми с обоих сторон. Всего выпущено около 60 трамваев.
В 2015 и 2019 годах собраны полностью низкопольные 3-х секционные сочлененные вагоны 71-633. В связи с отсутствием заказов - в серию не пошли, выпущено всего 2 штуки.
С 2020 года выпускается 2-х секционный низкопольный сочлененный трамвай 71-142, разработанный ООО "ПТМЗ". На УКВЗ ведется лишь сборка трамваев.
С 2021 года выпускается полностью низкопольный 4-ых осный трамвай 71-628.
*приведены только серии моделей, более мелкие модификации трамваев не описаны.
Нереализованные проекты
В 1964 году завод разработал проект сочлененного трамвая КТМ-4С, представляющего собой соединенные узлом сочленения КТМ-3 и КТП-3. Но из-за отсутствия необходимых элементов узла, так и не был воплощен в жизнь.
Через год в 1965 году был разработан проект сочлененного трамвая КТМ-5С, представляющий собой два вагона КТМ-5М, соединенные узлом сочленения. Из-за подготовки производственной линии к выпуску серии КТМ-5, трамвай КТМ-5С не был реализован.
В 1979-1980 годах завод разрабатывал вагон 71-607 - очередной вариант двухсекционного сочлененного трамвая с пониженным уровнем пола. Не реализован.
В 1987 году завод разрабатывал проект 3-х секционного сочлененного трамвая 71-612, из-за экономическим проблем не реализован.
В середине 1990-х УКВЗ разработал трамвай 71-610 с усовершенствованными тележками. Не реализован.
Так же не был реализован вагон 71-614 - активный прицеп для 71-608, разработанный в 1995 году.
В 1997 году завод разрабатывал проект вагона 71-618 с зауженным кузовом для колеи 1000 мм и 1435 мм. В связи с отсутствием заказов не реализован.
В 2000 году на базе 71-619 завод разрабатывал проект 6-и осного сочлененного трамвая 71-620. Не осуществлен.
В 2004 году разрабатывался вагон 71-622 - частично низкопольный трамвай на базе 71-619. Не реализован.
В 2009 году завод начал сборку трамваев 71-624 - вагона 71-623 с двумя кабинами управления. Но в связи с отсутствием заказов проект не реализован, собранные трамваи переделаны в обычные 71-623. В последствии наработки использовались при создании 71-623-03.
В 2013 году УКВЗ разработал трамвай 71-625 - первый полностью низкопольный 4-х осный вагон. В 2014 году конструкторы. разрабатывавшие его перешли на работу в ПК "Транспортные системы", реализовав там трамвай 71-911 "Сити стар", взяв за основу наработки от 71-625.
***
За свою 263 летнюю историю УКВЗ выпускает трамваи всего 86 лет, что в рамках мировой истории - капля в море. Но тем не менее за эти 86 лет трамваи из Усть-Катава стали его визитной карточкой, что двухосные поезда КТМ-1 и КТП-1. По десяткам городов бывшего СССР продолжают работать самые массовые трамваи 71-605. Трамваем 90-х - стал 71-608, а 2000-х - 71-619. А менять представления о трамвае в России стали современные низкопольники - 71-623 и 71-631.
Не смотря на проблемы и 90-х и 2000-х и даже 2010-х годов Усть-Катавский вагоностроительный завод не отказывается от своего "гражданского" направления производства - трамваев. За 86 трамвайного производства УКВЗ выпустил 28000 трамвайных вагонов. В истории завода были взлеты и падения. В 1970-е годы завод выпускал по 750 вагонов год! На современном этапе объемы конечно не такие - трудно представить, но в 2015 году завод собрал всего 23!!! вагона. Кроме того, в 2013 году часть конструкторов, разрабатывавших новые модели трамваев перешли к конкуренту, и УКВЗ остался у разбитого корыта.
Но сейчас ситуация лучше: завод в этом году поставляет трамваи в Краснодар, Новокузнецк. Планируется поставка новых трамваев Челябинск, Магнитогорск и даже в Москву. Для сборки вагонов в 2022 году планируется построить новый цех.
Завод продолжает разрабатывать новые модели трамваев - так одна из разработок 3-х секционный, полностью низкопольный, сочлененный, 8-и осный трамвай 71-648. Идет разработка 5-и секционного полностью низкопольного сочлененного трамвая 71-655. Но и главное, завод предлагает возможность заказчикам самим собрать трамвай, как конструктор из 2-9 секций-модулей, что позволяет выбрать трамвай нужной длины в зависимости от напряженности маршрута.
Р.S.
В Усть-Катаве существует живописная испытательная трамвайная линия, на которой проходят ходовые испытания, практически все выпущенные на заводе вагоны. В 1973-1997 году линия использовалась для перевозок пассажиров. Но это, как говориться, совершенно другая история.....
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте статьи о трамвайных вагонах УКВЗ: