Найти тему
Транспортная планета

"Транс-Альфа": троллейбусный завод из Вологды

Сегодня поведем рассказ об одном из молодых троллейбусных заводов России. Созданный на базе механического, вологодский завод "Транс-Альфа" создал первый российский низкопольник, а так же его продукция работает в десятках троллейбусных хозяйств страны, в том числе и Санкт-Петербурге.

г. Санкт-Петербург, Дворцовый пр., маршрут №7, троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард"
г. Санкт-Петербург, Дворцовый пр., маршрут №7, троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард"

История

История "Транс-Альфы" началась еще в 1969 году, когда был основан Вологодский ремонтно-механический завод. Он проводил ремонт экскаваторов, двигателей, тракторов, а так же производил передвижные диспетчерские пункты и вахтовые автобусы на шасси УАЗов.

В 1992 году завод переименовали в механический, а на следующий год он стал частью Вологодской холдинговой компании, в состав котрой входило так же троллейбусное предприятие Вологды.

В 1994 году Вологодский механический завод был акционирован, после чего было решено на базе завода организовать производство троллейбусов, как наиболее перспективного и менее конкурентного. На тот период в стране имелся только один троллейбусный завод - ЗАО "ТролЗа" в городе Энгельсе.

В 1995 году ВМЗ начал проводить капитальный ремонт троллейбусов изначально для Вологды, а затем и для других городов страны.

С 1996 года ВМЗ начал производство по лицензии чешских троллейбусов Škoda 14Tr. Спустя год завод наладил выпуск троллейбусов собственной разработки - ВМЗ-170 - практически идентичные энгельским троллейбусам ЗиУ-682В. С 1999 года завод запускает производство своей оригинальной модели ВМЗ-263, а спустя год начнется серийное производство ВМЗ-5298. В 2000 году завод собирает первый в стране низкопольный троллейбус ВМЗ-5298.01, за что в 2002 году модель станет лауреатом конкурса "100 лучших товаров России".

2013 г., г. Владимир, троллейбус ВМЗ-5298.01
2013 г., г. Владимир, троллейбус ВМЗ-5298.01

С 2001 года завод получает современное название - "Транс-Альфа Электро", начинает выпуск автобусов ВМЗ-5278.

С 2003 года начинается производство сочлененного троллейбуса ВМЗ-6215, а с 2006-ого - низкопольной "гармошки" - ВМЗ-62151.

В 2013 году завод чуть не закрылся, став банкротом. В 2017 году предприятие получило новое название - "Стройтранс", продолжая выпуск троллейбусов.

В 2019 году завод наладил выпуск электробуса ВМЗ-5298.02 "Сириус". А заводу было возвращено прежнее название - "Транс-Альфа".

Модельный ряд троллейбусов

С 1995 года завод собирал троллейбусы ВМЗ-100, внешне и по конструкции схожий с ЗиУ-682В. До 2001 года было построено около 70 машин. Они работали на улицах Архангельска, Мурманска, Березняков, Братска, Вологды и других городов.

В 1996-1998 годах на Вологодском механическом заводе велась сборка троллейбусов Škoda 14TrМ по чешской лицензии. Завод построил 41 троллейбус, которые работали в Вологде и Белгороде, а так же в Великом Новгороде.

В 1997-2003 годах завод производил ВМЗ-170. От ВМЗ-100 он отличался выносом электрооборудования из под днища троллейбуса на его крышу. Часть машин в 2006-2008 годах производились в качестве кузовов и в Санкт-Петербурге проходили как КВР старых троллейбусов. Было выпущено 130 экземпляров.

2008 г., г. Архангельск, наб. Северной Двины, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-170
2008 г., г. Архангельск, наб. Северной Двины, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-170

В 1999 году был собран троллейбус ВМЗ-263 с ЗиУ-подобным кузовом и фарами от Шкоды. Построен 1 экземпляр для Новосибирска.

Схожий по дизайну троллейбус ВМЗ-273 был построен в том же году. Работает в Ижевске.

В 2000 году завод собрал 2 троллейбуса ВМЗ-201 уже в "оригинальном" кузове от ВМЗ с квадратными фарами и поворотными дверьми. Построено 2 троллейбуса для Новосибирска.

С 2000 года завод наладил серийный выпуск ВМЗ-5298 "Лидер", оборудованный классической РКСУ. До 2015 года построено 438 экземпляров разных модификаций. Среди них 2 троллейбуса впервые в России с функцией автномного хода. Часть машин приходила в Санкт-Петербург в качестве кузовов первой комплектации для КВР старых троллейбусов.

2006 г., г. Санкт-Петербург, Литейный пр., маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-5298-020
2006 г., г. Санкт-Петербург, Литейный пр., маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-5298-020

В 2001 году завод собрал троллейбус ВМЗ-184, отличался от ВМЗ-170 другим кожухом на крыше. Построена 1 машина для Новосибирска.

В 2001 году был построен троллейбус ВМЗ-373, оборудованный ТИСУ. Одина машина работала в Москве.

С 2003 года завод начал производство первых российских низкопольников ВМЗ-5298.01. До 2009 года завод построил 230 машин в разных модификациях.

2020 г., г. Санкт-Петербург, Заневский пр., маршрут № 22
2020 г., г. Санкт-Петербург, Заневский пр., маршрут № 22

В 2003-2008 годах выпускался высокопольный сочлененный троллейбус ВМЗ-6215. Построено 16 штук, которые работали в Санкт-Петербурге, Братске и Вологде. Является удлиненной версией ВМЗ-5298.

2020 г., г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, маршрут № 20, троллейбус ВМЗ-6215
2020 г., г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, маршрут № 20, троллейбус ВМЗ-6215

В 2007 году начался выпуск нового низкопольного троллейбуса ВМЗ-5298.01 "Авангард". Данный троллейбус производится до сих пор, в том числе и модификация с функцией удлинённого автономного хода до 30 км. Построено свыше 700 машин.

2020 г., г. Санкт-Петербург, Невский пр., маршрут № 22, троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард"
2020 г., г. Санкт-Петербург, Невский пр., маршрут № 22, троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард"

С 2006 года завод выпускает низкопольный сочлененный троллейбус ВМЗ-62151 "Премьер". На данный момент построено 48 машин, которые работают в Санкт-Петербурге, ранее работали в Москве.

В 2009-2015 годах "Транс-Альфа" собирала троллейбус ВМЗ-52981, внешне походивший на ВМЗ-5298, но отличавшийся более низким полом и швелерной рамой. Троллейбусы для Санкт-Петербурга проходили в качестве кузовов для проведения КВР старых троллейбусов.

В 1999-2003 годах производился КВР троллейбусов ЗиУ-682 за заменой кузова на аналогичные ВМЗ-100 или ВМЗ-170.

Модельный ряд автобусов

В 2001 и 2003 годах построено по 1 автобусу ВМЗ-5278 в кузове троллейбуса ВМЗ-5298. Оборудовались дизельными двигателями от ЯМЗ и коробкой-автоматом от Voith.

В 2008-2011 года завод выпускал автобус ВМЗ-4252 "Олимп" в кузове троллейбуса "Авангард".

В 2009-2010 годах строился пригородный двухдверный автобус ВМЗ-42521 "Олимп". Построено 3 единицы.

Модельный ряд электробусов

В 2019 и 2021 году построено по 1 электробусу ВМЗ-5298.02 "Сириус". Машина может передвигаться без подзарядки 240 км. Завод предлагает данную модель к приобретению.

***

Не смотря на сложную ситуацию в 2013-2017 годах "Транс-Альфа" вновь начала завоевывать позиции и массово поставлять свою продукцию. Среди самых больших пользователей техники завода такие города, как Санкт-Петербург, Мурманск, Махачкала, Калининград, Владивосток и десятки других троллейбусных городов страны. До закрытия троллейбусного движения троллейбусы работали в столице. Кроме того троллейбусы от "Транс-Альфы" проставлялись и за рубеж - в молдавские Тирасполь, Бендеры, Бельцы и кыргыстанский Бишкек.

Троллейбусы завода "Транс-Альфа" зачастую ругают за низкое качество сборки, разные по своей комплектации троллейбусы из одной партии и т. п. Так же хочется, что бы завод провел уже назревшую модернизацию модельного ряда, как когда-то в 2006 году удивил всех своим "космическим" дизайном "Авангарда".

Не смотря на все недостатки троллейбусы "Транс-Альфа" прочно заняли свою позицию на троллейбусном рынке страны. Вологодские троллейбусы составляют большое количество машин в Санкт-Петербурге, где они работают на центральном Невском проспекте, играя роль "показательного" транспорта.

А с началом производства троллейбусов с удлиненным автономных ходом, а так же электробусов для "Транс-Альфы" открываются еще большие перспективы. Надеюсь, что завод из Вологды модернизирует свой модельный ряд и продолжит занимать лидирующие позиции на общероссийском и даже мировом рынках. Ведь в 2000 году именно "Транс-Альфа" построила первый российский низкопольник, а в 2006-ом первый российский сочлененный низкопольник.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о транспортных заводах: