Найти тему
Транспортная планета

Ликинский автобусный завод

Оглавление

Автобусы под маркой "ЛиАЗ" знакомы уж точно каждому горожанину из бывшего Советского Союза и теперь России. Ведь завод из небольшого городка Ликино-Дулево в Подмосковье снабжал всю страну легендарными автобусами ЛиАЗ-677. Но и сейчас не снижает обороты производя по несколько сотен современных низкопольных автобусов, правда их география присутствия в разы меньше.

Архангельск, ул. Советская, автобус ЛиАЗ-5256.36
Архангельск, ул. Советская, автобус ЛиАЗ-5256.36

История

История завода началось в далеком 1937 году, когда начал работу Лесохимический опытный завод облагораживания древесины. Он занимался производством древесных плит из прессованной древесины.

В 1944 году предприятие было преобразовано в Ликинский машиностроительный завод, где было налажено производство электропил, станков, передвижных электростанций.

В связи с необходимостью наращивания производства автобусов было принято решение перенести его с завода ЗиЛ на новое специализированное предприятие - им был выбран машиностроительный завод в Ликино-Дулево. С 1959 года завод преобразован в Ликинский автобусный завод, куда перенесено производство автобусов ЗиЛ-158.

С 1967 года завод выпускает свою самую легендарную модель ЛиАЗ-677, к середине 1970-х годов ЛиАЗ выпускает по 10 тысяч автобусов в год! С 1986 года налаживается производство первого автобуса с установкой двигателя в заднем свесе - ЛиАЗ-5256.

В 1996 году завод прекратил производство из-за экономических проблем, а в 1997 году был признан банкротом, началось конкурсное производство.

В 2000 году завод входит в холдинг "Русские автобусы", а с 2005 года в "Группу ГАЗ", после чего начинается новая веха в истории предприятия.

Предприятие было модернизировано, за счет установки современного оборудования, что привело к возможности потокового производства автобусов. С этого периода разрабатываются новые моделей автобусов - в том числе низкопольные и полунизкопольные - в первые в России. В 2007-2008 году Ликинский автобусный завод даже производил троллейбусы ЛиАЗ-5280.

С 2015 года вся техника ЛиАЗ выпускается под брендом "ГАЗ".

С 2018 года завод выпускает первые в России электробусы ЛиАЗ-6274.

Модельный ряд автобусов

Самая первая модель автобуса, который начал выпускать Ликинский автобусный завод стал ЗиЛ-158. Производился на ЛиАЗе он с 1959 по 1970 год, и 2 года до этого на ЗиЛе. Всего выпущено более 50 тысяч автобусов и работали практически в любом городе СССР. Выводились из эксплуатации в конце 1970-х-начале 1980-х годов.

автобус ЗиЛ-158 в музее "Московский транспорт"
автобус ЗиЛ-158 в музее "Московский транспорт"

С 1967 года завод начал производство своей легендарной модели - ЛиАЗ-677. Знаменитые автобусы ездили на улицах практически всех городов Советского Союза. Главной особенностью ЛиАЗа-677 было наличие автоматической коробки передач, что для техники подобного рода было в диковинку. Производились на ЛиАЗе до 1994 года. Выводились из эксплуатации в 2000-е годы. Всего завод выпустил более 200 тысяч единиц данной модели.

автобус ЛиАЗ-677М в музее "Московский транспорт"
автобус ЛиАЗ-677М в музее "Московский транспорт"

С 1986 года в Ликино-Дулево было организовано производство автобусов ЛиАЗ-5256. От предшественников отличался прямоугольным кузовом, тремя дверными проемами, в которые были установлены поворотные двери, а так же двигатель был перенесен из передней части автобуса в задний свес, что позволило увеличить вместимость транспортного средства. Производился вплоть до 2021 года. Выпущено чуть более 25 тысяч экземпляров.

автобус ЛиАЗ-5256, г. Архангельск, Троицкий пр.
автобус ЛиАЗ-5256, г. Архангельск, Троицкий пр.

В 1989-1992 годах производилась специальная серия автобусов, созданная на базе пригородной версии ЛиАЗ-5256. Это автобус-видеосалон или передвижной кинотеатр - модель ЛиАЗ-5917; компьютерный центр - модель ЛиАЗ-5918 и автобус-медицинский центр - модель ЛиАЗ-5919. Выпущено 20 экземпляров.

Среди специализированных автобусов можно выделить серию автобусов-передвижных медицинских центров, созданных на базе модели ЛиАЗ-677. Это автобусы ЛиАЗ-5930, ЛиАЗ-5931 и ЛиАЗ-5932 "Магнолия".

В 2002 году на базе автобуса ЛиАЗ-5256 был создан первый отечественный сочлененный автобус, выпускавшийся серийно - ЛиАЗ-6212. Снят с производства в 2014 году. За этот период было собрано около 1300 автобусов.

С 2004 года завод выпускает первый низкопольный автобус ЛиАЗ-5292. На данный период выпущено около 11 тысяч единиц этой модели.

автобус ЛиАЗ-5292, г. Химки
автобус ЛиАЗ-5292, г. Химки

С 2006 года завод наладил сборку полунизкопольных автобусов ЛиАЗ-5293, разработанных на базе ЛиАЗ-5256. В отличие от него площадка у передней и средней двери - низкопольная, у задней двери - как у обычного выокопольного автобуса. Производился до 2021 года. Выпущено более 2000 экземпляров.

автобус ЛиАЗ-5293, г. Архангельск, Троицкий проспект
автобус ЛиАЗ-5293, г. Архангельск, Троицкий проспект

С 2008 года Ликинский автобусный завод организовал выпуск низкопольных сочлененных автобусов ЛиАЗ-6213. На данный момент произведено чуть менее 3000 экземпляров.

автобус ЛиАЗ-6213, г. Москва, Планерная ул.
автобус ЛиАЗ-6213, г. Москва, Планерная ул.

С 2014 года завод начал выпуск междугородних автобусов большого класса - ЛиАЗ-5251 "Вояж" и ЛиАЗ-5291 "Круиз". В том же году началось производство трехосного автобуса особо большого класса ЛиАЗ-6228 "Вояж L". Правда большого спроса на эти модели не наблюдается.

С 2015 года завод вышел на рынок низкопольных автобусов среднего класса начав производства модели ЛиАЗ-4292.

автобус ЛиАЗ-4292, г. Архангельск, Троицкий проспект
автобус ЛиАЗ-4292, г. Архангельск, Троицкий проспект

С 2017 года так же производятся междугородные автобусы ЛиАЗ-5250 "Вояж" и ЛиАЗ-5290.

Среди опытных машин не попавших в серийное производство можно выделить трехосные автобусы ЛиАЗ-6224 и ЛиАЗ-6225 построенные по 1 экземпляру в 2004 и 2005 году соответственно.

Сейчас сайт предлагает приобрести следующие модели: ЛиАЗ-4292, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6213, ЛиАЗ-5291 "Круиз" и ЛиАЗ-5250 "Вояж".

Троллейбусы и электробусы

В разные годы Ликинский автобусный завод выпускал и другую пассажирскую технику.

в 2007 году на заводе был произведен 1 экземпляр низкопольного троллейбуса ЛиАЗ-52802, построенного из кузова автобуса ЛиАЗ-5292.

в 2008 году завод наладил сборку троллейбусов ЛиАЗ-5280 - в кузове автобуса ЛиАЗ-5256. В отличие от автобусов у троллейбусов была усилена крыша, из-за того, что часть электрооборудования была размещена там. Выпускался до 2012 года. Всего произведено 84 экземпляра.

В 2009 году завод собрал 22 троллейбуса модели ЛиАЗ-52803, созданного на базе полунизкопольного автобуса ЛиАЗ-5293.

До 2008 года у завода были попытки наладить производство троллейбусов: в 1991 году был собран 1 троллейбус ЛиАЗ-5256Т.

С 2012 года завод серийно производит электробус ЛиАЗ-6274 - первый российский. Создан на базе автобуса ЛиАЗ-5292. Выпускается в варианте ультрабыстрой зарядки (15 минут) с запасом хода 80 км. Опытные образцы имели возможность ночной зарядки и запасом хода до 200 км. Выпущено 136 машин.

***

Из 84 лет своего существования 62 года завод ЛиАЗ производит автобусы и другую пассажирскую технику. За эти годы совершенствовалась как сама продукция, изменялся модельный ряд, так и менялось само производство. Начав с производства средних автобусов, выпускавшихся еще на ЗиЛе Ликинский автобусный завод дошел до самых современных образцов техники: низкопольных автобусов ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213 до первых российских серийных электробусов.

В свое время автобус ЛиАЗ-677 стал легендой советского автобусостроения и одним из самых массовых автобусов в СССР, работавших на улицах почти всех городов страны. Не отстает и современный автобус ЛиАЗ-5292 - они работают не только на улицах городов бывшего СССР, но и на улицах европейских городов. Хотя, конечно объемы производства от советских отстают в разы.

Хочется наедятся, что ЛиАЗ продолжит модернизацию своей линейки автобусов, начнет производство электробусов с ночной зарядкой, а так же сочлененных электробусов. Так же хочется, что бы завод наладил производство троллейбусов.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о транспортных заводах:

Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова

Троллейбусный завод из Энгельса: от ЗиУ и "ТролЗы" к ЭЗЭТ