Сегодня знакомимся с одним из крупнейших военных заводов России. Но кроме танков, завод выпускает и гражданскую продукцию: для железной дороги, для нефтедобычи, ну и собственно трамваи.
"Уральский завод транспортного машиностроения" находится в Екатеринбурге.
История
История предприятия начинается в 1817 году, когда на реке Мельховке была открыта золотопромышленная фабрика. Через 30 лет, после истощения запасов золота на территории фабрики начинается производство паровых машин, котлов, прокатных станов, металлорежущих станков. В 1928 году завод получил название "Металлист", а с 1936 года освоил выпуск буровых станков, нефтяных качалок и насосов. Во время войны в Свердловск были эвакуированы промышленные предприятия, и "Металлист" начал выпускать самоходные установки и танки. Завод получил № 50. После войны предприятие вернулось к мирной продукции: выпускались узлы к буровых установкам, углепогрузчики и т.п. С 1958 года завод начал выпуск гидравлических погрузчиков, которые в том числе поставлялись за рубеж. Предприятие стало именоваться "Свердловский машиностроительный завод № 50". В 1984 году завод был перепрофилирован на производство оборонной продукции. Начался выпуск зенитно-ракетных комплексов, самоходных гаубиц и т.п. С 1991 года завод освоил производство глубинных нефтяных насосов.
В 1993 году завод получает современное название. В связи со сложной экономической ситуацией в стране сокращается производство военной техники, что бы не сокращать рабочих завод ищет новые направления деятельности. Одно из них - трамвайное производство. В 1999 году начинается производство трамвая 71-401 "Спектр". Одновременно завод наладил выпуск лифтовых лебедок. С 2003 года завод начинает наращивать производство оборонной продукции, но и про гражданскую не забывает, постоянно модернизируя модельный ряд трамваев.
Почему именно трамваи?
Перед тем, как начать знакомиться с модельным рядом трамваев Уралтрансмаша, коснемся общей ситуации, почему вдруг завод выбрал именно такое направление.
После распада СЭВ в СССР поставки трамваев чехославацкого завода "Татра" уменьшились в разы. Небольшие партии вагонов Tatra T6B5 брали советские, а затем уже и российские города. Но по мере ухудшения ситуации в экономике страны даже эти города не могли брать иностранную продукцию. А при этом качество отечественных трамваев оставляло желать лучшего. При этом во многих городах парк подвижного состава устарел морально и физически. От предприятий требовалось создать современный качественный, но при этом недорогой трамвайный вагон.
Для обновления парка руководство Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления предложило организовать производство в самом городе. Так было организовано "Совместное производство екатеринбургских трамваев", или коротко "СПЕКТР". Разработкой вагона занималось Конструкторское бюро из Миасса, куда из Екатеринбурга был отправлен для образца вагон Tatra T6B5. Новосибирский НИИ разрабатывал электропривод новинки. Сборку вагона, тележек и варку кузова было решено организовать на "Уралтрансмаше".
Модельный ряд
Первый трамвай на УТМ построили в 1997 году. Он получил заводское обозначение 71-401. В 1998 году вагон прошел несколько обкаток по улицам Екатеринбурга, но из-за постоянных неисправностей так и не стал работать на линии и был приспособлен в трамвайном депо в качестве склада. Было решено вместо доработки имеющегося вагона начать сборку нового, решив на нем недостатки первого.
Первый вагон уже следующей модели 71-402 "Спектр" был собран в 1999 году. После удачных испытаний с 2001 года началось серийное производство 402-х. До 2005 года было построено 55 экземпляров. Кроме Екатеринбурга 71-402 работали в Нижнем Тагиле, Самаре, Казани, Уфе, Ташкенте и других.
С 2003 года начался выпуск новой модели 71-403. Это вагон уже стал выпускаться "Уралтрансмашем" самостоятельно, без посредников. Главным отличием стал измененный дизайн. До 2012 года завод построил 37 единиц. Вагоны поступали в Нижний Новгород, Екатеринбург, Курск, Орел, Нижний Тагил, Ташкент.
С 2006 года началось производство модели 71-405. Внешне он практически не отличался от предшественника. Большие изменения были в электрооборудовании трамвая. До 2014 года завод построил 106 вагонов. Трамваи поступали в Екатеринбург, Нижний Тагил, Орел, Самару, Москву.
С 2009 года началось производство вагона с переменным уровнем пола - 71-407. Кузов и дизайн вагона достались в наследство от 405-ого. С 2014 года был изменен облик трамвая. К настоящему времени построено более 180 экземпляров.
В 2011 году завод собрал первый 3-х секционный 100% низкопольный трамвайный вагон в России, который получил заводское обозначение 71-409. В 2015 году было собрано еще 2 вагона с новым дизайном. Последний 4-ый вагон был построен в 2019 году. Работают в Казани и Нижнем Новгороде.
В 2014 году "Уралтрансмаш" в лице головного предприятия "Уралвагонзавод" являлся посредником в производстве польского трамвая Pesa Fokstrot в России получившего наименование 71-414. Готовые трамваи приходили из Польши прямо в Москву минуя завод. Для Москвы было построено 70 вагонов.
С 2018 года началось производство трамвая с переменным уровнем пола - 71-412. За основу конструкторы взяли чешский трамвай Vario LF. Трамвай 71-412 заметно по своему облику отличается от предшественников. На данный момент построено 4 еденицы.
В том же 2018 году завод освоил производство 100% низкопольного трамвая. Вагоны модели 71-415 так же отличаются от других моделей УТМ измененным дизайна. Так же выпускается модификация в "ретро" стиле. На сегодняшний день построено 15 вагонов.
В 2019 году завод построил трамвай 71-418 - 3-х секционный, 100% низкопольный, выполненный в дизайне 71-415. После испытаний в Екатеринбурге вернулся на завод.
С 2021 года завод начал производство трамваев для колеи 1000 мм. За основу модели 71-411 был взят трамвай модели 71-412. Вагон так же частично низкопольные - имеют переменный уровень пола. Так же выпускается двухсторонняя модификация с дверьми по обоим сторонам и двумя кабинами управления. На данный момент построено 27 трамваев для Евпатории.
Сейчас завод предлагает приобрести следующие модели: 71-412, 71-415, 71-418, 71-411 и 71-407.
Нереализованные проекты
В 2003 году конструкторы завода разрабатывали 3-х секционный трамвай с переменным уровнем пола 71-404. Но в связи с тем, что не удалось сконструировать тележку для низкопольной части вагона от реализации данной модели отказались.
В 2014 году на выставке "Иннопром" в Екатеринбурге был представлен концептуальный макет трамвая будущего, получившего наименование "Russia One" или 71-410. В вагоне отсутствовало оборудование. Из-за дороговизны реализации проекта от него отказались. Макет передан в музей "Московский транспорт".
***
За свою совсем не большую историю трамвайного производства можно с уверенностью сказать, что "Уралтрансмаш" стал одним из ведущих предприятий в этой области. За 24 года завод сменил уже 2 поколения трамваев, перейдя к современным низкопольным образцам. Кстати именно УТМ первым в России в 2009 году собрал 100% низкопольный 3-х секционный трамвай 71-409. За свою историю от довольно примитивного дизайна первых моделей завод перешел к довольно современному дизайну. Вагоны УТМ стали популярны в трамвайных хозяйствах России в первую очередь за счет довольно таки низкой цены, особенно на низкопольные 71-407.
Но, главным недостатком продукции "Уралтрансмаша" можно назвать довольно таки жесткую ходовую: даже на хороших рельсах тележка трамвая издает неприятные звуки и каждый стык чувствуется. Да и сама сборка оставляет желать лучшего: все элементы так же дребезжат. Среди недостатков самой популярной модификации 71-407 можно назвать большое количество ступенек при переходе из низкопольной в высокопольную части, такая же проблема и у трамвая для узкой колеи - 71-411, кроме того там часть полезной площади салона съедают выступы тележек.
Продукцию УТМ традиционно берут татровые города, так как за основу конструкции своих трамваев екатеринбурские трамваестроители брали легендарные чешские вагоны. Да и управление трамваями от УТМ такое же как на Татрах - педальное.
Трамвайное производство "Уралтрансмаша" напоминает танки: вагоны получились такие же жесткие на ход, внешне примитивные, но при этом не убиваемые и не капризные.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о транспортных заводах:
Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова