Найти тему
Транспортная планета

Петербургский трамвайно-механический завод

Продолжаем знакомится с историей российского транспортного машиностроения. Сегодня ведем разговор об одном из самых легендарных и единственном заводе, который специализировался только на трамвайных вагонах - Петербургском трамвайно-механическом.

К сожалению сейчас завод закончил свою историю весьма бесславно. В результате долгов ПТМЗ был признан банкротом. К настоящему времени от цехов не чего не осталось - на месте когда-то огромного предприятия пустырь.

Завод располагался на Чугунной улице в Санкт-Петербурге. Для доставки вагонов с предприятия в город существовала заводская трамвайная линия.

Административный корпус ПТМЗ. Скрин с Яндекс.Панорам. 2019 г., ссылка: https://yandex.ru/maps/-/CCUrbPVOtC
Административный корпус ПТМЗ. Скрин с Яндекс.Панорам. 2019 г., ссылка: https://yandex.ru/maps/-/CCUrbPVOtC

История завода

История завода началась в 1929 году, когда трест "Лентрамвай" заложил первый цех на территории будущего завода на Чугунной улице в Ленинграде. На тот момент трамвайная система Ленинграда была большая и предприятию требовался постоянный ремонт изнашивающегося подвижного состава. Для улучшения ремонтов было принято решение организовать отдельное подразделение, которое получило наименование - Вагоноремонтный завод № 1.

Но так как строительство цехов продолжалось очень долго деятельность завода была организована на территории трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. А в связи с острой нехваткой подвижного состава было принято решение о начале производства трамваев на ВАРЗе. Так первые ленинградские четырехосные вагоны ЛМ-33 и ЛП-33 производства ВАРЗ вышли из ворот трампарка на Среднем проспекте.

Только в 1934 году завод переехал на свою новую специализированную площадку на Чугунной улице, когда были построены цеха для ремонта и производства трамваев.

С 1941 года, с началом Великой Отечественной войны на ВАРЗ вместо производства трамваев начали выпускать боеприпасы и ремонтировать двигатели.

С 1944 года завод вновь вернулся к своей непосредственной деятельности. Для восстановления трамвайного хозяйства в нем был налажен капитальный ремонт и восстановление трамваев. Производство новых вагонов началось только с 1948 года.

С 1970 года получает название Завода по ремонту городского электротранспорта, а с 1989 года - Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод.

В 1980-е годы ЛТТЗ так же выпускал троллейбусные поезда из ЗиУ-9.

После акционирования завода в 1993 году он вышел из структуры городского трамвайно-троллейбусного перевозчика "Ленгорэлектротранс", получил название "Петербургский трамвайно-механический завод". С этого момента предприятие начинает продавать свою продукцию не только Санкт-Петербургу, но и другим российским городам.

В 2000 году завод разработал и серийно выпускал троллейбусы.

В 2003 году завод вошел в группу компаний "Дедал" в состав которой кроме ПТМЗ входит завод "Вагонмаш", производивший вагоны метро.

С 2006 года на заводе разработана линейка современных полунизкопольных вагонов: 2-х секционного ЛВС-2005 и одиночного ЛМ-2008, 3-х секционных ЛВС-2009 и ЛВС-2010.
Последние вагоны завод построил в 2012 году для Мариуполя.

В 2013 году завод был признан банкротом, а в 2014 году все имущество предприятия было продано. К данному времени территория завода представляет из себя пустырь: снесены все производственные цеха, утилизировано все оборудование и недостроенные вагоны.

Модельный ряд трамваев

История завода начинается с производства знаменитых трамваев "Американка" - моторного ЛМ-33 и прицепного ЛП-33. С 1933 по 1939 год завод построил 232 трамвайных поезда. Все работали в Ленинграде. Один поезд сохранился в петербургском музее городского транспорта.

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33

В 1936 году был построен один опытный поезд ЛМ-36 и ЛП-36 - первые цельнометаллические трамваи завода.

В 1947-1948 году производились вагоны ЛМ-47 и ЛП-47. Они строились на рамах списанных вагонов ЛМ-33 и ЛП-33. Всего завод построил 43 поезда. Эксплуатировались в Ленинграде, 3 вагона сохранились в городе.

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47

В 1949-1960 году выпускались трамваи ЛМ-49 и ЛП-49. Причем моторных вагонов было произведено больше, чем прицепных из-за чего в 1960-1965 году производство ЛП-49 было восстановлено. Всего завод построил 400 моторных и 375 прицепных вагонов. ЛМ-49 и ЛП-49 работали не только в Ленинграде, но и в Горьком, Минске, Новокузнецке, Магнитогорске. Сохранилось 3 вагона ЛМ-49 в Ленинграде, Минске и Горьком. За слоновую окраску в народе вагоны прозваны "слоном".

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛМ-49
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛМ-49

С 1957 по 1967 год завод выпускал вагон ЛМ-57. Всего было построено 1038 вагонов. Они работали в Ленинграде, Архангельске, Киеве, Ташкенте, Горьком, Казани, Саратове, Нижнем Тагиле. За необычный дизайн вагоны получили прозвище "стиляга". Сохранилось 2 вагона: в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛМ-57
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛМ-57

В 1966 году завод простроил первый 6-и осный двухсекционный вагон ЛВС-66. Всего до 1969 года было собрано 4 вагона, все работали в Ленинграде, до наших дней не сохранились.

Через год завод построил опытный вагон ЛМ-67. На его наработках в 1968 году началось серийное производство ЛМ-68. В народе он получил название "аквариум" за большое остекление кузова. В отличие от ЛМ-57, ЛМ-68 мог работать по СМЕ в составе поезда. До 1975 года было построено 663 вагона, которые эксплуатировались кроме Ленинграда в Архангельске, Ташкенте, Магнитогорске, Саратове, Горьком, Череповце, Нижнем Тагиле и Тимертау.

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛМ-68
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛМ-68

С 1973 года был налажен выпуск модернизированной версии ЛМ-68 - ЛМ-68М. За букву "М" вагон получил прозвище "Машка". До 1988 года завод построил 2108 вагона. Работали в Ленинграде, Архангельске, Горьком, Череповце.

2005 г., г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., СМЕ из вагонов ЛМ-58М
2005 г., г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., СМЕ из вагонов ЛМ-58М

В 1980-1984 годах построено 4 6-и осных двухсекционных вагона ЛВС-80. С 1986 года началась серийная сборка двухсекционных, 6-и осных вагонов ЛВС-86. Всего до 1997 года завод построил 473 вагона. большая часть их до сих пор бороздит улицы Петербурга. Так же работали в Архангельске.

г. Санкт-Петербург, Кронштадтская ул., вагон ЛВС-86К
г. Санкт-Петербург, Кронштадтская ул., вагон ЛВС-86К

В 1988-1992 году производились двухсторонние вагоны 71-88Г. Вагоны работают в поселке Черемушки и Санкт-Петербурге.

В 1989 году завод собрал свой первый трехсекционный трамвай- ЛВС-89. Единственный вагон работал в Петербурге до 2006 года после чего стал музейным экспонатом.

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛВС-89
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, вагон ЛВС-89

В 1993-1999 годах ПТМЗ производил трамвай ЛМ-93. Всего было построено 80 единиц. Работают в Владивостоке, Нижнем Тагиле, Осинниках, Салавате, Смоленске, Уфе, Хабаровсе. Ранее эксплуатировались в Архангельске, Ангарске, Комсомольске-на-Амуре, Ульяновске и Казани.

г. Архангельск, Кузнечевский мост, вагон ЛМ-93, фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4764&catid=97&Itemid=105
г. Архангельск, Кузнечевский мост, вагон ЛМ-93, фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4764&catid=97&Itemid=105

В 1993-1994 годах завод построил 2 трехсекционных вагона ЛВС-93: один вагон был двухсторонним, второй - односторонний. Двухсторонний вагон работал в Волгограде до 2009 года. Односторонний находится в петербургском музее электротранспорта.

В 1997 году на смену ЛВС-86 началось производство двухсекционного вагона ЛВС-97. До 2004 года было построено 50 штук. Вагоны работают в Санкт-Петербурге, ранее эксплуатировались в Коломне и Красноярске.

г. Санкт-Петербург, Кронштадтская ул., вагон ЛВС-97
г. Санкт-Петербург, Кронштадтская ул., вагон ЛВС-97

С 1999 года началось производство ЛМ-99. До 2008 года было построено 325 вагонов, в том числе полунизкопольная модификация ЛМ-99АВН. Вагоны работают в Санкт-Петербурге, Орске, Кемерово, Казани, Коломне, Новосибирске, Осинниках, Салавате, Смоленске, Хабаровске, Новотроицке и казахстанском Усть-Каменогорске. Ранее работали в Твери, Таганроге, Комсомольске-на-Амуре, и Москве.

г. Москва, Калининский путепровод, вагон ЛМ-99АЭ
г. Москва, Калининский путепровод, вагон ЛМ-99АЭ

В 2001 году был построен опытный вагон ЛМ-2000, разработанный специально для Москвы с уменьшенной шириной кузова. Единственный вагон хранится в музее "Московский транспорт".

В 2006-2009 годах завод производил двухсекционные частично низкопольные трамваи ЛВС-2005. Все 26 вагонов трудятся в Санкт-Петербурге.

г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., вагон ЛВС-2005
г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., вагон ЛВС-2005

В 2008 году начался выпуск полунизкопольных вагонов ЛМ-2008. Было построено 64 экземпляра. Работают в Санкт-Петербурге, Туле, Красноярске, Ульяновске, Донецке, Мариуполе. Ранее эксплуатировались в Москве.

В 2008-2012 годах ПТМЗ производил трехсекционные трамваи ЛВС-2009. 10 экземпляров используется на линии скоростного трамвая в Волгограда. Они имеют 2 кабины управления и двери с обоих сторон. Еще один односторонний вагон ЛВС-2010 работает в Киеве.

г. Волгоград, ЛВС-2009
г. Волгоград, ЛВС-2009

ПТМЗ так же выпускал служебные вагоны: В 1978-1996 годах- вагон-рельсотранспортер РС-78 и в грузовой вагон ЛВСГ-90, построенный в единственном экземпляре в 1990 году.

Троллейбусы

Кроме трамваев, ПТМЗ недолгое время выпускал и троллейбусы.

Еще в 1960 году завод собрал 2 сочлененных троллейбуса СВАРЗ ТС-1 из готового машинокомплекта. Обе машины проработали на улицах Ленинграда до 1967 года.

В 2000 году завод собрал троллейбус ПТЗ-5283. Главным отличием новинки от классических машин было 4 двери, вместо привычных 3-х. С 2000 по 2004 год завод собрал 47 машин, все работали в Петербурге. Сейчас так же имеются в Петрозаводске и Рязани, ранее экспортировались в Великом Новгороде.

В 2004 году был собран 1 экземпляр троллейбуса ПТЗ-5283Ю с стеклопластиковым передком.

г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, троллейбус ПТЗ-5283Ю
г. Санкт-Петербург, музей электротранспорта, троллейбус ПТЗ-5283Ю

***

История легендарного завода закончилась весьма печально. Когда-то крупнейший производитель трамваев прекратил свою деятельность, цеха разграблены, а территория продана под жилую застройку. О былом трамвайном прошлом только напоминают трамвайные пути по Чугунной улице упирающиеся в забор.

Трудно представить, но в 1960-1980-е годы завод работал только на нужды одного города - Ленинграда и причём, его мощностей даже не хватало: город был вынужден закупать со стороны. С другой стороны, ПТМЗ (тогда еще ВРАЗ) обеспечивал трамвайную систему Ленинграда вагонами с 1934 по 1981 год.

При этом, отделение от ГЭТа закончилась для завода плохо. Большая конкуренция и рыночная экономика, а в последствии и госзакупки сделали свое дело. За заказы приходилось биться и ПТМЗ далеко не всегда выходил победителем. В конце существования завода вроде и заказы были, но не было средств на выполнение их.

Но тем не менее производство трамваев в Петербурге все же присутствует. На Октябрьском электровагоноремонтном заводе сейчас ведется сборка трамваев ПК "Транспортные системы" в том числе и для Санкт-Петербурга. Вот такой круговорот истории.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Благодарю за фото Татьяну Личутину и сайт "Старый Архангельск"

Другие статьи о транспортных заводах: