Найти в Дзене

Троллейбусный завод из Энгельса: от ЗиУ и "ТролЗы" к ЭЗЭТ

Оглавление

Продолжаем знакомиться с промышленными предприятиями мира, выпускающими транспортную технику. Сегодня познакомимся с легендарным и крупнейшим советским/российским троллейбусным заводом, расположенным в Энгельсе. К сожалению, настоящий исторический завод, выпускавший самые массовые троллейбусы на планете - ЗиУ-682 в 2020 году обанкротился и закрылся. Сейчас его вахту в легендарных заводских цехах несет молодая компания - ПК "Транспортная системы", которая выпускает в том числе и троллейбусы. Но, об этом позже, пока же познакомимся с историей ЗиУ/ТролЗы. История завода началась еще в 19 веке, далеко не в Энгельсе, а завод даже не думал выпускать троллейбусы. Его производство было в совсем другой сфере. Но обо всем по порядку.

г. Санкт-Петербург, Невский проспект, троллейбус ТролЗа-5265 "Мегаполис"
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, троллейбус ТролЗа-5265 "Мегаполис"

История

История легендарного троллейбусного завода началась еще в 1868 году, когда в селе Радица Брянского уезда был организован Радицкий паровозостроительный завод. На нем выпускали не только паровозы, но и железнодорожные вагоны. После национализации в 1919 году завод получает имя Урицкого. Но в 1941 году по мере продвижения фашистов в глубь страны принято решение о эвакуации Завода имени Урицкого в город Энгельс Саратовской области. На новой территории предприятие выпускает снаряды, а с 1943 года возвращается к производству железнодорожной техники.

Новой вехой в истории завода становится 1950 год, когда было принято решение о его перепрофилировании в предприятие по производству троллейбусов. С 1951 года начинается производство троллейбусов МТБ-82, перенесенное с Тушинского авиазавода. С 1959 года завод начинает производство троллейбусов собственной разработки - ЗиУ-5, а с 1972 года начинается выпуск самого массового троллейбуса в мире - легендарного ЗиУ-682.

После перестройки ЗиУ получает новое наименование "ТролЗа" и начинает активно разрабатывать новые модели и модернизировать старые. Среди них выделяются полунизкопольные троллейбусы ТролЗа-5275.05 "Оптима", производившиеся с 2000 года и полностью низкопольные машины ТролЗа-5265 "Мегаполис". Завод "ТролЗа" первым в России начнет серийное производство троллейбусов с автономным ходом - ТролЗа-5265.08 "Мегаполис" в 2014 году.

Но в конце 2019 года ситуация на "ТролЗе" ухудшилась, из-за долгов предприятие приостановило производство, а в январе 2020 года было признано банкротом, что привело к ликвидации ЗАО "ТролЗа" летом 2020 года.

С осени 2019 года в цехах "ТролЗы" начинает производство новое предприятие "Энгельский завод электрического транспорта" - владельцем которого является производственная корпорация "Транспортные системы". Благодаря приходу этого инвестора удалось сохранить и оборудование и рабочих троллейбусного завода. Сейчас в цехах ЭЗЭТ выпускаются троллейбусы модели 6281 "Адмирал".

Модельный ряд троллейбусов

Подробнее познакомимся с модельным рядом троллейбусов, выпускавшихся на ЗиУ, "ТролЗе" и теперь ЭЗЭТ

В 1950 году по мере наращивания "Холодной войны" возникла необходимость в дополнительной площадке по производству военных самолетов, было принято решение перевести Тушинский авиазавод к свой непосредственной военной деятельности. До этого после окончания Великой Отечественной войны Тушинский авиазавод выпускал гражданскую продукцию: трамваи МТВ-82 и троллейбусы МТБ-82, если производство трамваев было перенесено на Рижский вагоностроительный завод, то для производства троллейбусов был перепрофилирован Завод имени Урицкого в Энгельсе. Итак, первый троллейбус МТБ-82Д ЗиУ выпустил в 1951 году. Серийно завод их производил вплоть до 1962 года, они практически не отличались от машин тушинской сборки.

троллейбус МТБ-82Д в Санкт-Петербургском музее электрического транспорта
троллейбус МТБ-82Д в Санкт-Петербургском музее электрического транспорта

Практически сразу же завод начал разработку своего оригинального троллейбуса. Так в 1955 году был выпущен опытный троллейбус ТБУ-1. Новая машина заметно отличалась от предшественника, во первых за счет более большей длины, более больших окон и более современного оборудования. В 1957-1958 году было выпущено еще 9 машин. Но, из-за проблем с прочностью кузова от дальнейшего производства ТБУ-1 отказались.

троллейбус ТБУ-1. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 335.
троллейбус ТБУ-1. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 335.

На основе наработок, использованных при создании ТБУ-1 был разработан троллейбус ЗиУ-5, который выпускался с 1959 по 1972 год. Всего завод выпустил более 16 тысяч машин различных модификаций.

троллейбус ЗиУ-5. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 337.
троллейбус ЗиУ-5. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 337.

На базе ЗиУ-5 в 1965-1969 годах выпускался троллейбус ЗиУ-7 средней вместимости, являющийся укороченной версией ЗиУ-5. По разным данным выпущено от 3 до 30 машин данного типа.

троллейбус ЗиУ-7. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 339.
троллейбус ЗиУ-7. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 339.

В 1966 году завод построил опытный троллейбус ЗиУ-9, который начал серийно выпускаться с 1972 года получил заводское обозначение ЗиУ-682. Он стал самым массовым троллейбусом в мире - с 1972 по 2016 год выпущено более 42 тысяч экземпляров. За свою 44 летнюю историю модель выпущена в нескольких десятках модификаций. Именно на ЗиУ-682 впервые были применены такие новшества, как вынос электрооборудования на крышу, ТИСУ, стеклопластиковые элементы кузова.

г. Орел, троллейбус ЗиУ-682Г-016
г. Орел, троллейбус ЗиУ-682Г-016
г. Орел, троллейбус ЗиУ-682Г-016.05 со стеклопластиковым передком
г. Орел, троллейбус ЗиУ-682Г-016.05 со стеклопластиковым передком

В 1973-1976 годах завод собрал 6 машин среднего класса ЗиУ-681 - трехдверную укороченную версию на базе ЗиУ-682.

троллейбус ЗиУ-681. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 344.
троллейбус ЗиУ-681. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 344.

А в 1978 году Завод выпустил свой первый сочлененный троллейбус на базе ЗиУ-682 - ЗиУ-683, правда серийно он начнет производиться с 1986 года, а экономичная ТИСУ будет заменена на классическую РКСУ. Серийно выпускался до 1995 года.

троллейбус ЗиУ-683Б. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 345.
троллейбус ЗиУ-683Б. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 345.

В 1982-1983 годах было собрано 3 троллейбуса модели ЗиУ-684 - усовершенствованной версии серийного ЗиУ-682. На машинах была установлена ТИСУ, доработан салон. Из-за проблем с электрооборудованием в серию не пошла.

В 1982 году завод имени Урицкого собрал 1 троллейбус ЗиУ-5257 в кузове автобуса ЛиАЗ-5256, причем передок был сохранен от ЗиУ-682.

троллейбус ЗиУ-5257. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 346.
троллейбус ЗиУ-5257. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 346.

А в 1986 году собрано еще 2 троллейбуса в кузове автобуса ЛиАЗ-5256 - ЗиУ-6202 с установкой югославской ТИСУ.

С 1993 года началось производство сочлененной модели ЗиУ-6205 - практически не отличимой от предыдущей модели ЗиУ-683. Он серийно выпускался до 2000 года.

троллейбус ЗиУ-6205. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 347.
троллейбус ЗиУ-6205. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 347.

В 1995 году был собран 1 троллейбус ЗиУ-5258 - в кузове ЗиУ-682, но с модернизированной пневмосистемой.

В 1995-1998 годах "ТролЗа" выпускала троллейбус ЗиУ-52642 - вариант глубокой модернизации ЗиУ-682: с выносом электрооборудования на крышу, установкой ТИСУ, поворотными дверьми и тонировкой стекол. Всего выпущено 16 экземпляров.

троллейбус ЗиУ-52642. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 348.
троллейбус ЗиУ-52642. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 348.

Кардинально отличался от всех машин - троллейбус ТролЗа-6206 - сочлененный в оригинальном кузове, собранный в единственном экземпляре в 1995 году.

троллейбус ЗиУ-6206. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 347.
троллейбус ЗиУ-6206. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 347.

А в 1997 году собран 1 троллейбус ЗиУ-52643, отличающийся установкой электрооборудования от "Simens".

В 1999-2002 годах выпускался троллейбус ТролЗа-5264.01 "Столица" внешне напоминавший ЗиУ-682, но на нем использовался стеклопластиковый передок. Выпущено порядка 20 единиц.

троллейбус ТролЗа-5264-01 "Столица". Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 349.
троллейбус ТролЗа-5264-01 "Столица". Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 349.

В 1999 году выпущен троллейбус ТролЗа-5274, в последствии получивший заводское обозначение ТролЗа-5275.00. Он производился в 1999-2005 годах.

В 2001 году произведен 1 троллейбус ТролЗа-5264.02 "Слобода" - дальнейшее развитие модели ЗиУ-682. Он был первым троллейбусом завода, оборудованный асинхронным двигателем и ТрСУ, но из-за проблем с электрооборудованием был переоборудован с установкой классической РКСУ. Дальнейшим развитием этой модели стал троллейбус ТролЗа-5264.05 "Слобода" с несколько измененным дизайном кузова. В 2009-2013 годах выпущено 6 машин.

г. Орел, троллейбус ЗиУ-682Г-016.07 в кузве "Слободы"
г. Орел, троллейбус ЗиУ-682Г-016.07 в кузве "Слободы"

С 2001 года завод наладил производство сочлененного троллейбуса ТролЗа-62052 - с использованием стеклопластиковой отделки кузова. Выпускался до 2005 года.

троллейбус ТролЗа-62052.   Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 346.
троллейбус ТролЗа-62052. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 346.

С 2003 года началось производство троллейбуса с пониженным уровнем пола ТролЗа-5275 "Оптима". В том числе завод выпускал модель с переменным уровнем пола (ТролЗа-5275.03). Производился до 2019 года.

г. Казань, троллейбус ТролЗа-5275.03 "Оптима"
г. Казань, троллейбус ТролЗа-5275.03 "Оптима"

С 2007 года завод освоил выпуск своего первого низкопольника - ТролЗа-5265 "Мегаполис", который просуществовал на конвейере вплоть до 2019 года. Среди модификаций - были и машины с удлиненным автономным ходом, способные работать без контактной сети (ТролЗа-5265.03 и ТролЗа-5265.08). Одновременно началось производство низкопольного сочлененного троллейбуса ТролЗа-6206 "Мегаполис", который находился на конвейере до 2010 года.

г. Тула, троллейбус ТролЗа-5265 "Мегаполис"
г. Тула, троллейбус ТролЗа-5265 "Мегаполис"
г. Москва, троллейбус ТролЗа-6206 "Мегаполис"
г. Москва, троллейбус ТролЗа-6206 "Мегаполис"

С 2020 года новый инвестор в лице ПК "Транспортные системы" наладил производство троллейбуса модели 6281 "Адмирал", за основу которого были взяты наработки конструкторов "ТролЗы" при разработки нового низкопольника. В том числе выпускается модификация с удлиненным автономным ходом.

троллейбус 6281 "Адмирал"
троллейбус 6281 "Адмирал"

Модельный ряд автобусов

Не удивительно, что Завод имени Урицкого пытался производить автобусы на базе троллейбусных кузовов. Так в 1959-1969 годах было выпущено 7 автобусов ЗиУ-6, созданного на базе кузова ЗиУ-5. А в 1974-1975 годах было построено 2 автобуса ЗиУ-8 в кузове троллейбуса ЗиУ-682. В 2000-ом году завод собирал два автобуса: ТролАЗ-5253 и ТролАЗ-3293. ТролАЗ-5293 - автобус большой вместимости, а ТролАЗ-3293 - среднего класса. Их внешний дизайн был позаимствован у троллейбусов ТролЗА-5275.00. Работы по сборке этих автобусов были прекращены.

автобус ЗиУ-6. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 338.
автобус ЗиУ-6. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 338.
автобус ЗиУ-8. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 340.
автобус ЗиУ-8. Из книги: Канунников С. "Отечественные автобусы и троллейбусы: 1900-200 гг. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва: За рулем, 2013. - С. 340.

Среди интересных моделей уже "ТролЗы" можно назвать пассажирский прицеп ЗиУ-6020, выпущенный в единственном экземпляре. В качестве тягача использовался грузовик ЗиЛ.

Среди новинок "ТролЗы" был еще один автобус - ТролЗа-5250 "ЭКОбус". На нем установлен обычный электродвигатель, но работает данная машина от природного газа, который благодаря электрогенератору преобразуется в электрический ток. В 2009-2010 годах завод собрал 5 таких автобусов в кузове "Мегаполиса": 4 из них работали на маршрутах Краснодара, а 5-ая машина после испытаний в ряде городов России осела на родном заводе. Из 4-ых краснодарских машин 2 автобуса переделаны в обычные троллейбусы, оставшиеся 2 так и стоят без дела.

Модельный ряд электробусов

"ТролЗа" так же проводила различные эксперименты по созданию электробусов, еще 10 лет назад пытаясь занять новую, неизведанную нишу.

Еще в 2012 году завод создал электробус ТролЗа-5250.10 "Электробус", собранный в кузове низкопольного троллейбуса ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". Единственная машина была презентована на выставках в Москве и Нижнем Новгороде. Он проходил испытания в Ярославле, но из-за проблем с зарядкой так и остался в единственном экземпляре. Хотя, сейчас электробусы подобного принципа от КАМАЗа и ЛиАЗа худо-бедно работают на улицах Москвы.

Нереализованные модели

В 2015 году завод разрабатывал новую модель низкопольного троллейбуса, получившего наименование ЗиУ-2015. Но сложная ситуация на заводе не позволила его воплотить в жизнь. Что-то подобное завод собрал в 2019 году, так и не успев презентовать. На его основе ПК "Транспортные системы" и создали свой новый троллейбус 6281 "Адмирал".

***

Легендарный троллейбусный завод ЗиУ, ТролЗа, ЭЗЭТ - называйте как хотите - когда-то крупнейший производитель троллейбусной техники - за свою историю выпустил несколько сотен тысяч троллейбусов, многие из которых продолжают бороздить улицы городов бывшего СССР. Легендарный троллейбус ЗиУ-682 - стал самым массовым - их выпущено более 42 тысяч - они работают до сих пор на улицах российских городов, а конструкцию ЗиУ-682 взяли многие производители троллейбусов за основу своего модельного ряда. Отдельно хочется сказать про низкопольный троллейбус ТролЗа-5265 "Мегаполис", который стал современным аналогом ЗиУ-682 - они бороздят улицы десятков российских городов, в их кузовах "ТролЗа" экспериментировала с электробусами и экобусами.

На последних годах существования классической "ТролЗы" конструкторы довели до ума кузов "Мегаполиса"- решив ряд проблем, наладили производство троллейбусов с удлиненным автономным ходом.

А ведь ЗиУ, а затем и "ТролЗа" поставляли троллейбусы не только в СССР, Россию, но и в другие страны: Аргентину, Грецию, Сербию и другие.

Но отсутствие заказов и сворачивание троллейбусного движения в Москве привели к простою, а затем и к ликвидации старейшего и крупнейшего троллейбусного завода. Благодаря целенаправленной работы администрации Саратовской области удалось найти инвестора - ПК "Транспортные системы", которому удалось возобновить деятельность уже нового предприятия - Энгельского завода электрического транспорта. Плохо, что легендарная "ТролЗа" закрылось, хорошо - что в корпусах завода ведется деятельность, и хорошо, что удалось сохранить его уникальный профиль - производство троллейбусов.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о транспортных заводах:

Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова