“Красный май”: завод, подаривший миру “русское чудо”

4,7K прочитали

Коллекция галереи «Однажды» богата на предметы из стекла: у нас представлены вазы, фруктовницы, графины, бокалы, наборы... Но, пожалуй, из всех образцов советского стеклоделия наиболее выделяется своей оригинальностью, сочностью цвета и причудливостью форм продукция завода «Красный Май». Поэтому мы хотели бы познакомить вас поближе с его историей и поделиться фотографиями нескольких экземпляров.

Завод «Красный май», как и почти все крупные советские предприятия, несмотря на свое идеологически окрашенное название, был основан еще до революции. Он открылся в 1859 году, в селе Ключино на реке Шлине за Вышним Волочком. Да, это был тот самый легендарный Ключинский хрустальный завод Болотиных, известный своим великолепным разноцветным стеклом.

Изначально владелец завода, титулярный советник В.Ф. Самарин, занимался выпуском химической продукции, а именно спиртов, масел, медного купороса и водки. Завод располагался весьма удачно как в плане сухопутного, так и водного транспортного сообщения. Сплав леса для топки печей шел по течению Шлины, что значительно сокращало расходы на доставку топлива.

А в 1873 году Самарин продал производство купцу А.В. Болотину. Тот установил первую стекловаренную печь и наладил выпуск простой выдувной посуды для аптекарских и бытовых нужд.

 Сотрудники Ключинского хрустального завода Болотиных
Сотрудники Ключинского хрустального завода Болотиных

Необходимые химические составы производились на том же заводе (сода, поташ, известь, селитра). Песок для получения кварца, то есть основного компонента стекольной массы, добывали из местных карьеров.

Вскоре предприимчивый Болотин пригласил на производство опытного стекловара Василия Алексеевича Векшина. Последний владел знаниями о составлении композиций для производства цветных стекол при помощи добавления оксидов меди, марганца и других элементов. Да и вообще Болотин активно переманивал лучших специалистов на новое производство.

Так на заводе начали выпускать великолепные резервуары для керосиновых ламп, вазы, плафоны, графины. Но по-настоящему конкурентоспособной продукцию завода сделал его фирменный декор: двухслойное и трехслойное стекло (сочетание прозрачного, молочного и цветного стекол), а также роспись золотом, эмалевыми и силикатными красками, травление, матирование, алмазная грань... Завод прочно занял «нишу» производства керосиновых ламп и абажуров, выпуская по несколько сотен тысяч изделий в год.

Ваза-конфетница формы "барок" с фестончатым бортом зелёного цвета, стекло, молочное стекло, Ключинский завод купцов Болотиных, Российская империя, 1890-1917 гг.
Ваза-конфетница формы "барок" с фестончатым бортом зелёного цвета, стекло, молочное стекло, Ключинский завод купцов Болотиных, Российская империя, 1890-1917 гг.

Лучшие образцы демонстрировались на выставках и ярмарках в Москве и Нижнем Новгороде, завоевывали почетные награды, продукция успешно продавалась в фирменных магазинах и шла на экспорт.

Потир (чаша для причастия), предположительно Ключинский завод купцов Болотиных, стекло, двухслойное стекло, выдувание, амальгама, роспись, Российская империя, 1850-1900 гг.
Потир (чаша для причастия), предположительно Ключинский завод купцов Болотиных, стекло, двухслойное стекло, выдувание, амальгама, роспись, Российская империя, 1850-1900 гг.

В 1920 году завод, как и другие предприятия, был национализирован, то есть перешёл под государственное управление. В 1923 году получил известное нам название “Красный май”. В 1920-е годы на заводе выпускалась достаточно дешевая продукция из прессованного стекла, доступная населению. Лампы еще продолжали делать, но без прежнего богатого декора, не считая редких заказов. Также завод, помимо бытового стекла, выпускал светофорные линзы, ламповое, оконное стекло и прочие промышленные изделия, включая плафоны для метрополитена.

Рабочие шлифовни завода «Красный май»
Рабочие шлифовни завода «Красный май»

После Великой Отечественной войны начался массовый выпуск посуды и декоративных изделий, также в цехах художниками изготавливались авторские изделия. Одним из главных достижений завода стал выпуск сульфидно-цинкового стекла, которое называли “русским чудом”. Только на “Красном мае” работа с этим материалом приобрела огромные масштабы, хотя и на других предприятиях его тоже применяли.

А самым крупным и ответственным государственным заказом в истории завода стал выпуск слоеных стеклянных листов для звезд пяти башен Московского кремля. Заказ поступил еще в 1944 году, далее полтора года технологи разрабатывали рецепт стекла.

Самые первые звезды, в своё время заменившие двуглавых орлов, были выполнены из меди и украшены камнями, но быстро потускнели от внешних факторов. Их заменили на стеклянные, рубиновое стекло для которых варили на Константиновском заводе. Но после того, как с башен сняли маскировочные чехлы, обнаружились повреждения от снарядов и трещины. В итоге для производства новых звезд было решено соединить четыре слоя стекла: два прозрачных, белое и рубиновое.

Звезда на башне Кремля
Звезда на башне Кремля

Так как каждый слой по законам физики расширялся, последующие могли треснуть, поэтому технологами проводились тонкие математические расчёты. Стекло должно было не только отличаться насыщенным рубиновым цветом, но и выдерживать нагрузку ветра, перепадов температур, легко чиститься и позволять менять лампы, а также не растрескиваться от нагрева изнутри.

Разработкой рецепта стекла занимался Николай Семёнович Шпигов, инженер, трудившийся до войны над производством стекол для подводных лодок и служивший в НКВД. В 1945 году Шпигов получил звание генерал-майора.

По разработанной им технологии сначала выдувалась колба из рубинового стекла, затем она обволакивалась жидким бесцветным хрусталем, затем белым (молочным) стеклом. Цилиндр разрезался, остывал, затем снова отправлялся на нагрев и распрямлялся в листы. Слои, таким образом, защищали друг друга от растрескивания. Сами звезды в итоге сделали объемными, что усилило оптические эффекты.

А обрамляющие звёзды медные детали методом гальваники были позолочены с двух сторон. На золочение ушло всего 27 кг золота, а для производства каждой звезды - 32 тонны песка.

Кремлевская звезда
Кремлевская звезда

Новые нарядные звезды установили на Кремле в 1946 году. За эту работу сотрудники были удостоены благодарности и премии. Последующая реставрация проводилась в 1974 году, стекло аналогичным образом изготовили на “Красном мае”, но вся работа проводилась с нуля, так как формулы не сохранились.

В 1950-е годы, как мы уже сказали ранее, завод стал известен на всю страну благодаря сульфидно-цинковому стеклу. В зависимости от длительности и температуры варки оно давало разные оттенки. Таким образом, ни одно изделие не было одинаковым, каждое имело свои нюансы. Работая с данным видом стекла, художники постоянно экспериментировали и импровизировали, и в итоге у завода появился свой неподражаемый почерк, легко узнаваемый оригинальный стиль.

Ваза для цветов изящной формы, стекло, гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1960-1970 гг.
Ваза для цветов изящной формы, стекло, гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1960-1970 гг.

В основном, на производстве применялась гутная техника, то есть свободное выдувание, также части изделий сплавлялись, на гладкие поверхности накладывались слои, налепы, наносились рифлёные узоры.

Самыми выдающимися мастерами советского времени были С.А. Коноплёв, супруги К.Н. Литвин и Е.Ю. Есикова, В.Я. Шевченко, А.М. Силко, Н.В. Эверт, Л.А. Кучинская, В.Г. Хролов и другие. Эти мастера работали как над разработкой массовой посуды для серийного выпуска, так и над авторскими композициями и художественными объектами.

А.М. Силко работал на заводе с 1952 по 1984 гг. и некоторое время занимал пост главного художника. Он работал как с цветным, так и с прозрачным стеклом. Его произведения отличает причудливость форм, округлость, игра светотеневых переходов, неожиданная новая интерпретация старых наименований посуды. Впрочем, предметы его авторства не утрачивали функциональности и прекрасно гармонировали с предметно-пространственной средой советского человека. Его набор для вина “Бусинка” был отмечен бронзовой медалью на выставке «Экспо-58» в Брюсселе, о которой мы ранее рассказывали в статье про чешские бокалы.

Пепельница «Восьмерка», автор Силко А. М., стекло, сульфидно-цинковое, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1970-1980 гг.
Пепельница «Восьмерка», автор Силко А. М., стекло, сульфидно-цинковое, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1970-1980 гг.

Набор бокалов с градиентом от красного к желтому, на 3 персоны, автор А.М.Силко, цветное стекло, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1970 г.
Набор бокалов с градиентом от красного к желтому, на 3 персоны, автор А.М.Силко, цветное стекло, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1970 г.

Некоторые художники даже были потомственными стеклоделами, чьи отцы и деды работали на Ключинском заводе. Например, это знаменитый С.А. Коноплев, мастер сульфидно-цинкового и опалового стекла, окончивший Московское высшее художественно-промышленное училище. Одно из наиболее заметных его творений - набор “Олимпийские огоньки”.

Ваза «Родник» (редкий цвет), автор С.А. Коноплев, стекло, марганцевое стекло, гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1973-1980 гг.
Ваза «Родник» (редкий цвет), автор С.А. Коноплев, стекло, марганцевое стекло, гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1973-1980 гг.

Отметим также и Л.А. Кучинскую, которая окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. На заводе она также работала с сульфидно-цинковым стеклом, экспериментируя с формой и цветом и вдохновляясь мотивами природы.

Ваза «Калинка» зеленого оттенка с фестончатым краем, автор Кучинская Людмила Александровна, стекло, (сульфидное), гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1960-1970 гг.
Ваза «Калинка» зеленого оттенка с фестончатым краем, автор Кучинская Людмила Александровна, стекло, (сульфидное), гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1960-1970 гг.

Изделия предприятия в целом отличались высоким художественным уровнем и многие из них являлись образцами декоративно-прикладного искусства и элементами дизайна. Их можно даже считать арт-объектами, хотя в то время такой термин еще не применялся.

Ваза «Улыбка», автор С.А. Коноплёв (предположительно), стекло, сульфидно-цинковое стекло, гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1960-1980 гг.
Ваза «Улыбка», автор С.А. Коноплёв (предположительно), стекло, сульфидно-цинковое стекло, гутная техника, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1960-1980 гг.

Также на заводе методом прокатки выпускалось листовое узорчатое стекло, разнообразные заготовки для промышленной индустрии и быта (армированное стекло, плафоны, люстры).

В 1970-х на заводе прошла масштабная реконструкция, были выстроены новые корпуса, закуплено современное оборудование. Кадры готовились на открывшемся профтехучилище. С 1968 года начал работу музей при заводе, экспонаты для которого помогали собирать местные жители.

Ваза "Подарочная" оранжевого цвета с геометрическим декором, автор Новиков А.И., цветное стекло, алмазная грань, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1950-1980 гг.
Ваза "Подарочная" оранжевого цвета с геометрическим декором, автор Новиков А.И., цветное стекло, алмазная грань, Стекольный завод «Красный май», СССР, 1950-1980 гг.

Максимальное количество сотрудников на предприятии периода расцвета составляло около 4000 человек. К сожалению, в 1990-е завод постигла судьба большинства советских фарфоровых и стекольных предприятий, в 2001 году завод был признан банкротом и закрылся. Корпуса сейчас находятся в руинированном состоянии. Не хотелось бы останавливаться на этой печальной странице подробно. Будем надеяться, что у завода есть шанс на возрождение.

Корпуса завода
Корпуса завода

А музей по-прежнему работает, но уже не в прежних стенах. В нём собрана великолепная коллекция стекла Ключинского завода и “Красного мая”.

Многие коллекционеры высоко ценят изделия завода “Красный май”, которые уже невосполнимы. При этом они заключают в себе огромную художественную ценность и прекрасно гармонируют с современными дизайнерскими решениями. В галерее “Однажды” мы рады предложить нашим гостям изделия Ключинского завода Болотиных и завода “Красный май”, гарантируя их подлинность.