Найти тему

Советский хрусталь снова в тренде?

Бабушкин сервант порой хранит настоящие сокровища. Это и фарфоровые статуэтки, и янтарные бусы, и сказочное китайское клуазоне и, конечно, хрусталь.

Ваза “Радуга”, автор А.А. Аствацатурьян, хрусталь, Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1950-1960 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Ваза “Радуга”, автор А.А. Аствацатурьян, хрусталь, Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1950-1960 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Расписные чайные и обеденные сервизы, мельхиоровые приборы на 12 персон, хрустальные салатники с вазочками были признаком советского достатка. Праздники и воскресные званые обеды не обходились без обязательного застолья. А продукция стеклянных заводов СССР занимала одно из главных мест на столе.

Ваза “Раки” для подачи раков и креветок, хрусталь, сплав металлов. Гусевский хрустальный завод (Гусь-Хрустальный), СССР, 1960-1970 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”.
Ваза “Раки” для подачи раков и креветок, хрусталь, сплав металлов. Гусевский хрустальный завод (Гусь-Хрустальный), СССР, 1960-1970 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”.

Кроме того, хорошим тоном считалось дарить на юбилеи, свадьбы и прочие значимые события хрустальные вазы с гравировкой. Эти предметы бережно хранились как семейная реликвия и гордо выставлялись на полках горок и сервантов.

 Ваза, хрусталь, Гусевский хрустальный завод (Гусь-Хрустальный), СССР, 1980-1990 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Ваза, хрусталь, Гусевский хрустальный завод (Гусь-Хрустальный), СССР, 1980-1990 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Примерно с конца 1990-х то, что считалось показателем достатка, было названо хламом и оказалось на помойке. Но к счастью, всё хорошее когда-то возвращается в моду и снова становится востребованным. Так произошло и советским хрусталем.

Тренды

Если верить аккаунтам трендсеттеров и инфлюэнсеров, а также публикациям в журналах о дизайне, уже, по крайней мере, второй сезон хрусталь считается универсальным трендом в оформлении интерьера и сервировки.

По большому счету, стекло и хрусталь никогда не теряли своей актуальности. Lalique, Baccarat, мастерские Мурано, декоративно-прикладное искусство Северной Европы - всё это продолжало удерживать позиции в дизайне интерьера. Да и как могло быть иначе, когда мастера европейского стеклоделания воплощали современные им тенденции в хрустальную сказку.

Статуэтка “Петух”, опалесцирующий хрусталь. Lalique (Лалик), Франция, 2002 г. Из коллекции галереи “Однажды”.
Статуэтка “Петух”, опалесцирующий хрусталь. Lalique (Лалик), Франция, 2002 г. Из коллекции галереи “Однажды”.

Статуэтка “Сова”, хрусталь. Baccarat (Баккара), Франция, 2010-2020 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Статуэтка “Сова”, хрусталь. Baccarat (Баккара), Франция, 2010-2020 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Обращение к 1960-1970 гг. дизайнеров XXI века заставило обратить внимание на винтажные произведения материальной культуры того времени. Четкая геометрия форм, жесткие грани или же, напротив, плавные “космические” линии в переливах цвета и света стали неотъемлемой частью минималистических интерьеров 2010-2020 гг.

Ваза, хрусталь. Мастерские Мурано, Италия, 1970-1990 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Ваза, хрусталь. Мастерские Мурано, Италия, 1970-1990 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Ваза “Horizon Arizona”, автор - Ян Йоханссон, хрусталь гранение. Orrefors, Швеция, 1990-2000 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Ваза “Horizon Arizona”, автор - Ян Йоханссон, хрусталь гранение. Orrefors, Швеция, 1990-2000 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Новое десятилетие вспомнило о ярком цвете, эклектике и флере почти позабытой роскоши. “Классический” хрусталь вернулся в моду, расцветив гостиные и кухни огоньками света. Охотники за трендами принялись скупать винтаж, в котором великолепие резьбы сочеталось с насыщенными оттенками. А компании, производящие стеклянные и хрустальные изделия, принялись всё чаще вдохновляться старыми образцами.

Стандарты

Раз уж хрусталь снова завоевывает нашу любовь, то давайте разберемся, что это такое и чем отличается от простого стекла.

Хрусталь высокого качества, соответствующий мировым стандартам, состоит из стекла и оксида свинца. Помимо него есть бариевый хрусталь (когда вместо свинца добавляется барий), богемский хрусталь (калиево-кальциевый) и даже титановый, изобретенный несколько лет назад в США. И всё же наиболее востребованным считается классический вариант со свинцом.

Парфюмерный набор, хрусталь, нацвет, гранение. Европа, 1920-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Парфюмерный набор, хрусталь, нацвет, гранение. Европа, 1920-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Цена и качество изделий напрямую зависят от количества добавленного свинца. Чем выше его содержание, тем дороже и качественнее предметы. По российским стандартам можно выделить несколько категорий:

  • менее 10% (хрустальное стекло);
  • 18-24% (малосвинцовый хрусталь);
  • 24-30% (хрусталь, уже дорогостоящий продукт);
  • более 30% (высокосвинцовый хрусталь, элитный продукт).
Набор бокалов, хрусталь, гранение, золочение. Чехословакия, 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Набор бокалов, хрусталь, гранение, золочение. Чехословакия, 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Узнать о том, сколько оксида свинца содержится в изделии можно из маркировки. В иностранных изделиях она выглядит как, например, «LEAD CRYSTAL 24% PbO». Важно помнить, что обозначения CRYSTAL GLASS, CRYSTAL, CRYSTALITE, CRYSTALLERIA говорят о том, что перед вами, к сожалению, не классический хрусталь.

На сегодняшний день высокосвинцовые предметы выпускают европейские компании Caezar Crystal Bohemia, Сваровски, Лалик, Баккара, Rosenthal, Riedel. Из отечественных производителей стоит обратить внимание на возродившийся Гусь-Хрустальный.

Если с современными изделиями всё более-менее понятно, то как отличить винтажные предметы из настоящего хрусталя от обычных стеклянных? В этом помогут некоторые приемы:

  • всегда проверяйте изделие на свет (в хрустальных не бывает помутнений или больших вкраплений помимо маленьких пузырьков);
  • закругленная кромка свидетельствует о том, что это обычное стекло;
  • при легком ударе карандаша по изделию будет слышен звон, звучащий не менее 4 секунд;
  • у хрустального изделия грани переливаются всеми цветами радуги;
  • предметы из хрусталя гораздо тяжелее своих стеклянных собратьев.
Набор бокалов из сервиза “Путешествие во времени”, автор - А.П. Лаврова, хрусталь. Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1981-1990 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Набор бокалов из сервиза “Путешествие во времени”, автор - А.П. Лаврова, хрусталь. Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1981-1990 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Приобретая хрустальные изделия, важно помнить о правилах их использования и ухода за ними.

При нагревании хрусталя соединения свинца могут попасть в еду. Поэтому в бокалы не стоит наливать теплые напитки, а в салатники класть горячие блюда. Кстати, именно поэтому чешская компания Moser использует для своих изделий калиево-кальциевое стекло (тот самый “богемский хрусталь”, о котором упоминалось выше), как наиболее безопасный материал.

Ни в коем случае нельзя ставить хрустальные предметы в посудомоечную машину. Им показана исключительно ручная мойка в теплой воде. Горячая вода может нанести непоправимый вред изделию, которое станет мутным и тусклым (“болезнь стекла”).

Как “обыграть” дома советский хрусталь.

Хрустальная посуда, которая задействована в сервировке, на сегодняшний день - несомненный тренд. Салатники, креманки, конфетницы, фужеры в сочетании с ярким однотонным текстилем способны создать актуальную обстановку за столом. А использование свечей, чей свет стократно заиграет в гранях хрусталя, добавит великолепной праздничной атмосферы.

Неожиданным бонусом при покупке винтажных изделий будет невысокая цена на бесцветный хрусталь.

Что касается цветного хрусталя, помимо сервировки, он изумительно смотрится в качестве декора.

Простые геометрические формы в минималистическом интерьере до сих пор не сдают своих позиций. Необходимым цветным акцентом станут лаконичные вазы Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС), выпущенные в 1960-1970 гг. Такие винтажные предметы придадут пространству современное актуальное звучание.

Ваза “Встречная грань”, авторы - Б.А. Смирнов и А.А. Ильин, хрусталь, гранение, полировка. ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1960-1980 гг.
Ваза “Встречная грань”, авторы - Б.А. Смирнов и А.А. Ильин, хрусталь, гранение, полировка. ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1960-1980 гг.

Ваза, хрусталь. Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1960-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Ваза, хрусталь. Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), СССР, 1960-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Классические хрустальные вазы, созданные в СССР, завораживающие своими “алмазными гранями” украсят эклектичный интерьер, ценителей современной выдержанной роскоши. Главное, чтобы это были небольшие нечастые акценты, привлекающие к себе внимание.

Мы уже не раз упоминали в своих статьях, что тренды имеют обыкновение возвращаться. И порой, это очень неплохо. Ведь появляется прекрасная возможность подарить вторую жизнь предметам, которые были дороги нашим бабушкам и мамам. Предметам, которые завораживали нас в детстве, даря ту самую, хрустальную сказку.