Бабушкин сервант порой хранит настоящие сокровища. Это и фарфоровые статуэтки, и янтарные бусы, и сказочное китайское клуазоне и, конечно, хрусталь.
Расписные чайные и обеденные сервизы, мельхиоровые приборы на 12 персон, хрустальные салатники с вазочками были признаком советского достатка. Праздники и воскресные званые обеды не обходились без обязательного застолья. А продукция стеклянных заводов СССР занимала одно из главных мест на столе.
Кроме того, хорошим тоном считалось дарить на юбилеи, свадьбы и прочие значимые события хрустальные вазы с гравировкой. Эти предметы бережно хранились как семейная реликвия и гордо выставлялись на полках горок и сервантов.
Примерно с конца 1990-х то, что считалось показателем достатка, было названо хламом и оказалось на помойке. Но к счастью, всё хорошее когда-то возвращается в моду и снова становится востребованным. Так произошло и советским хрусталем.
Тренды
Если верить аккаунтам трендсеттеров и инфлюэнсеров, а также публикациям в журналах о дизайне, уже, по крайней мере, второй сезон хрусталь считается универсальным трендом в оформлении интерьера и сервировки.
По большому счету, стекло и хрусталь никогда не теряли своей актуальности. Lalique, Baccarat, мастерские Мурано, декоративно-прикладное искусство Северной Европы - всё это продолжало удерживать позиции в дизайне интерьера. Да и как могло быть иначе, когда мастера европейского стеклоделания воплощали современные им тенденции в хрустальную сказку.
Обращение к 1960-1970 гг. дизайнеров XXI века заставило обратить внимание на винтажные произведения материальной культуры того времени. Четкая геометрия форм, жесткие грани или же, напротив, плавные “космические” линии в переливах цвета и света стали неотъемлемой частью минималистических интерьеров 2010-2020 гг.
Новое десятилетие вспомнило о ярком цвете, эклектике и флере почти позабытой роскоши. “Классический” хрусталь вернулся в моду, расцветив гостиные и кухни огоньками света. Охотники за трендами принялись скупать винтаж, в котором великолепие резьбы сочеталось с насыщенными оттенками. А компании, производящие стеклянные и хрустальные изделия, принялись всё чаще вдохновляться старыми образцами.
Стандарты
Раз уж хрусталь снова завоевывает нашу любовь, то давайте разберемся, что это такое и чем отличается от простого стекла.
Хрусталь высокого качества, соответствующий мировым стандартам, состоит из стекла и оксида свинца. Помимо него есть бариевый хрусталь (когда вместо свинца добавляется барий), богемский хрусталь (калиево-кальциевый) и даже титановый, изобретенный несколько лет назад в США. И всё же наиболее востребованным считается классический вариант со свинцом.
Цена и качество изделий напрямую зависят от количества добавленного свинца. Чем выше его содержание, тем дороже и качественнее предметы. По российским стандартам можно выделить несколько категорий:
- менее 10% (хрустальное стекло);
- 18-24% (малосвинцовый хрусталь);
- 24-30% (хрусталь, уже дорогостоящий продукт);
- более 30% (высокосвинцовый хрусталь, элитный продукт).
Узнать о том, сколько оксида свинца содержится в изделии можно из маркировки. В иностранных изделиях она выглядит как, например, «LEAD CRYSTAL 24% PbO». Важно помнить, что обозначения CRYSTAL GLASS, CRYSTAL, CRYSTALITE, CRYSTALLERIA говорят о том, что перед вами, к сожалению, не классический хрусталь.
На сегодняшний день высокосвинцовые предметы выпускают европейские компании Caezar Crystal Bohemia, Сваровски, Лалик, Баккара, Rosenthal, Riedel. Из отечественных производителей стоит обратить внимание на возродившийся Гусь-Хрустальный.
Если с современными изделиями всё более-менее понятно, то как отличить винтажные предметы из настоящего хрусталя от обычных стеклянных? В этом помогут некоторые приемы:
- всегда проверяйте изделие на свет (в хрустальных не бывает помутнений или больших вкраплений помимо маленьких пузырьков);
- закругленная кромка свидетельствует о том, что это обычное стекло;
- при легком ударе карандаша по изделию будет слышен звон, звучащий не менее 4 секунд;
- у хрустального изделия грани переливаются всеми цветами радуги;
- предметы из хрусталя гораздо тяжелее своих стеклянных собратьев.
Приобретая хрустальные изделия, важно помнить о правилах их использования и ухода за ними.
При нагревании хрусталя соединения свинца могут попасть в еду. Поэтому в бокалы не стоит наливать теплые напитки, а в салатники класть горячие блюда. Кстати, именно поэтому чешская компания Moser использует для своих изделий калиево-кальциевое стекло (тот самый “богемский хрусталь”, о котором упоминалось выше), как наиболее безопасный материал.
Ни в коем случае нельзя ставить хрустальные предметы в посудомоечную машину. Им показана исключительно ручная мойка в теплой воде. Горячая вода может нанести непоправимый вред изделию, которое станет мутным и тусклым (“болезнь стекла”).
Как “обыграть” дома советский хрусталь.
Хрустальная посуда, которая задействована в сервировке, на сегодняшний день - несомненный тренд. Салатники, креманки, конфетницы, фужеры в сочетании с ярким однотонным текстилем способны создать актуальную обстановку за столом. А использование свечей, чей свет стократно заиграет в гранях хрусталя, добавит великолепной праздничной атмосферы.
Неожиданным бонусом при покупке винтажных изделий будет невысокая цена на бесцветный хрусталь.
Что касается цветного хрусталя, помимо сервировки, он изумительно смотрится в качестве декора.
Простые геометрические формы в минималистическом интерьере до сих пор не сдают своих позиций. Необходимым цветным акцентом станут лаконичные вазы Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС), выпущенные в 1960-1970 гг. Такие винтажные предметы придадут пространству современное актуальное звучание.
Классические хрустальные вазы, созданные в СССР, завораживающие своими “алмазными гранями” украсят эклектичный интерьер, ценителей современной выдержанной роскоши. Главное, чтобы это были небольшие нечастые акценты, привлекающие к себе внимание.
Мы уже не раз упоминали в своих статьях, что тренды имеют обыкновение возвращаться. И порой, это очень неплохо. Ведь появляется прекрасная возможность подарить вторую жизнь предметам, которые были дороги нашим бабушкам и мамам. Предметам, которые завораживали нас в детстве, даря ту самую, хрустальную сказку.