Найти тему

Фарфор Вербилки: как британский подданный смог основать фарфоровую империю в России?

Пожалуй, Дмитровский фарфоровый завод входит в тройку самых знаменитых и крупных советских производителей посуды и статуэток, наряду с Ленинградским и Дулёвским фарфоровыми заводами. Его история уходит корнями аж в XVIII век.

Памятная доска, посвященная Ф. Я. Гарднеру
Памятная доска, посвященная Ф. Я. Гарднеру

Считается, что в далёком 1754 году шотландский купец Фрэнсис (Франц) Гарднер начал изготовление посуды из фарфора в маленьком селе Вербилки, что располагалось в Дмитровском уезде Московской губернии. Хотя есть и вторая предполагаемая дата основания предприятия, а именно 1766 год, когда Гарднер в ответ на своё прошение получил официальное разрешение на ведение деятельности от Мануфактур-коллегии.

Портрет Франца Гарднера
Портрет Франца Гарднера

Ещё до этих событий, в 1746 году Фрэнсис Гарднер, выходец из графства Стаффордшир, приехал в Санкт-Петербург, чтобы начать предпринимательскую деятельность, и зарегистрировался как лесопромышленник, сменив имя на Франца Яковлевича. Заработав в последующем на сахарном производстве, он скопил первоначальный капитал, обзавёлся семьёй, полезными связями и переехал в Москву, так как на тот момент там было меньше конкуренции, чем в столице. Тут-то ему и пришла мысль начать производство фарфора. Начались поиски глиняных месторождений и первые опыты по производству. Амбициозный Гарднер задался целью наладить столь масштабное производство фарфора, чтобы продукцию покупали по всей России, и, как мы знаем, ему это блестяще удалось. К работе он привлёк своего сына, Франца Францевича, и профессора Женевского университета Франца Гаттенберга, в дальнейшем перешедшего работать на Императорский фарфоровый завод.

Гарднер приобрел расположенное в глухих лесах и болотах село Верболово (Вербилки) у князя Николая Васильевича Урусова, и не совсем законно «арендовал» крепостных крестьян, так как не имел права их выкупить, не обладая русским подданством. Но первоначально надо было не только построить здание фабрики и закупить оборудование, но и найти глину, подходящую для выпуска достойного фарфора.
В качестве сырья была выбрана глина из г. Глухова в Черниговской губернии. Этой глиной, по некоторым источникам, снабжались многие российские предприятия. Торфяные брикеты для растопки печей закупались совсем рядом, в г. Яхроме, в 35 километрах от Вербилок. Наконец, нужно было нанять и обучить работников. Секреты изготовления Гарднер «купил» у разорившегося владельца завода Андрея Афанасьевича Гребенщикова, работавшего на гжельской глине и возглавившего в дальнейшем производство на новой фабрике Гарднера.

Итак, датой основания завода считают как 1754 год, когда земля ещё принадлежала Урусову, так и 1766 год, когда фабрика получила официальный статус. В любом случае, известно, что в 1760-е годы завод активно функционировал.

Так в глухой маленькой деревне появилось предприятие, чья великолепная продукция составляла конкуренцию европейскому фарфору и являла собой символ роскоши и достатка.

Работать на новое предприятие был приглашён и живописец Иохим Кестнер, занимавшийся подготовкой на тот момент не опытных в фарфоровом деле русских мастеров. Он исполнил небольшой сервиз специально для императрицы Екатерины II. Этот сервиз в своей росписи отражал тему победы в русско-турецкой войне. Подарок так впечатлил императрицу, что она заказала сразу три многопредметных сервиза в честь наивысших орденов, а именно Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а затем и четвёртый, в честь святого князя Владимира, с орденскими звёздами и лентами (ныне сервизы хранятся в коллекции Государственного Русского музея).

Фарфор
Фарфор

Это был настоящий триумф: отныне Гарднер обрёл право изображать на клейме Московский герб и заручился покровительством знати. Придворные заказы, безусловно, повышали авторитет фабрики, но Гарднер видел коммерческую перспективу и в изготовлении более простой посуды для дворян, купцов и мещан, которые не могли позволить себе дорогой иностранный фарфор, но желали обладать красивой посудой.

Франц Гарднер умер в 1796 году, а его старший сын, который должен был продолжить дело, увы, прожил совсем короткую жизнь. Вдова купца, Сарра Александровна Гарднер, взяла управление в свои руки, но оно не было успешным. Новые технологии не внедрялись, одновременно сказался кризис из-за войн с Турцией и Францией. Сыновья Гарднера, братья Александр, Пётр и Николай, повзрослев, грамотно поделили управление фабрикой и смогли спасти её от упадка. Например, Пётр Францевич активно посещал выставки и ярмарки, что позволяло фабрике откликаться на веяния и моды и обновлять ассортимент в соответствии с запросами покупателей.

После войны 1812 года в изделиях нашли отражение патриотические мотивы. Например, на фарфоре изображались герои войны, батальные сцены, также производились именные чашки. К этой теме художники обращались и позже, что можно увидеть на примере тарелки «Въезд Наполеона в Москву».

Тарелка декоративная "Въезд Наполеона в Москву", фарфор, деколь, крытье, золочение, Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», Российская империя, 1880-1890 гг.
Тарелка декоративная "Въезд Наполеона в Москву", фарфор, деколь, крытье, золочение, Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», Российская империя, 1880-1890 гг.

Наконец, началось производство фигурок людей из бисквита (неглазурованного фарфора) и пришедших из Англии кружек-тоби. Декор постоянно усложнялся и совершенствовался, формы изделий фабрики Гарднера отличала причудливость, обилие деталей, ажурных и цветочных элементов. В росписи применялись кобальт, позолота, подглазурная и надглазурная роспись. А в 1856 году фабрике Гарднера присваивается самое важное для любого российского предприятия звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Кофейная пара с фигурной ручкой, украшенная медальонами с изображением птичек, фарфор, крытье, роспись, золочение, Фарфоровая фабрика Гарднера, Российская империя, 1870-1890 гг.
Кофейная пара с фигурной ручкой, украшенная медальонами с изображением птичек, фарфор, крытье, роспись, золочение, Фарфоровая фабрика Гарднера, Российская империя, 1870-1890 гг.

Внуки Гарднера продолжили семейное дело, закупили новое оборудование. Одной из вершин фабрики стала серия статуэток «Народы России». Изделия регулярно демонстрировались на Мануфактурных выставках, продавались в лавках в Москве и Твери.

Набор из трех чайных пар с декором в виде белых маков на серо-оливковом фоне, фарфор, крытье, роспись, золочение, Фарфоровая фабрика Гарднера, Российская империя, 1870-1890 гг.
Набор из трех чайных пар с декором в виде белых маков на серо-оливковом фоне, фарфор, крытье, роспись, золочение, Фарфоровая фабрика Гарднера, Российская империя, 1870-1890 гг.

Но конкуренция росла, а потомки не всегда справлялись с назревавшими коммерческими проблемами. В итоге, в 1892 году знаменитая фабрика со всеми образцами и торговой маркой в совокупности была куплена известнейшим фабрикантом Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и присоединена к его «Товариществу производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».

Фабрика в Вербилках
Фабрика в Вербилках

Как и все предприятия различных отраслей промышленности, в соответствии с декретом 1918 года фабрика была национализирована, то есть утратила частный контроль, и стала называться Дмитровским фарфоровым заводом.

Парные бюсты "Мальчик" и "Девочка", бисквит, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), Российская империя, 1900-1930 гг.
Парные бюсты "Мальчик" и "Девочка", бисквит, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), Российская империя, 1900-1930 гг.

В 1920-е годы экономическое положение стало тяжёлым. В основном, в текущих условиях на фабрике изготавливали мелкую посуду, незатейливые вазочки, туалетные принадлежности (лотки, шкатулки, пудреницы). В относительно благоприятный период НЭПа ещё повторялись знаменитые серии, использовались старые «кузнецовские» формы и дореволюционные декоративные мотивы (особенно это заметно на примере серии «Жницы»), но затем завод перешёл на более скромные изделия.

Конечно же, фабрика отметилась и в изготовлении агитационного фарфора: к самым ярким образцам относятся сервиз «Оборонный», «За коллективизацию», «Крепи колхоз» и т. д. В коллекции галереи «Однажды» есть весьма редкие образцы послереволюционного производства: уникальная пепельница «Галчонок», кружка со сценкой «Охота на медведя», икорница «Рак», кружка «Москва» и многое другое.

На знаковой для советского декоративно-прикладного искусства Всемирной выставке 1937 года, в Париже работы ведущих мастеров Дмитровского фарфорового завода были удостоены самой почётной награды - Большой золотой медали (сервизы «Женщины наших республик» и «Искусство народов СССР»). Также в 1930-е годы на заводе начала работать собственная художественная лаборатория, которую вскоре возглавил Евгений Петрович Смирнов, живописец и мастер орнамента.

В тяжелейших условиях Великой Отечественной войны завод, на котором остались в основном женщины и дети, вынужденно перешел на выпуск продукции для первоочерёдных нужд фронта: изоляторов, посуды для госпиталей, поильников и так далее. Завод было приказано сохранить, но на случай захвата врагом здание заминировали.

Продукция фабрики в послевоенное время состояла, в основном, из посуды, которая пользовалась спросом и любовью у советских граждан. Не обошли фабрику стороной и тенденции сталинского ампира (чайная пара «ВСХВ»). Одни из ведущих мастеров середины ХХ века - Горлов Д.В., Чекулина А.А., Боголюбов В.Т., Орлов С.М. и др.

Чайная пара "ВСХВ", фарфор, крытье, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1946-1950 гг.
Чайная пара "ВСХВ", фарфор, крытье, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1946-1950 гг.

Весьма необычны работы скульптора С.М. Орлова, который известен в первую очередь как монументалист (памятник Юрию Долгорукому в Москве). Например, он создал сервиз «Клоунада», который является скорее набором для сервировки стола. Забавные и добрые клоуны изображены в разных позах. Сервиз достаточно редкий и малотиражный. Его выпускал также Барановский фарфоровый завод. С.М. Орлов создал и знаменитые триптихи «Конёк-горбунок» и «Сказка о рыбаке и рыбке».

Фарфоровая композиция "Конек-горбунок", автор - С.М. Орлов, фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.
Фарфоровая композиция "Конек-горбунок", автор - С.М. Орлов, фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.

К лучшим образцам продукции завода можно отнести статуэтки скульптора Т.В. Андриановой, которые отличает выразительность, внимательность к деталям, добрый юмор. Настоящей редкостью является миниатюрная статуэтка «На прогулке».

Статуэтка "На прогулке", автор Т. Андрианова, фарфор, роспись, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.
Статуэтка "На прогулке", автор Т. Андрианова, фарфор, роспись, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.

В 1950-е на заводе работала скульптор-анималист Е.Г. Морозова-Эккерт, исполнившая в реалистичной манере ряд статуэток, изображающих животных: «Телята ясельные», «Гуси», «Телёнок и курица у корыта» и другие.

Статуэтка "Телята ясельные", автор Е.Г. Морозова-Эккерт, фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.
Статуэтка "Телята ясельные", автор Е.Г. Морозова-Эккерт, фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.

Тема танца и классического балета тоже не обошла стороной Дмитровский фарфоровый завод. Эти сюжеты были излюбленными для О.С. Артамоновой: «Тао Хоа в балете «Красный мак», «Балерина с цветком», «Лежащая балерина», «Казахский танец».

Статуэтка "Тао Хоа в балете "Красный мак" ("Танцующая китаянка"), скульптор О.С. Артамонова, фарфор, роспись, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1950-1970 гг.
Статуэтка "Тао Хоа в балете "Красный мак" ("Танцующая китаянка"), скульптор О.С. Артамонова, фарфор, роспись, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1950-1970 гг.

В лаборатории при заводе изготавливали как уникальные предметы с ручной росписью, так и разрабатывали образцы для массового производства, опиравшиеся на дореволюционные традиции. Одним из таких является легендарный сервиз «Барбарис», базирующийся на позаимствованной в Севре французской форме ещё в ХIХ веке. Е.П. Смирнов слегка переработал фасон и назвал его «Рельефный», так и родился сервиз, который выпускали в пурпурном, розовом, зелёном, жёлтом и синем цветах. Этот сервиз «снимался» советских фильмах «Большая перемена» и «Покровские ворота».

Чайная пара "Барбарис", фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1940-1954 гг.
Чайная пара "Барбарис", фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1940-1954 гг.

Также хотелось бы отметить сервизы с росписью А.А. Чекулиной, которая поступила на завод ещё в 1916 году. Она стала автором не только уникальных конкурсных изделий (в том числе для выставки в Париже в 1937 году), но и более массовых, таких как «Маки», «Слива», «Райские яблоки». Художница была виртуозным мастером орнамента, сочетая цветочные и геометрические мотивы, тёмные фоны и яркие акценты.

Набор из 2 чайных пар "Слива", автор А.А.Чекулина, фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.
Набор из 2 чайных пар "Слива", автор А.А.Чекулина, фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.

В 1958 году в Брюсселе конкурсная комиссия отметила изделия золотой и серебряной медалями. В 1966 году за успешную работу предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

Когда распался СССР, Дмитровская фабрика была переименована в «Фарфор Вербилок». Кроме того, появилось дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Фабрика до сих пор работает и поддерживает традиции отечественного искусства, участвует в различных конкурсах и получает достойные награды, а также является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля.

Статуэтка "Лев", фарфор, золочение, ООО "Дочернее общество "Промыслы Вербилок", Россия, 1991-2010 гг.
Статуэтка "Лев", фарфор, золочение, ООО "Дочернее общество "Промыслы Вербилок", Россия, 1991-2010 гг.

Некоторые предметы, например легендарный “Барбарис”, фабрика продолжает выпускать по старым образцам. Разрабатываются и новые формы посуды и статуэток. Поэтому те, кто предпочитает пользоваться новой посудой, могут приобрести такой “новодел”, но по цене часто бывает выгоднее купить советский образец, к тому же проверенный временем на качество. Статуэтки чаще представляют собой сувенирную продукцию, однако, это скорее связано с запросами рынка и отражает вкусы времени.

Для любителей антиквариата и винтажа в коллекции галереи «Однажды» представлены великолепные образцы изделий фабрики Гарднера: чайные и кофейные пары, блюда, кофейники, сырные доски, молочники. Даже самых взыскательных ценителей фарфора поразит коллекция раннесоветских предметов 1920-1930-х годов: бисквитные статуэтки, бюсты, пепельницы, чашки и другая посуда, в том числе агитационный фарфор. Также представлены статуэтки и сервизы советского периода на любой вкус. Мы гарантируем подлинность предметов, полную и достоверную информацию о состоянии сохранности и наличии реставраций.