Пожалуй, Дмитровский фарфоровый завод входит в тройку самых знаменитых и крупных советских производителей посуды и статуэток, наряду с Ленинградским и Дулёвским фарфоровыми заводами. Его история уходит корнями аж в XVIII век.
Считается, что в далёком 1754 году шотландский купец Фрэнсис (Франц) Гарднер начал изготовление посуды из фарфора в маленьком селе Вербилки, что располагалось в Дмитровском уезде Московской губернии. Хотя есть и вторая предполагаемая дата основания предприятия, а именно 1766 год, когда Гарднер в ответ на своё прошение получил официальное разрешение на ведение деятельности от Мануфактур-коллегии.
Ещё до этих событий, в 1746 году Фрэнсис Гарднер, выходец из графства Стаффордшир, приехал в Санкт-Петербург, чтобы начать предпринимательскую деятельность, и зарегистрировался как лесопромышленник, сменив имя на Франца Яковлевича. Заработав в последующем на сахарном производстве, он скопил первоначальный капитал, обзавёлся семьёй, полезными связями и переехал в Москву, так как на тот момент там было меньше конкуренции, чем в столице. Тут-то ему и пришла мысль начать производство фарфора. Начались поиски глиняных месторождений и первые опыты по производству. Амбициозный Гарднер задался целью наладить столь масштабное производство фарфора, чтобы продукцию покупали по всей России, и, как мы знаем, ему это блестяще удалось. К работе он привлёк своего сына, Франца Францевича, и профессора Женевского университета Франца Гаттенберга, в дальнейшем перешедшего работать на Императорский фарфоровый завод.
Гарднер приобрел расположенное в глухих лесах и болотах село Верболово (Вербилки) у князя Николая Васильевича Урусова, и не совсем законно «арендовал» крепостных крестьян, так как не имел права их выкупить, не обладая русским подданством. Но первоначально надо было не только построить здание фабрики и закупить оборудование, но и найти глину, подходящую для выпуска достойного фарфора.
В качестве сырья была выбрана глина из г. Глухова в Черниговской губернии. Этой глиной, по некоторым источникам, снабжались многие российские предприятия. Торфяные брикеты для растопки печей закупались совсем рядом, в г. Яхроме, в 35 километрах от Вербилок. Наконец, нужно было нанять и обучить работников. Секреты изготовления Гарднер «купил» у разорившегося владельца завода Андрея Афанасьевича Гребенщикова, работавшего на гжельской глине и возглавившего в дальнейшем производство на новой фабрике Гарднера.
Итак, датой основания завода считают как 1754 год, когда земля ещё принадлежала Урусову, так и 1766 год, когда фабрика получила официальный статус. В любом случае, известно, что в 1760-е годы завод активно функционировал.
Так в глухой маленькой деревне появилось предприятие, чья великолепная продукция составляла конкуренцию европейскому фарфору и являла собой символ роскоши и достатка.
Работать на новое предприятие был приглашён и живописец Иохим Кестнер, занимавшийся подготовкой на тот момент не опытных в фарфоровом деле русских мастеров. Он исполнил небольшой сервиз специально для императрицы Екатерины II. Этот сервиз в своей росписи отражал тему победы в русско-турецкой войне. Подарок так впечатлил императрицу, что она заказала сразу три многопредметных сервиза в честь наивысших орденов, а именно Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а затем и четвёртый, в честь святого князя Владимира, с орденскими звёздами и лентами (ныне сервизы хранятся в коллекции Государственного Русского музея).
Это был настоящий триумф: отныне Гарднер обрёл право изображать на клейме Московский герб и заручился покровительством знати. Придворные заказы, безусловно, повышали авторитет фабрики, но Гарднер видел коммерческую перспективу и в изготовлении более простой посуды для дворян, купцов и мещан, которые не могли позволить себе дорогой иностранный фарфор, но желали обладать красивой посудой.
Франц Гарднер умер в 1796 году, а его старший сын, который должен был продолжить дело, увы, прожил совсем короткую жизнь. Вдова купца, Сарра Александровна Гарднер, взяла управление в свои руки, но оно не было успешным. Новые технологии не внедрялись, одновременно сказался кризис из-за войн с Турцией и Францией. Сыновья Гарднера, братья Александр, Пётр и Николай, повзрослев, грамотно поделили управление фабрикой и смогли спасти её от упадка. Например, Пётр Францевич активно посещал выставки и ярмарки, что позволяло фабрике откликаться на веяния и моды и обновлять ассортимент в соответствии с запросами покупателей.
После войны 1812 года в изделиях нашли отражение патриотические мотивы. Например, на фарфоре изображались герои войны, батальные сцены, также производились именные чашки. К этой теме художники обращались и позже, что можно увидеть на примере тарелки «Въезд Наполеона в Москву».
Наконец, началось производство фигурок людей из бисквита (неглазурованного фарфора) и пришедших из Англии кружек-тоби. Декор постоянно усложнялся и совершенствовался, формы изделий фабрики Гарднера отличала причудливость, обилие деталей, ажурных и цветочных элементов. В росписи применялись кобальт, позолота, подглазурная и надглазурная роспись. А в 1856 году фабрике Гарднера присваивается самое важное для любого российского предприятия звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Внуки Гарднера продолжили семейное дело, закупили новое оборудование. Одной из вершин фабрики стала серия статуэток «Народы России». Изделия регулярно демонстрировались на Мануфактурных выставках, продавались в лавках в Москве и Твери.
Но конкуренция росла, а потомки не всегда справлялись с назревавшими коммерческими проблемами. В итоге, в 1892 году знаменитая фабрика со всеми образцами и торговой маркой в совокупности была куплена известнейшим фабрикантом Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и присоединена к его «Товариществу производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
Как и все предприятия различных отраслей промышленности, в соответствии с декретом 1918 года фабрика была национализирована, то есть утратила частный контроль, и стала называться Дмитровским фарфоровым заводом.
В 1920-е годы экономическое положение стало тяжёлым. В основном, в текущих условиях на фабрике изготавливали мелкую посуду, незатейливые вазочки, туалетные принадлежности (лотки, шкатулки, пудреницы). В относительно благоприятный период НЭПа ещё повторялись знаменитые серии, использовались старые «кузнецовские» формы и дореволюционные декоративные мотивы (особенно это заметно на примере серии «Жницы»), но затем завод перешёл на более скромные изделия.
Конечно же, фабрика отметилась и в изготовлении агитационного фарфора: к самым ярким образцам относятся сервиз «Оборонный», «За коллективизацию», «Крепи колхоз» и т. д. В коллекции галереи «Однажды» есть весьма редкие образцы послереволюционного производства: уникальная пепельница «Галчонок», кружка со сценкой «Охота на медведя», икорница «Рак», кружка «Москва» и многое другое.
На знаковой для советского декоративно-прикладного искусства Всемирной выставке 1937 года, в Париже работы ведущих мастеров Дмитровского фарфорового завода были удостоены самой почётной награды - Большой золотой медали (сервизы «Женщины наших республик» и «Искусство народов СССР»). Также в 1930-е годы на заводе начала работать собственная художественная лаборатория, которую вскоре возглавил Евгений Петрович Смирнов, живописец и мастер орнамента.
В тяжелейших условиях Великой Отечественной войны завод, на котором остались в основном женщины и дети, вынужденно перешел на выпуск продукции для первоочерёдных нужд фронта: изоляторов, посуды для госпиталей, поильников и так далее. Завод было приказано сохранить, но на случай захвата врагом здание заминировали.
Продукция фабрики в послевоенное время состояла, в основном, из посуды, которая пользовалась спросом и любовью у советских граждан. Не обошли фабрику стороной и тенденции сталинского ампира (чайная пара «ВСХВ»). Одни из ведущих мастеров середины ХХ века - Горлов Д.В., Чекулина А.А., Боголюбов В.Т., Орлов С.М. и др.
Весьма необычны работы скульптора С.М. Орлова, который известен в первую очередь как монументалист (памятник Юрию Долгорукому в Москве). Например, он создал сервиз «Клоунада», который является скорее набором для сервировки стола. Забавные и добрые клоуны изображены в разных позах. Сервиз достаточно редкий и малотиражный. Его выпускал также Барановский фарфоровый завод. С.М. Орлов создал и знаменитые триптихи «Конёк-горбунок» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
К лучшим образцам продукции завода можно отнести статуэтки скульптора Т.В. Андриановой, которые отличает выразительность, внимательность к деталям, добрый юмор. Настоящей редкостью является миниатюрная статуэтка «На прогулке».
В 1950-е на заводе работала скульптор-анималист Е.Г. Морозова-Эккерт, исполнившая в реалистичной манере ряд статуэток, изображающих животных: «Телята ясельные», «Гуси», «Телёнок и курица у корыта» и другие.
Тема танца и классического балета тоже не обошла стороной Дмитровский фарфоровый завод. Эти сюжеты были излюбленными для О.С. Артамоновой: «Тао Хоа в балете «Красный мак», «Балерина с цветком», «Лежащая балерина», «Казахский танец».
В лаборатории при заводе изготавливали как уникальные предметы с ручной росписью, так и разрабатывали образцы для массового производства, опиравшиеся на дореволюционные традиции. Одним из таких является легендарный сервиз «Барбарис», базирующийся на позаимствованной в Севре французской форме ещё в ХIХ веке. Е.П. Смирнов слегка переработал фасон и назвал его «Рельефный», так и родился сервиз, который выпускали в пурпурном, розовом, зелёном, жёлтом и синем цветах. Этот сервиз «снимался» советских фильмах «Большая перемена» и «Покровские ворота».
Также хотелось бы отметить сервизы с росписью А.А. Чекулиной, которая поступила на завод ещё в 1916 году. Она стала автором не только уникальных конкурсных изделий (в том числе для выставки в Париже в 1937 году), но и более массовых, таких как «Маки», «Слива», «Райские яблоки». Художница была виртуозным мастером орнамента, сочетая цветочные и геометрические мотивы, тёмные фоны и яркие акценты.
В 1958 году в Брюсселе конкурсная комиссия отметила изделия золотой и серебряной медалями. В 1966 году за успешную работу предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
Когда распался СССР, Дмитровская фабрика была переименована в «Фарфор Вербилок». Кроме того, появилось дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Фабрика до сих пор работает и поддерживает традиции отечественного искусства, участвует в различных конкурсах и получает достойные награды, а также является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля.
Некоторые предметы, например легендарный “Барбарис”, фабрика продолжает выпускать по старым образцам. Разрабатываются и новые формы посуды и статуэток. Поэтому те, кто предпочитает пользоваться новой посудой, могут приобрести такой “новодел”, но по цене часто бывает выгоднее купить советский образец, к тому же проверенный временем на качество. Статуэтки чаще представляют собой сувенирную продукцию, однако, это скорее связано с запросами рынка и отражает вкусы времени.
Для любителей антиквариата и винтажа в коллекции галереи «Однажды» представлены великолепные образцы изделий фабрики Гарднера: чайные и кофейные пары, блюда, кофейники, сырные доски, молочники. Даже самых взыскательных ценителей фарфора поразит коллекция раннесоветских предметов 1920-1930-х годов: бисквитные статуэтки, бюсты, пепельницы, чашки и другая посуда, в том числе агитационный фарфор. Также представлены статуэтки и сервизы советского периода на любой вкус. Мы гарантируем подлинность предметов, полную и достоверную информацию о состоянии сохранности и наличии реставраций.