Найти тему

Советские украшения. Забыть или носить?

Отношение к советским украшениям неоднозначное. Многим не нравится их устаревший дизайн. Однако другие уверены, что ювелирные изделия, выпущенные в Советском Союзе, соответствуют самым высоким стандартам качества. Есть и третья категория, для которых эти предметы стали семейной реликвией, оставшейся от мамы, бабушки или прабабушки.

Любительницы винтажа, нашедшие в старой шкатулке советские кольца, броши, бусы или браслеты, задаются вопросом, как и с чем их носить и носить ли вообще. Давайте разбираться.

Ожерелье, хрусталь, гранение. Государственный трест “Русские самоцветы”, СССР, 1960-ые гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Ожерелье, хрусталь, гранение. Государственный трест “Русские самоцветы”, СССР, 1960-ые гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Советская эстетика

На сегодняшний день стало общим местом, что винтажные украшения - это тренд из трендов, задаваемый голливудскими звездами. Выпускаются специализированные каталоги, появляются интернет-магазины, предлагающие стильную старую бижутерию, пишутся статьи, как ориентироваться в мире винтажа и антиквариата. Спрос есть, но насколько качественным предложением могут быть советские украшения для женщин, желающих попасть в модные тенденции? Для этого нужно понять, что такое советская эстетика и на чем она базировалась.

Моральный принцип социалистического общества - коллективизм противопоставлялся западному индивидуализму. Эпатаж, оригинальность, яркость были не в чести. В то время, как упор делался на спокойной цветовой гамме и простых ясных пропорциях.

“Делегатка”, художник - Г.Г. Ряжский, 1927 г.
“Делегатка”, художник - Г.Г. Ряжский, 1927 г.

Послереволюционный идеал красоты в СССР, воспеваемый кинематографом, плакатным искусством, литературой также отличается от западных стандартов (тоже, кстати, по сути, революционных). Достаточно сравнить образ советской физкультурницы и девушки-флэппер. Новая советская трудовая жизнь диктовала полное отсутствие декоративных излишеств. И если Новая экономическая политика еще давала какой-то простор для воображения (интересные обращения к народным мотивом, использование супрематического декора в текстиле), то ее сворачивание привело к угасанию хоть какого-то проблеска индивидуальности.

Образы белокурых героинь, воплощенные на экране, далеки от их реальной гламурности див советского кинематографа. Изысканные украшения, в которых появлялись на правительственных приемах жены партийцев, были не только недоступны, но и неведомы обычной труженице Советской России. Простота, скромность и местами даже спокойная элегантность.

Изменения в эстетических принципах стали постепенно происходить в 1960-ые гг. А с приходом 1970-х гг. стало возможно говорить о том, что эстетика советского и капиталистического лагеря наконец-то сошлись воедино, пусть даже не в официальной плоскости. По крайней мере женщины Советского Союза начали открыто копировать культовые образы западного кинематографа.

Развитие ювелирного дела в СССР

Первые послереволюционные годы ювелирное дело находилась в упадке. Однако уже в 1922 г. была разрешена свободная торговля изделиями из серебра и золота среди населения. Что было первым шагом к возрождению ювелирной промышленности.

В годы НЭПа снова появились состоятельные заказчики и частные мастера-ювелиры. Современные стилевые тенденции попадали в молодую Советскую Россию, что привело к созданию ярких трендовых предметов. На Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже Советским Союзом были представлены агатовые броши в конструктивистско-функциональном стиле, выполненные свердловской артелью “Цветные камни”. А в 1926 г. ленинградской артелью “Мундировщик” была изготовлена из золоченой латуни и эмали брошь в таком же стиле.

Броши артели "Мундировщик"
Броши артели "Мундировщик"

С 1930-х гг. начинается полноценное восстановление ювелирной промышленности. Разумеется, ни о каком разнообразии продукции в то время говорить не приходится. Вкусы у населения были непритязательные, и было достаточным выпускать простые изделия по образцам к. XIX - н. ХХ вв., что продолжалось едва ли не до 1950-х гг. При этом каждому ювелирному заводу принадлежала своя “фишка”. Так Ленинград отметился украшениями с горным хрусталем, в Таллине выпускали изделия с эмалью, а в Свердловске предметы украшали самоцветами.

Брошь, серебро. Трест “Русские самоцветы”, СССР, 1927-1958 гг.
Брошь, серебро. Трест “Русские самоцветы”, СССР, 1927-1958 гг.

В это же время можно говорить о производстве новых форм украшений. Речь идет о брошах треста «Русские самоцветы». Изделия были выполнены из поделочного камня, вставленного в сканную оправу. Забавно, именно эти простые предметы отвечают декоративным тенденциям стиля Ар-Деко, популярному на Западе в 20-30 гг. XX в.

1950-1960-ые гг. ознаменовались началом производства ювелирных украшений с синтезированными корундами (сапфиры, рубины, александриты) по методу Вернейля и Чохральского. Было запущено массовое производство типизированных изделий, которые заполнили шкатулки советских женщин. Кстати, обладательницы подобных украшений искренне верили, что носят настоящие драгоценности.

Занятные изменения происходят в 1960-1970-х гг.. Под влиянием “сурового стиля”, “новой волны” и проч. исторических реалий ювелирные изделия из золота с драгоценными камнями неожиданно попадают в разряд бижутерии. Ношение подобных изделий отдает мещанством. А вот украшения из мельхиора с ювелирными или поделочными камнями - совсем другое дело. Эти тенденции обретают популярность в среде творческой интеллигенции. Именно там еще не одно десятилетие будут отдавать предпочтение не “желтому”, а “белому” металлу.

Тренды сегодняшнего дня

XXI век далеко цвел наших соотечественниц от принципов коллективизма. Сейчас, как никогда, женщины стремятся подчеркнуть собственную индивидуальность и оригинальность. Образ, который мы транслируем социуму, выражается не только через одежду, но и аксессуары.

Винтажные советские украшения помогут создать нестандартный, неповторимый образ. Главное, грамотно их подобрать.

Обращаясь к образу белокурой дивы 30-х гг. (по примеру Ренаты Литвиновой), следует обратить внимание на изящные классические броши. Именно это украшение станет завершающим аккордом в стиле ретро-шик.

Изделия, выполненные в 1960-1980 гг., могут оказаться удивительно актуальными и в наши дни. Особенно, если они декорированы популярной сейчас эмалью.

В начале статьи мы упоминали эстетические принципы, транслируемые в СССР. Да, в эпоху повсеместного индивидуализма и желания выделиться, может показаться, что все безбожно устарели. Однако художники и дизайнеры, работавшие на ювелирных заводах Советского Союза, что-то понимали в своем деле. Именно они создавали гармоничные выдержанные предметы, которые можно и сейчас носить каждый день.