⠀
Япония была загадкой для иностранцев как в XVI веке, так и сейчас. Одной из особенностей Японии являются макеты еды, которые можно увидеть на витринах многих ресторанов и кафе. Хочу отметить, что они выглядят настолько натурально, что сразу появляется желание попробовать эти блюда. Такое своеобразное меню в полную величину блюда, так как макетом всегда указана стоимость. Хочу отметить, что каждые детали прорисованы очень красиво, что говорит о большом мастерстве создателей макетов еды.
⠀
С точки зрения заботы о посетителях, особенно иностранных туристов, это большая помощь. Потому что меню часто написано только на японском языке. Если не знать его, то сложно понять, что входит в состав блюда. В этом смысле повезло путешественникам из Китая и других стран, где используют иероглифы. А всем другим остается только увидеть макет еды и понять, что хочется съесть.
⠀
На японском языке макеты называются «сёкухин сампуру», что в дословном переводе означает «образец еды». Впервые они были созданы 100 лет назад. Основателем образцов является Ивасаки Такидзо. Он родился 12 сентября 1895 года в городе Гудзё Хатиман. После долгих экспериментов, первый макет еды, который он создал из воска, был омлет. Уже в 1932 году мастер открывает свою мастерскую по производству макетов еды. Именно омлет был выставлен на витрине универмага в Осаке. После этого индустрия такой еды в стране стала набирать популярность, и мастерские открывались и в других городах Японии. Ивасаки всегда очень любил свою малую родину, поэтому его компания находится в его родном городе Гудзё Хатиман. Благодаря этому у местных жителей появилась работа, а компания Iwasaki Be-l Co., Ltd. по-прежнему занимает около 60% японского рынка по изготовлению сёкухин сампуру. Такое отношение говорит новому поколению, что важно помнить свои корни. Это одна из составляющих японского этикета.
Сейчас необычные меню очень популярны в Японии. В Токио их можно встретить, буквально, на каждом шагу. Чтобы сделать фотографии для поста, мне понадобилось всего 10 минут времени. Для этого только нужно было прийти в ближайший универмаг и на этаже, где расположены рестораны, сфотографировать витрины.
Очевидный вопрос: из какого материала делают макеты? Изначально они изготавливались из воска. Говорят, что этот материал вызывал интерес у юного Ивасаки.
Однажды расплавленный воск пролился на татами, и необычная форма воскового пятна вдохновила молодого человека. Он стал экспериментировать с воском, пытался создать что-то уникальное для витрин. Как мы видим у него получилось!
К сожалению, под действием солнечных лучей, иногда воск плавился и блюда уже не могли выглядеть аппетитно. Начиная с 1970 года воск решили заменить на резину. Вместе с резиной в ход пошли силиконовые формы, которые позволяли передать самые мелкие детали блюд.
Чтобы создать макет блюда для кафе или ресторана, сначала делаются снимки еды, которую надо изготовить. Если снимки предоставить не могут, то профессионалы делают зарисовки с уточняющими надписями. Иногда используют оба способа одновременно. После этого создаются силиконовые формы. В них заливают прозрачную пластмассу - поливинилхлорид. После этого формы запекают до полного затвердевания и окрашивают.
В настоящее время можно встретить макеты еды не только на витринах кафе или ресторанов. Ими украшают чехлы для смартфонов, брелоки и делают бижутерию. Не смотря на множество современных приспособлений, создание искусственной еды остается ручной работой, поэтому все это полноправно можно считать произведениями искусства!
Елена Гаврилина-Фудзияма специально для Etiquette 748