Война всегда выносила на поверхность истинные качества людей. Как и в любом обществе, в Советском Союзе находились те, кто пытался нажиться на ситуации и те, кто готов был их остановить, даже ценой своей жизни.
В августе 1942 года из этого колхоза в Томмотском районе Алданского округа Якутской АССР массово потянулись «на вольные хлеба» колхозники. Уходили в таёжные дебри на промыслы. Другие просто забирали колхозных оленей и откочёвывали в неизвестные места. Забивали общих животных для своих нужд.
Председатель колхоза из местных жителей Егор Николаевич Павлов 20 ноября 1942 года провёл собрание, на котором был создан вооружённый отряд. Только занялся он не наведением порядка, а грабежами. Представители так называемого «Добровольного общества борьбы против Конституции СССР» решили, что пока все силы страны заняты войной, они вполне могут разгуляться по сибирским территориям со своими целями. Судя по дальнейшим действиям, от политики они были весьма далёкими.
Уже через два дня после основания «бригада» Павлова напала на первый табор оленей, принадлежащий Хатырхайскому прииску, который расположился в 5 км от ключа Горелый. Взяли 20 оленей. Уже на следующий день ограбили участок проживания старателей. Прошлись по всем дворам и забрали оружие, вынесли всё из магазина и насильно забрали двух рабочих.
Воодушевлённые безнаказанностью, в тот же день напали на контору Хатырхайского прииска, где планировали забрать всё золото и деньги. Начальник прииска с парторгом сумели организовать рабочих и целый день отстреливались от бандитов, забаррикадировавшись в здании конторы. Когда ничего не вышло, уже к ночи загрузили 15 нарт с товарами и продовольствием из ограбленного склада. Перед уходом подожгли радиостанцию, чтобы невозможно было вызвать помощь. Сидевшая в том же здании женщина-врач выскочила на улицу. «Павловцы» тут же расправились с ней.
Так начало свою деятельность криминальное формирование, а проще говоря – банда Павлова. Нападения на прииски пошли одни за другим. Везде забирали золото, материальные ценности, продукты, не обходилось и без расправ с людьми.
Сразу, как только весть о нападениях на людей дошла до отдела НКВД в Алдане, была организована опергруппа в числе 6 бойцов. Когда напали на Хатыргай, поняли, что бандитов больше, чем думали. В условиях войны и редкости поселений смогли набрать группу общим числом в 22 бойца, в основном представителей НКВД. Возглавил её младший лейтенант госбезопасности П. П. Рыбин и политрук Н. В. Мулыгин.
Морозы стояли за 40, но поймать «павловцев» можно было только зимой. В ходе продвижения из-за отсутствия всякого транспорта у первой группы вторая вскоре её догнала. У прииска Хатырхай неожиданно обнаружили раненого из отряда Павлова, которого те бросили. Он рассказал, что их на самом деле 18 человек, а слухи о большой численности специально распускаются по окрестностям. Также указал место расположения основной базы.
Чекисты разделились. Половина осталась сторожить бандита и в случае нападения, стать боевыми единицами в помощь обороне прииска. Остальные двинулись в сторону предполагаемого лагеря «бригады» Павлова.
Двигались уже больше 40 километров, а находили только брошенные палатки. Милиционеры и чекисты находились среди зимней тайги, где кругом не было ни души, стоял трескучий мороз.
1 декабря опергруппа неожиданно «лоб в лоб» столкнулась с обозом бандитов. Те разбежались в разные стороны, побросав всё, что можно. В перестрелке наши потеряли двоих и был ранен Рыбин.
Невзирая на потери, опергруппа двинулась вперёд и 6 декабря дошла до места, указанного раненым бандитом. «Павловцы» ушли совсем недавно. Было найдено много специально разрезанных кулей муки и брошенные нарты. Видно было, что теперь «бригада» движется верхом на оленях. Ещё через два дня чекисты наткнулись на засаду. Потеряли ещё одного человека. Решили вернуться в Хатырхай. Из 14 человек потеряли троих, двоих раненых сумели довезти назад. После 10 дней погони «павловцы» всё-таки ушли.
За это время вторая часть группы обнаружила на самом прииске 13 пособников криминального отряда. Теперь у него появились изрядные проблемы с продовольствием, оружием и транспортом.
Ещё два месяца ушло на то, чтобы найти среди жителей поселений двух охотников, которых «павловцы» хорошо знали и доверяли им. Но тем уже изрядно надоел криминальные элементы, которые не гнушались ничем.
Вечером 5 февраля 1943 года у Павлова и его подручных планировался грандиозный «праздник» по случаю встречи с новыми группами, пожелавшими влиться в отряд. Расположились в палатках в верховьях р. Амги. Охотникам было поручено достать спирт и угощенье.
Предусмотрительно ликвидированные чекистами группы так и не подошли. Прождав некоторое время, Павлов дал приказ начать застолье. Когда все уже еле держались на ногах, чекисты ударили по четырём палаткам. И всё же завязалась перестрелка. Четверых бандитов ликвидировали, 12 повязали. Сам Павлов, будучи раненым, сбежал в тайгу. Но из-за мороза далеко не ушёл. Его нашли, но он уже замерзал.
Четверых главных пособников Павлова приговорили к высшей мере наказания, хотя одному из них Президиум Верховного Совета СССР приговор был изменён на заключение. Остальные получили разные сроки.
Невзирая на «политическое» название, отряд Павлова носил чисто криминальный характер и его ликвидация сотрудниками НКВД и их помощниками полностью оправдана. Чекисты заплатили за спокойствие простых жителей региона высокую цену.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.