870 подписчиков

Первый танк современного типа. Часть 25. Autotransporter Typ "R". "Колёсно-гусеничный" танк Renault FT

На переломе третьего и четвёртого десятилетий двадцатого века во Второй Речи Посполитой попробовали увеличить мобильность гусеничной техники разработав специальные колесные транспортёры, о наименее известном Autotransporter Typ "R" рассказ в это публикации.

Танковоз Renault FU на параде
Танковоз Renault FU на параде

Первые танки, вышедшие на поле боя имели множество недостатков, в том числе и лучший в то время танк мира - французский Renault FT. Обычно речь идет о том, что броня тонкая, скорость низкая, а вооружение слабое и рабочее место экипажа неудобное, то есть то, что важно именно на поле боя. В Первую мировую войну была первый раз применено большое число новинок - авиация, огнемёты, газы, бронеавтомобили, наконец танки. Но не одна из этих новинок не стала стратегическим оружием, которое могло решить исход не только одного боя, но и многодневной операции. Танки были оружием, дающим впечатляющие результаты, но только в наступлении и при длительной подготовке и тщательном выборе места и направления атаки. Антанте удалось победить и так, у Германии и Австро-Венгрии просто закончился ресурс. После войны и французы, и примкнувшие к ним владельцы почти полуторасотен пехотных танков - поляки, добрых десять лет пробовали улучшить характеристики танков, меняли двигатели и движители, утолщали броню, ставили новые башни и гусеницы. Но для того, что бы танки вышли на новый уровень им было необходимо добавить не только скорости движения, но и обеспечить оперативно-тактическую мобильность, что бы танки не просто были, а были в то время, и там где нужно. Самым простым способом было создание грузовиков-"танковозов", таких как например Renault FU, которые использовались во Французской армии.

Autotransporter Typu "R"/Автодрезина тип R

Страна: II Rzeczpospolita

Год выпуска: 1929-1931 (?)

Производитель: Wojskowym Instytucie Badań Inżynierii (WIBI)

Кол-во: 1 (прототип)

Экипаж: 2

Бронирование : 16 mm/башня 22 mm

Вооружение: canon de 37 S. A. pour chars légers

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Скорость 20-25 км/час

Перевозка танков на грузовиках была удобна, если бы не главный минус - такие грузовики стоили дорого и их было мало. Оснастить армию танковозами на каждый танк не могла позволить себе не одна страна. Те же поляки, занимаясь темой увеличения тактической мобильности танков в 1930 году для перевозки танков FT купил один специальный танковоз Renault FU, получивший тактический номер "6939". После испытаний первой машины было заказано ещё десять машин такого типа на шасси Renault FU и несколько специальных танковых прицепов Renault, для использования с другими тягачами, на этом история и закончилась. Максимально, что сделали поляки это испытали автопоезд из танковоза и прицепа с танком.

На фотографии тягач Renault FU в Польше сразу перевозит два танка на платформе и на прицепе. Один из танков облегченная учебная польская версия.
На фотографии тягач Renault FU в Польше сразу перевозит два танка на платформе и на прицепе. Один из танков облегченная учебная польская версия.

Более интересным способом было создание колёсно-гусеничных танков, совмещавших относительную быструю скорость по дорогам и возможность движения по бездорожью. . Первенцами стали снова французы, которые в рамках послевоенной программы перевооружения разработали в 1921 3-х тонную колёсно-гусеничную танкетку Chenillette Saint-Charmond modèle 1921 на заводе CFAMH (Compagnie des Forges et Acieries of Marine et d'Homecourt). За четыре года было собрано 12 образцов, которые пробовали покорить мир - машины с поднимающимся колесным шасси испытывали в Финляндии, Японии и СССР. Испания купила сразу 6 машин, а поляки в 1929 - две. Так же никому не интересна оказалась чешская "кологусенка" - KH.50 (Kolohousenka 50), конструкции германского отца-танков Фолмера, прототип которой поляки так же пытались купить.

Chenillette Saint-Charmond modèle 1921 в учебном центре - Szkoły Czołgów i Samochodów в Варшаве
Chenillette Saint-Charmond modèle 1921 в учебном центре - Szkoły Czołgów i Samochodów в Варшаве

Польская военная миссия не покидала Францию и пыталась купить всё, что могло двигаться, но было новее танков FT, не удивительно, ведь покупалось всё на кредит, который дали сами французы. В 1923 году поляки собирались прикупить немного новых бронированных полугусеничников, которые только появились на движителе Кегресса у французов - AMC Citroen-Kegresse-Schneider Modele 1923. Можно предположить, что хорошо зная поляков французы, как раз "на соседней дорожке" показывали и испытания своей "гусенички"- Chenillette Saint-Charmond modèle 1921 и то как она бодро переходит с одного хода на другой. Поляки "купились" и заказали сразу две такие машины, окончательно сделка была согласованна в январе 1924. 16 апреля 1926 года вместе с полугусеничными шасси для будущих Samochody pancerne wz. 28 приплыли и две колёсно-гусеничные танкетки, которые отправились сразу в варшавскую Школу танков и автомобилей (Szkołа Czołgów i Samochodów).

Chenillette Saint-Charmond modèle 1921 в учебном центре - Szkoły Czołgów i Samochodów в Варшаве  на гусеницах с поднятыми колесами
Chenillette Saint-Charmond modèle 1921 в учебном центре - Szkoły Czołgów i Samochodów в Варшаве на гусеницах с поднятыми колесами

Почти полгода ушло на устранение неполадок и только 8 октября танкетки начали двигаться, при приемке они хотя бы показали, что могут делать то, что обещано, хотя и плохо. Получив войсковые номера n 4001 (номер двигателя NN) и 4002 (номер двигателя 17627) были отправлены в танковый полк, точнее в учебную школу, а так как у военных не было денег на их транспортировку (:-))), пришлось ждать пока не будет вестись совместная отгрузка польских танков "Железный", первая партия из 10 штук из неброневой стали как раз была построена. Как и следовало ожидать ничего хорошего из этого не вышло, машины катастрофически часто ломались и о них предпочли просто забыть. Испытав два колёсно-гусеничных танка поляки расстроились, никак у них с новыми французскими танками не получилось дружбы - не получили развития ни варианты Renault FT с приводом Кегресс, ни с новой подвеской NC1, ни чудо от Сен-Шамонд, которые поляки регулярно закупали у французов.

Причины понятны, во первых два типа движителей гарантированно увеличивали боевую массу, во-вторых любое механическое усложнение ведет ко кратному падению надежности. И хотя в 20-м веке не случилось ни одной войны, в которой была бы нужна сверхмобильность, что к первой, правда пока без танков, что ко второй, что к третьей мировой готовились ожидая, что это будет война маневра, но как обычно всё получалось по другому. Никому до сих пор высокая линейная скорость танка так и не пригодилась и век кологусенок закончился с первыми выстрела Второй Мировой в Испании.

Казалось бы на этом можно было бы закончить историю танков на колёсах в Польше, если бы неожиданно не сошлось несколько факторов и не добавился бы "сумрачный польский гений" в лице начальника инженерного департамента Войска Польского полковника Тадеуша Коссаковского (Tadeusz Kossakowski), который в 1931 году предложил создать бронированные железнодорожные мотодрезины с приводом от двигателя танка и поставить на железные колеса танки Renault FT. Проект в принципе удался и в Военно-инженерном Научно-исследовательском институте (Wojskowym Instytucie Badań Inżynierii, WIBI) разработали дрезину, получившую название - Srednia drezyna pancerna torowo-terenowa „R” - Средняя бронированная дрезина рельсовая-внедорожная типа „R” (Renault).

średnia drezyna pancerna torowo-terenowa „R” - Средняя бронированная дрезина рельсовая-внедорожная типа „R” (Renault).
średnia drezyna pancerna torowo-terenowa „R” - Средняя бронированная дрезина рельсовая-внедорожная типа „R” (Renault).
Дальше мы входим в разряд авторских домыслов и предположений, потому что пока не видел никаких более точных данных, когда, кто и как построил Автотранспортеры. Есть только фотографии. Поэтому могут быть перепутаны причины и следствия, да и вообще всё может быть не так.

В активе в поляков перед глазами была идея бронедрезины с приводом от танкового двигателя и возможностью танка съезжать и заезжать, образец колесно-гусеничного хода, не самого правда удачного и 5-7-ми тонные грузовики, которые могли перевозить танки и имели собственную массу в 7-8 тонн. Каким образом родилась идея сухопутной дрезины на колесах пока не известно, может быть она появилась даже раньше железнодорожной. Но в сухом остатке имеется два проекта колесно-гусеничных уже составных транспортных средств - для пехотного танка Autotransporter Typ "R" и для только что поставленной на вооружение танкетки Autotransporter Typ "TK". Автотранспортеры для танкеток получили свое развитие, а вот Автотранпсортеры для танков судя по всему остались только в виде прототипа.

Autotransporter Typ "R"
Autotransporter Typ "R"

Скорее всего Autotransporter Typ "R" был создан в 1931-1932 годах, хотя может быть и несколькими годами раньше. Было взято шасси 5-ти тонного грузовика Pierce-Arrow R9, которых к концу войны в Войске Польском было около ста. С рамы грузовика было убрано всё кроме подвески и заднего моста и добавлены опоры для танка. танк был модернизован по типу, близкому к тому, как доделывались боевые машины для бронедрезин - выводился через раздаточную коробку карданный вал к заднему мосту, устанавливались муфты отключения бортовых передач. Так как к подобной схеме на бронедрезинах пришли не с первого раза, можно предположить, что автотранспортер проектировался не раньше серийной бронедрезины, то есть 1932 года. Добавилась ещё отдельная передача для управления передними колесами, которая выводилась через ВЛД к переднему мосту.

На переломе третьего и четвёртого десятилетий двадцатого века во Второй Речи Посполитой попробовали увеличить мобильность гусеничной техники разработав специальные колесные транспортёры, о наименее...-7

Скорее всего передний и задний мосты с элементами рамы пристыковывались к танку и он с помощью привода опускал колеса в рабочее положение, на фотографиях видно что гусеницы ничего не касаются и танк днищем просто висит на колесных приспособлениях.

Вариант при котором полностью сохранялась рама и танк просто корпусом на неё опускался требует специальный аппарелей для въезда и выезда и достаточно сложной системы поднятия и опускания, чего не наблюдается на фотографиях. Так же можно предположить, что это был просто прототип, у которого танк польского производства CWS был поставлен на раму для испытания рулевого управления и мостов. Пока информации больше нет, предположим более простой вариант с двумя дополнительными приспособлениями впереди и сзади

Если проект Автотранспортёра для танка получился неудачным, так как не получил развития, то такая же система для танкеток отрабатывалась вплоть до Второй Мировой войны и гораздо лучше известна.

Танкетка TKS установлена на 'Аutotransport' в раннем камуфляже, 1934-36. На заднем плане танк Vickers E tanks и мотоцикл CWS M-111 (Sokół 1000). Хорошо виден цепно привод колес.
Танкетка TKS установлена на 'Аutotransport' в раннем камуфляже, 1934-36. На заднем плане танк Vickers E tanks и мотоцикл CWS M-111 (Sokół 1000). Хорошо виден цепно привод колес.

Autotransporter Typ "TK" получился реально составным, его конструкция была разработана в 1931, а готовые изделия испытывались вплоть до 1936. Отдельно было создано безмоторное шасси на базе грузовика 2,5-тонного грузовика польского производства Polski FIAT 621L. Танкетка заезжала на Автотранспортер, у нее отключался привод на гусеницы, подключался цепной привод на колёса шасси и танкетка могла досточно быстро выдвигаться по хорошей дороге к месту назначения, экономя ресурс и движителя и дорог.

На переломе третьего и четвёртого десятилетий двадцатого века во Второй Речи Посполитой попробовали увеличить мобильность гусеничной техники разработав специальные колесные транспортёры, о наименее...-9

Автотранспортёр имел складывающуюся рулевую колонку и мог транспортироваться любым грузовиком после доезда танкетки на место боевой работы. В качестве боевой части использовались различные варианты танкеток польского производства TK, TK-3, TKS и даже прототип башенной танкетки TKW.

Танкетка TKW на автотранспортёре
Танкетка TKW на автотранспортёре

Зачастую речь идёт о десятках изготовленных автотранспортёров, но по факту нет подтверждения, что одновременно было более 5 таких боевых машин - один взвод, который принимал участие в учениях. Автортранспортеры с танкетками поляки даже пытались предложить на экспорт в Афганистан, куда были отправлены в итоге устаревшие FT. Несмотря на кажущуюся странность такого проекта, как автотранспортёр польского типа и даже его испытания, принципиально проверялась не только конструкция с технической точки зрения, но в ходе учений и вообще тактика применения бронетанковых сил с повышенной мобильностью, таких например как быстроходные танки. Можно было даже испытать на практике "Теорию глубокого прорыва" или "Блицкрига" в зависимости от страны происхождения и оборону от них. На учениях и обучениях не важно даже качество техники, главное, что бы они были.

Взвод автотранспортёров на учениях вместе с приданной техникой
Взвод автотранспортёров на учениях вместе с приданной техникой

Войско Польское благополучно не потратило много времени и денег на тупиковое развитие колесно-гусеничной техники и её массовым строительством, зато попробовало много решений, которые даже не рассматривались у стран, потенциальных противников. Но когда отсутствует трезвая оценка своих реальных военных возможностей и расчёт идет на помощь "дяди из-за моря-океана", а не на ведение собственной грамотной дипломатии и выстраивания отношений с соседями, то никакой "сумрачный польский гений" не поможет, что и было полякам убедительно показано в 1939.

Это последняя статья, посвященная польскому вкладу в историю боевой техники Первой мировой войны и её развитию в послевоенные годы, не самому важному, но отличившемуся многочисленными интересными решениями конструкторов и военных. Дальше возвращаемся к более сильным игрокам, о которых можно много чего рассказать.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других польских и французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Czolg lekki Renault FT (Wielki Leksykon Uzbrojenia Wrzesien 1939 Tom 5)

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

Janus Magnuski. Czolgi Renault w Wojsku Polskim. nTW 09/1997

Adam Jonka. Leksykon Pojazdow Mechanicznych Wojska Polkiego 1918-1939. Edipresse Polska S.A.2018

На переломе третьего и четвёртого десятилетий двадцатого века во Второй Речи Посполитой попробовали увеличить мобильность гусеничной техники разработав специальные колесные транспортёры, о наименее...-12

http://derela.pl/ft17pl.htm

http://derela.pl/tkw.htm

http://derela.pl/tk_spec.htm#auto https://2s14.blogspot.com/2016/09/autotransportery-czogow.html https://www.magnum-x.pl/artykul/chenillette-saint-chamond-modele-1921-w-wojsku-polskim

Chenillette Saint Chamond Modéle 1921 w Wojsku Polskim TW Historia Nr Spec. 3/2022