В 1926-м году после локализации "производства" танков Renault FT в Войске Польском занялись экспериментами со специальными машинами. Рассказ об одном из самых необычных образцов - постановщике дымовых завес, который чаще всего называется Renault FT z Fumatorami в этой публикации.
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Постановка дымовых завес на поле боя даже в современных условиях крайне важная часть тактики, она существенно позволяет сократить потери и увеличивает вероятность успешного завершения боя. Можно придумать достаточно большое число способов создать дым, но главным вопросом является его доставка до места, где его нужно применить. В большинстве случаев это самые горячие места прямо на поле боя. В ходе Первой мировой войны было точно определено два вида боевой техники, которые могут оказаться в любом месте поля боя - это пехотинец и танк. В 1925-м году в Великобритании на базе танка Medium Tank Mark С "Hornet" провели испытания с генератором дыма (прочитать можно по ссылке Быстрые британские танки. Часть 8. Medium Mark C smoke generating tank. 1925. "Война в Крыму, всё в дыму").
Британский танк с дымогенератором использовал масляную эмульсию, которая подавалась под давлением в 7 атмосфер через распылитель в выхлопную трубу танкового двигателя и, испарясь давало густой белый туман. В Польше пошли по другому пути, решив сосредоточится на химическом способе создания дымовой завесы.
Renault FT Czołg gazowy z fumatorami/Танк Рено FT с дымогенераторами
Страна: II Rzeczpospolita
Год выпуска: 1926
Производитель: Wojskowym Instytucie Badań Inżynierii (WIBI)
Кол-во: 1 (прототип)
Боевая масса: 6800 кг
Размеры: 5000х1740х2580 мм
Колёсная база: 4750 мм
Экипаж: 2
Бронирование : 16 mm
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Скорость 7,5 км/час
Танк с дымогенераторами польской конструкции является наверно самым необычным среди других изобретений "сумрачного польского гения", который хотел быть таким же умным, как соседи с запада, и таким же настойчивым в достижении цели, как соседи с востока. Обычно предполагается, что создание боевой бронированной машины поля боя с газораспределителями было задумано в Польше для создания химического танка, чьей задачей было бы распыление боевых отравляющих веществ. Возможно такое использование и пришло бы в голову военным, но всё таки изначально проектировали именно дымогенератор для постановки дымовых завес.
Использование такого танка для распыления отравляющих веществ было бы достаточно сложной тактической задачей с неясными целями - таким образом можно было применять газы только против каких-нибудь повстанцев из кресов, но совсем не на поле боя. Опыт первой мировой показал, что БОВ не являются удачным оружием даже для решения задач на уровне батальона, не говоря уже о полковом или дивизионном уровне. Представить себе, что пехотный танк подъехал к вражеским окопам на сотню метров и поехал вдоль них сильно дымя, и при этом не был обстрелян артиллерией и не обеспечил проблемы собственной пехоте, сложно.
Агрегат был разработан скорее всего в Военном Институте Защиты против отравляющих газов (Wojskowy Instytut Przeciwgazowy) и был предложен на испытания 5 июля 1926 года на учебном пехотном полигоне (Doświadczalne Centrum Wyszkolenia Piechoty) в Рембертуве (Rembertów). Этот полигон имел давнюю историю и был, как артиллерийский, построен в восточном пригороде Варшавы ещё в 1888 году, как центральный для всех частей Варшавского военного округа. Рембертув получил свое развитие после строительства военными железнодорожниками Российской императорской армии станции, которая была базовой для снабжения крепостей в Королевстве Польском. Именно в казармах в Рембертове формировались первые части Войска Польского.
Конструктивно танк с дымогенераторами представлял собой базовое шасси танка Renault FT со снятой башней и установленной сверху на бронекорпусе дымовой аппаратурой. Никаких подробностей об химической стороне проекта нет, скорее всего в баллонах под высоким давлением был газ, который при расширении и контакте с воздухом давал белый непрозрачный дым.
Два баллона были расположены по бокам бронекорпуса, на стойках были установлены соединенные с баллонами два раструба, которые и работали дымогенераторами. В экипаже было два военнослужащих - водитель и оператор газогенератора, в работу входило открывать и закрывать краны для подачи газа. Агрегат испытывался в течении нескольких лет, причем в какой-то момент он получил трехцветный камуфляж. В 1928 году проект был закрыт.
Применение постановщика дымовых завес на учебном полигоне пехоты было оправдано и в случае, если сама машина не была принята на вооружении, в конце концов пехоте надо учиться воевать в условиях ограниченной видимости, которая на поле боя может быть не только созданной специально для маскировки, но и иметь "естественные" причины - туман, пожары, дым от взрывов снарядов. Главное ограничение танков FT - низкий ресурс ходовой должен был неминуемо привести к списанию "Дымогенератора" после нескольких лет полигонного использования.
Если рассматривать создание этой боевой машины - Czołg gazowy z fumatorami, как демонстратор технологии, то она оказалась полезной и для отработки тактических приёмов, и для обучения пехоты. Но само конструктивное исполнение развитие не получило и вообще польские танки, вплоть до разгрома польской армии не имели дымового оборудования. О том, что произошло с шасси информации нет, возможно на него вернули башню, а может быть использовали для испытаний башен другого типа или вообще отправили в резерв и разобрали на запчасти.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других польских и французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Первый танк современного типа. Часть 19. Char Renault FT c wz.29. 1930. Двухоружейная башня для TSF
- Первый танк современного типа. Часть 22. CWS Typ M "Hanuś". Не нальешь новую wódku в старые меха
Источники:
Czolg lekki Renault FT (Wielki Leksykon Uzbrojenia Wrzesien 1939 Tom 5)
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
Janus Magnuski. Czolgi Renault w Wojsku Polskim. nTW 09/1997
http://panzerserra.blogspot.com/2017/05/renault-ft-17-z-fumatorami-polish-gas.html