Найти в Дзене
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 17. RV (Renault-Vickers). 1932. В компанию ежу ужа заменили на гадюку

В Польше уже по большому счёту понимая, что они проиграли гонку вооружений старались хоть немного поднять уровень всего, что у них есть в броне. Одним из проектов была модернизация самого массового танка польских БТТ Renault FT с установкой на него гусеничного хода по типу Виккерс 6-тонный. Что из этого получилось в публикации.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Захваченные в учебной школе танки FT, крайний справа RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс.Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/
Захваченные в учебной школе танки FT, крайний справа RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс.Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/
Танк Рено с гусеничным ходом Виккерса одна из тем, которую даже польские историки, одни из самых въедливых и упорных в мире, не имеют единого мнения, если судить по польской литературе по военной и технической истории. Хотя может внутри Польши уже всё ясно, но снаружи это неизвестно. В нескольких материалах о развитии танка FT в Польше выводы автора публикации могут быть не бесспорны, тем не менее замечания принимаются только с фотографиями и чертежами или железными отсылками. Вариант"Х.... написал, что Y... был сделан так" не принимается.

Имея на вооружении бронетанковых сил Второй Речи Посполитой почти полторы сотни пехотных танков Renault FT, польские вооруженные силы к концу 20-х годов были самыми сильными среди всех своих соседей. Германия, Чехия, СССР, Литва не имели ни опыта, ни танков. Но "шакал Европы" понимал, что так долго не будет и когда соседи начнут по настоящему вооружаться полякам мало не покажется, если соседи, "если" здесь неуместно, когда соседи решат вернуть обратно, что поляки по итогам большой войны получили.

Танки Renault FT и Renault wz.32 на учениях
Танки Renault FT и Renault wz.32 на учениях

Главным спонсором в 20-х годах Польского государства по прежнему оставалась Франция и комиссии из польского генералитета непрерывно обивали пороги кабинетов в Париже. Но у самих французов в первой послевоенное десятилетие не сильно получалось с "новыми" танками и в итоге вся бурная работа привела только к закупке 6 новых "старых" танков - пяти модернизированных FT с движителем Кегресса и одного с новой подвеской NC-27, но тоже модернизированного FT. Полякам Рено-Кегрессы не понравились до такой степени, что несмотря на недостаток танков, их отправили на хранение, доставая оттуда по мере появления новых идей, что же с ними делать.

RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32/Танк Рено c гусеничным ходом Виккерс

Страна: Франция

Производитель шасси: Société des Automobiles Renault

Сборка: Warszawska Spółka Akcyjna Budowy Parowozów (WSABP), „Parowóz”?

Год выпуска: 1932-1933

Кол-во: 1

Экипаж: 2
Боевая масса: 7200 кг (ориентировочно)
Бронирование : 16 mm

Вооружение: Browning wz. 30, 37 mm SA

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 (42) л.с.

Максимальная скорость: 14 km/h

Судя по тому, что поляки предпочитали экспериментировать с танками, которые у них иногда называются Renault wz.29, боевые машины с движителем Кегресса оценивали даже ниже чем стандартные линейные FT. В начале 30-х хотелось чего то нового, тем более, что примеры были. Британцы из фирмы Виккерс сумели предложить на международный рынок новое прочтение пехотного танка - Vickers Mk E или «Виккерс-шеститонный» (Vickers 6-ton). Первые образцы выехали из ворот завода в Миллбанк Тауэр в 1928 и должен был, пока французы мучаются с попытками что-то сделать на базе FT. захватить рынок. В принципе так и получилось - два самых главных покупателя танков - СССР и Польше обратили внимания на эту машину и оба начали у себя серийное производства производных от этого танка. СССР и Вторая Речь Посполитая в 30-х годах выглядели как два наиболее вероятных кандидата на развязывание Второй мировой войны, так как в Кремле был по прежнему жив "польский" синдром и наверно его обитателям мерещилось Смутное время, когда полки Речи Посполитой хозяйничали в Москве. Поэтому за любыми телодвижения потенциального противника сразу следовали "контрмеры". Даже простая "деза" о том, что Польша купила образец танка Кристи привела к тому, что в РККА появился внеплановый колесно-гусеничный танка БТ, а информация о том, что РККА интересуется танками Виккерса к появлению таких машин в Польше. С одной стороны это была явная паранойя, вызванная травматическим синдромов после поражения в Советско-Польской войне, в у других огромной переоценкой собственных возможностей особенно если думать что "Европа им поможет". Но Vickers 6-ton реально был хорош для 1930 года.

Компоновочный чертёж  Vickers Mark E (6-ton)
Компоновочный чертёж Vickers Mark E (6-ton)

Разрыв в десятилетие между Renault FT и Vickers 6-ton делает машины не сравнимыми, но тем не менее именно танк Виккерса должен был занять место французского бестселлера на поле боя в пехотных цепях. Определения через вес танка - легкий, тяжелый, средний зачастую создают неправильное понимание целей и задач боевых машин. Определение "пехотный" танк более точное и правильное - танк для пехоты. Можно сравнить оба танка - конца Первой мировой и конца 20-х. При близкой боевой массе 7,3 тонны у Виккерса и 6,7 у Рено, танки имели схожее максимальное бронирование - 19-25 мм и 16 мм лба корпуса - во всем остальном Виккерс показал, что его конструктора сделали то, с чем французы мучились пятнадцать лет - существенно более быстрый и хорошо вооруженный танк с треми членами экипажа в той же нише и примерно по той же цене. Появление Виккерса 6-тонного сразу обесценило перспективы FT и его родственников на успех, примерно как появление Дредноута превратило в бумагу деньги потраченные на броненосцы.

Шасси  Vickers Mark E (6-ton)
Шасси Vickers Mark E (6-ton)

Главной изюминкой британского танка была подвеска, сконструированная Джоном Валентайном Карденом и Ллойдом Вивианом, из восьми катков малого диаметра, сблокированная по четыре, на горизонтальных рессорах. Хотя такая подвеска не позволяла разгоняться до 60 км/час как у Кристи или Джонсона, но у пехотного танка не было и места, где он мог бы показать таки скорости - реальные 37 км/час по шоссе и 22 км/час по пересечённоё местности были вполне достаточны и полностью отвечали всем требованиям военных. Трёхкратный рост скорости перемещения по неровной поверхности по сравнению с Renault FT отвечал тактическим задачам военных и стал решением проблемы модернизации танкового парка. Осталось только наладить выпуск танков у себя или закупить в Британии. И если СССР это удалось, то у Речи Посполитой не сложилось.

Патент на тележку по типу  Vickers Mark E (6-ton)
Патент на тележку по типу Vickers Mark E (6-ton)

Кроме подвески у танка Виккерс-6-ти тонный было ещё много достаточно прорывных решений - например 2-х местная башня с пушечно-пулемётным вооружением так же определённо удалась британцам. Впервые танки Виккерс появились в Польше в 1930 году, когда одна из машин совершила 500 км марш со средней скоростью в 22.5 км/час в Варшаву. Танк презентовал один из конструкторов Вивиан Ллойд. В 1932-м году армия Второй Речи Посполитой получила 22 однобашенных пушечно-пулемётных танка Type B и 16 двухбашенных пулемётных Type A. Но денег категорически не было и союзники уже не видели в СССР явного противника прямо сейчас и бездумно спонсировать военную промышленность поляков не собирались. Самым казалось бы простым выходов была по прежнему модернизация полутора сотен FT, но начать решили с танков-связи - Renault FT TSF для которых по подобию башни Type B была разработана пушечно-пулемётная башня wz.32. Для испытаний башни сняли с хранения один из Рено-Кегрессов. Но на этом решили не останавливаться - если есть хорошая подвеска, то почему бы не заменить на неё подвеску у FT? Наверняка польские конструктора об этом додумались не сами - взгляд на восточного соседа помог, в 1933 году в СССР испытывался танк условно называемый МС-1А с подвеской от танка Т-26 c которой МС-1 разгонялся до 25 км/час.

МС-1А с ходовой по типу Виккерс
МС-1А с ходовой по типу Виккерс

Получив "интригующие" сообщения из СССР польские военные и специалисты из Танкового конструкторского бюро (Biurze Konstrukcyjnym Broni Pancernej WIBI) в дополнение к установке на танк Рено-Кегресс пушечно-пулемётной башни взялись оснастить FT по примеру МС-1 гусеничным ходом от Карден-Лойда. С этого момента информация о происходящем в тиши конструкторских кабинетов и полигонов расходится. Есть несколько вариантов, впрочем ничем не подтверждённых. В своём максимальном развитии, которое было озвучено и в русскоязычной прессе был сделан танк с бронекорпусом FT с башней от Виккерс Марк Е и с гусеничным ходом от Марк Е, причем на базе того же танка, на котором испытывали башню wz.32. Чуть более "облегченный вариант" подразумевает, что башня на танке осталась wz.32. Можно встретить даже наименования танка - Renault wz.32 - Танк Рено обр. 1932 года.

Захваченные в учебной школе танки FT, третий справа RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс. Хорошо видно отличие ленивца от соседних танков Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/
Захваченные в учебной школе танки FT, третий справа RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс. Хорошо видно отличие ленивца от соседних танков Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/

На единственных фотографиях сделанных в одном месте и примерно в одно время пока найден только один танк с бронекорпусом Renault FT со стандартной башней Берлие-Жиро и с гусеничным ходом от танка Виккерс. Если посчитать, что версия об использовании для переделки Рено-Кегрессов верна, а она имеет смысл, так как эти танки были выведены из активной эксплуатации в отличие от обычных, то скорее всего был переделан ещё один из складских танков Renault FT-Kegresse. Вероятность того, что на Renault FT-Kegresse с башней wz.32 вернули старую башню ненулевая, но вряд ли логична, хотя конечно могли башню отправить на доработку, а танк переделывать дальше. Самым вероятным видимо выглядит вариант, когда один Рено-Кегресс оснастили новой башней, а второй переделали с новым шасси.

Германские солдаты позируют на фоне танка с ходом Виккерс, что можно определить по опорным каткам. Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/
Германские солдаты позируют на фоне танка с ходом Виккерс, что можно определить по опорным каткам. Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/

Конструирование танка с гусеничным ходом по подобию Vickers Mark E (6-ton) началась в 1932 году, с получением первых британских танков и комплектов запасных частей в октябре 1932 года и скорее всего на том же заводе, где делался и монтаж башни - Варшавском паровозостроительном (Warszawska Spółka Akcyjna Budowy Parowozów (WSABP), „Parowóz”). Для сборки были использованы элементы запасных частей поставленных с танками - ведущий каток и ленивец, катковые тележки, да и сами гусеницы британского производства. Одной из причин использования модернизированных корпусов Рено-Виккерс было наличие в бортах бронекорпусов уже подготовленных отверстий для трансмиссии и в отличие от линейных танков они требовали меньшего объема работы с броневой сталью, в чём польские заводы были ещё не сильны.

Увеличенный кадр из общего фото - RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс. Хорошо виден ленивец танка Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/
Увеличенный кадр из общего фото - RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс. Хорошо виден ленивец танка Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/

Задача установить узлы от гусеничного хода Виккерс на бронекорпус Рено-Кегресс с минимальными переделками самого бронекорпуса привела к необходимости установки переходных литых кронштейнов для крепления оригинальных английских боковых крышек редукторов, катковых тележек и поддерживающих катков, которых не было у оригинального танка. Привод на ведущие колеса в задней части корпуса передавался от оставшегося без изменений трансмиссионного блока Рено-Кегресс с использованием специальных втулок.

Захваченные в учебной школе танки FT, четвертый справа RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс. Хорошо видно отличие ленивца от соседних танков Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/
Захваченные в учебной школе танки FT, четвертый справа RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32 с гусеничным ходом по типу Виккерс. Хорошо видно отличие ленивца от соседних танков Фото https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/

Танк с модернизированным ходом не показал каких-либо преимуществ по сравнению с Рено-Кегрессами, скорость даже оказалась меньше - всего 15 км/час. Так же не особо удачной был вариант оснащения FT новой башней, которая так же испытывалась на Рено-Кегресс. Теоретически башню wz.32 могли скрестить с бронекорпусом RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32, но никаких доказательств этого пока нет. Есть только фотографии одного образца RV (Renault-Vickers)/Renault wz.32) среди линейных танков, захваченных германской армией. Фотографии, на которых явно виден танк с гусеницам от Виккерс, подписаны, что сделаны в неких Казармах Буравице (Koszary Burawice), скорее всего это неправильное прочтение германскими военными фотографами и простыми оккупантами названия захваченных невооруженных танков FT в учебной школе и корректно читать - Koszary Zurawice, где и была танковая школа.

7TP (siedmiotonowy, polski)
7TP (siedmiotonowy, polski)

Затеянные попытки модернизации танков FT во Второй Речи Посполитой показали, что французский танк не имеет резервов для модернизации, использование от недостатка денег паллиативных решений, типа новых башен, двигателей, ходовых частей не даёт ничего, кроме проблем и бессмысленного расходования ресурсов. Более простым было просто налаживание производства аналога Vickers Mark E (6-ton) в виде пехотного танка 7TP. Правда и на это понадобилось три года, первые 7TP (siedmiotonowy, polski) пошли в серию только в 1935 и были выпущены в кол-ве только 149 танков, что было недостаточно для противостояния любого из соседей, кроме Литвы.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

François Vauvillier. Le grand album des Citroën-Kégresse sous l'uniforme. Histoire & Collections

https://les-camions-citroen.easyforumpro.com/t473p200-auto-chenilles

http://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse

https://truck-auto.info/citroen/628-kegresse.html

Юрий Пашолок С прицелом на экспорт. https://warspot.ru/5917-s-pritselom-na-eksport

Юрий Пашолок. Попытка ускорить Renault FT. https://dzen.ru/a/YD7OsRslLij_pLKQ

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse

О. Хакер, Р. Икс, О. Меркер, Г. Цецшвиц Хейгль. Танки (справочник). Издание второе Перевод с немецкого издания 1935 г.,
предисловие, специальная редакция и примечания Б. Шванебаха
Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва, 1936 / 1937 г.

А. Кириндас и М. Павлов. "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МЕХАНИКИ" «Техника и Вооружение» 01-2013

Janus Magnuski. Czolgi Renault w Wojsku Polskim. nTW 09/1997

http://www.srpskioklop.paluba.info/renoft17/opis.html

https://warspot.ru/7252-eksportnyy-bestseller http://tankfront.ru/polska/polska.html

http://www.derela.pl/vickers.htm

https://forum.odkrywca.pl/topic/712117-zdjęcia-renault-ft-17---cziii/page/6/