Найти в Дзене
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 16. Renault FT-Kegresse (Renault wz.29, Renault M26/27). 1932. С новой башней по типу Vickers

В 1929 году пять танков Renault FT-Kegresse попали в польскую армию, не показав никаких явных преимуществ по сравнению с обычными Renault FT, танки пошли на эксперименты, одним из которых в 1932 году стала новая башня, которую поляки подсмотрели у британцев. Рассказ о том, как поляки дошли до жизни такой в этой публикации

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Renault-Kegresse на испытаниях в Польше в зимних условиях
Renault-Kegresse на испытаниях в Польше в зимних условиях
Польских историков и любителей военной истории можно отнести к одним из самых въедливых и упорных. Польская литература и материалы по военной и технической истории одна из самых объемных вообще в мире, особенно всё что связано непосредственно с их собственной технической историей. Только ежемесячных журналов у них около десятка. Тем не менее и у них есть вопросы, которые может быть внутри Польши уже разрешены, но узнать снаружи это невозможно. В нескольких материалах о развитии танка FT в Польше выводы могут быть не бесспорны, поэтому прошу высказывать свои замечания, лучше с фотографиями и чертежами или железными отсылками. Просто ссылка ".... написал, что ..." не работает. В публикациях всё, что имеет подтверждение в виде фотографий принимается, остальное только в варианте вероятно.

Как только в Варшаве узнали, о том, что во Франции появился вариант модернизации танков Рено, туда отправили специальную комиссию во галве с Генералом Яном Вроблевским, тем более что отзывы о новом движителе были положительными, польские офицеры смогли покататься на Citroën P1T ещё в 1922 году ещё во время испытаний первого образца.

Редактировать галерею15 сентября 1922 года польский представитель Генерал Сикорский радостно испытывает Citroën P1T, в будущем Польша станет одним из главных покупателей такого типа машин
Редактировать галерею15 сентября 1922 года польский представитель Генерал Сикорский радостно испытывает Citroën P1T, в будущем Польша станет одним из главных покупателей такого типа машин

К польским танкам FT еще придётся возвращаться неоднократно, пока продолжим только о попытках поляков получить, что-то новое, так уже к середине 20-х танки полка были устаревшие, даже при сравнении с FIAT-3000 или ожидаемым МС-1 и задача купить новые танки стала первоочередной, но не всё пошло как ожидали, видимо запросы "стервятника Европы" стали превышать возможности союзников. Комиссии с первого захода не удалось купить Рено-Кегрессы, на которые рассчитывали и сами французы и пока не удовлетворят собственные войска делится, даже с такими навязчивыми гостями как поляки не собирались. Сразу приобрели 5 Reanault FT TSF. Потом сами поляки планировали приобретении за второй транш французских кредитов 31 новый танк, но в итоге пришлось согласится на 29 танков, причем только 5 из них были с резиновыми гусеницами, один танк NC1 (NC-27), а остальные машины были стандартными FT.

Renault wz. 32/Renault FT M26/27/Танк Рено c башней обр 1932 года

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Башня: Warszawska Spółka Akcyjna Budowy Parowozów (WSABP), „Parowóz”

Год выпуска: 1932

Кол-во: 1

Экипаж: 2
Боевая масса: 6 500 кг (ориентировочно)

Размеры: 4800х1820х2580 мм

Дорожный просвет: 630 мм
Бронирование : 16 mm

Вооружение: Browning wz. 30, 37 mm SA (canon de 37 S. A. pour chars légers)

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 (42) л.с.

Максимальная скорость: 16 km/h

Запас хода: 150 км

Преодолеваемые препятствия: углон 28 грд, траншея - 2150 мм, стенка 400 мм

Французы никуда не спешили, да и после крайне неудачной "марокканской" командировки первого варианта "Рено-Кегресс", ушло время на новый вариант движителя. Есть версия, что поляки получили танки с гусеницами Кегресса из заказа Югославии, договорившись с теми о военно-техническом сотрудничестве. Машины были отгружены 13 декабря 1928 года, и только в 1930-м достигли операционной готовности и были показаны в крепости Модлин. Танки Рено с резиновыми гусеницами отправили по полному циклу испытаний, не обращая внимания на нежность гусениц от Кегресса. Польским военным, которые заставляли французские танки проезжать через имитацию леса и деревянных надолб были не в восторге, никаких преимуществ в танках Renault-Kegresse перед обычными Renault FT с точки зрения боевого применения найдено не было.

Renault-Kegresse на испытаниях в Польше
Renault-Kegresse на испытаниях в Польше

Конструктивно польские танки были одинаковы с поставленными в Югославию. Базовая идея движителя Кегресса после не совсем успешных боевых испытаний в Марокко была основательно переделано, сохранив при этом общую схему конструкции - восемь опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, ведущее колесо сзади, направляющее колесо - спереди, подвеска балансирная на плоских полуэллиптических рессорах, резинотканевая гусеница. После модернизации танки получили металлические башмаки на гусеницы, новый привод ведущего колеса, поддерживающий ролик сверху несущей рамы движителя и главное новую конструкцию литых катковых тележек, которые располагалась с внешней стороны и прикрывали и придерживали катки.

-4
Основным визуальным отличием танков второго этапа модернизации, которые и были отправлены в Польскую армию, является отсутствие передних поддерживающих роликов и конструкцию литых тележек опорных катков, которые стали закрывать и поддерживать катки с внешней сторны, у ранних машин, воевавших в Марокко, они открытые. На продольной балке движителя сверху установлен поддерживающий ролик. От танков типа NC2 польские танки образца 1926 года выхлопной трубой с правой стороны корпуса, в отличие от Renault NC2, в которой труба расположена слева. Различны и конструкции ведущих колёс - у машин 1926 года хорошо заметная звездообразная форма с 8 "лучами", у NC2 - внешний обод прикрыт диском, и вообще NC2 имеет больше общего с танками выпуска 1924 года.
-5

Испытания показали, что восточноевропейские дороги и поля далеко не тоже самое, что французские, движитель часто ломался, особенно много было нареканий к подвесы ведущего колеса. Одним из главным замечаний было частое соприкосновение ведущего колеса с опорными катками, что перегружало трансмиссию. Дело дошло даже до вызова специалиста Ситроена, фирмы которая отвечала за конструкцию подвески, которые порекомендовали провести модернизацию подвески, но видимо за счёт поляков, потому что те решили делать доводку самостоятельно.

Добавьте описание
Добавьте описание

А всё, что поляки делали самостоятельно, делалось или долго, или никогда. Так вышло и с танками с движителем Кегресса - Renault FT-Kegresse. В Польше иногда использовали обозначение Renault wz.29 (Рено образца 1929), а в более поздник исторических материалах обычно Renault FT M26/27. В общем движитель у польских Renault FT-Kegresse не был модернизирован никогда и танки уже в сентябре 1931 года отправили в мобилизационный запас.

Обозначения этих танков как Renault М26/27 применительно к второй модернизации танков Renault FT c движителем Кегресса никогда не использовалось ни производителем, ни в армиях. Названия Renault FT M24/25 для первой модернизации, Renault FT M26/27 для второй и М31 для NC-27 ввели в оборот авторы справочника «Танковые справочники» (Heigl's Taschenbuch der Tanks), наследников первого систематизатора БТТ австрийского майора в отставке Фрица Хёгля (Fritz Heigl), которые как и сам Хёгль продолжили придумывать названия боевых машин, о которых не было открытой информации. Так танк Renault FT-Kégresse выпуска 1926 года получил "наименование" Renault M26/26, под которым и стал известен, хотя назывался просто Renault FT-Kégresse.
Renault-Kegresse на испытаниях в Польше в зимних условиях
Renault-Kegresse на испытаниях в Польше в зимних условиях

К концу 20-х годов даже самым отъявленным патриотам Польши стало понятно, что на одних FT "не выедешь", пока нет новых танков надо модернизировать старые, их надо модернизировать даже если есть новые, тогда танков будет в два раза больше. Уже при создании Renault FT были понятны его родовые недостатки: низкая скорость движения, сложность боевой работы командира, один тип вооружения на танке. Решением проблемы подвижности были сами танки Renault FT-Kégresse, разместить двух человек в башне Рено не виделось разумным, а вот установить пушку и пулемёт можно было попробовать, ведь смогли же "красные" сделать такую башню для своего клона Renault FT. Первая башня с двумя вооружениями (wiezycka "dwubroniowa") была разработана в 1929-м году и планировалась к установке на Renault FT TFS вместо радийного каземата или на линейные танки. Хотя часто упоминается, что эту башню ставили на Renault wz.29, это сомнительно, так как к тому моменту, когда эти танка отправили на "опыты" эта башня уже была не актуальна.

Renault wz.29 на учениях по переправе через реку
Renault wz.29 на учениях по переправе через реку

В 1928 году британская фирма Vickers показала в будущем самый массовый танк межвоенного периода Vickers mark E или просто Виккерс 6-тонный. В британской армии с использованием пехотных танков или танков для пехоты (для сопровождения пехоты) было плохо, там просто не понимали зачем им эти машины. Зато все кто знал зачем им Renault FT очень быстро увидели в новом танке Виккерса потенциальную замену этой французской машине. Один из прототипов танка -Тип Б (Полное наименование - Tank Medium, Vickers Armstrong Mark E, Type B (E1952.28)) имел одну башню, в которой сразу размещалась и 47-мм короткоствольное орудие OQF 3-pdr Gun и пулемёт.

-9

С оглядкой на эту башню в Польше в Танковом конструкторском бюро (Biurze Konstrukcyjnym Broni Pancernej WIBI) разработали новую башню (wierza "dwubroniowa") с размещёнными в одной маске пулемёта Browning wz. 30 и пушки 37 mm SA. Башня имела толщину брони в 20-мм, диаметр погона был 1000мм, высота башни 700 мм. Ширина корпуса танка не позволяла разместить второго члена экипажа в одной башне и разгрузить командира не удалось. Оружие также наводилось, как и у Renault FT усилиями командира-наводчика-стрелка, а вот для поворота всей башни уже был установлен механизм. Получившаяся башня весила всего на 14 кг больше, чем оригинальная. В 1932 году такая башня, отлитая из конструкционной стали, была установлена на один из танков Renault wz.29, снятый с консервации и отданный на "опыты". Башня wz.32, разработанная в Танковом конструкторском бюро (Biurze Konstrukcyjnym Broni Pancernej WIBI) была собрана и установлена на корпус танка Renault wz.29 на Варшавском заоде паровозов (Warszawska Spółka Akcyjna Budowy Parowozów (WSABP).

Единственная фотография Renault wz.29 с установленной на нем башней обр 1932 (wierza "dwubroniowa" ця.32)
Единственная фотография Renault wz.29 с установленной на нем башней обр 1932 (wierza "dwubroniowa" ця.32)

В ходе испытаний башни её конструкцию признали удачной и было изготовлено в 1936-м году ещё 6 башен на Заводе в Стараховицах (Zakłady Starachowickie), сейчас более известном как производитель автомобилей марки STAR. Башни, уже сделанные из броневой стали, должны были быть установлены на корпуса Renault FT TSF при переделке КШМ в линейные танки. Но как и многое другое, когда ресурсов нет благие пожелания в жизнь не воплотишь. Нет никакой информации о переделке TSF, да и даже об изготовлении этих 6 башин информации нет. А сам танк с "учебной" башней из неброневой стали использовался по крайней мере на испытаниях понтонных мостов. Тот же танк или другой Renault wz.29 был использован для установки на него движителя по типу Виккерс 6-тонного. Остальные танки с движителем Кегресса скорее всего с хранения не снимались и были разобраны на запчасти для линейных танков.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

François Vauvillier. Le grand album des Citroën-Kégresse sous l'uniforme. Histoire & Collections

https://les-camions-citroen.easyforumpro.com/t473p200-auto-chenilles

http://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse

https://truck-auto.info/citroen/628-kegresse.html

Юрий Пашолок С прицелом на экспорт. https://warspot.ru/5917-s-pritselom-na-eksport

Юрий Пашолок. Попытка ускорить Renault FT. https://dzen.ru/a/YD7OsRslLij_pLKQ

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse

О. Хакер, Р. Икс, О. Меркер, Г. Цецшвиц Хейгль. Танки (справочник). Издание второе Перевод с немецкого издания 1935 г.,
предисловие, специальная редакция и примечания Б. Шванебаха
Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва, 1936 / 1937 г.

Janus Magnuski. Czolgi Renault w Wojsku Polskim. nTW 09/1997

http://www.srpskioklop.paluba.info/renoft17/opis.html

https://warspot.ru/7252-eksportnyy-bestseller http://tankfront.ru/polska/polska.html