Найти тему
Полевые цветы

Марья-краса (Часть 16)

Обетов, подобных тому – никогда не выйду замуж – Маша не давала: она просто не думала об этом. Просто не было возврата – к несбывшемуся… Свадебное платье и фата так и лежали в красивых коробках – вместе с беленькими туфельками на высоких каблучках.

Недавно у соседей была свадьба: отдавали замуж Катюшку, старшую дочку. Полинке, как и всем маленьким девчонкам, очень понравилась невеста. Вечером Полюшка спросила у мамы:

- А ты тоже была невестой? И у тебя тоже было такое красивое платье, как у Кати? И фата была?

Маша обняла дочку:

-Платье было… И фата. А невестой я не успела стать.

Однажды вернулись с дочкой из садика. Готовили на кухне ужин: Полюшка помогала маме жарить котлеты, рассказывала про музыкальное занятие, – воспитательница Лариса Евгеньевна сказала, что Полина и Артём лучше всех сегодня танцевали.

- А ещё Темка сказал, что я буду его невестой, – Полюшка застенчиво открыла маме тайну.

Видно, ей очень нравились Тёмкины слова, и она думала о них целый вечер: когда уже прочитали любимую сказку, Полюшка серьёзно сказала маме:

- Тебе тоже надо быть невестой. Раз ты тогда не успела.

Маша растерялась:

- Невестой?.. Чьей?

Полинка подумала:

- Я знаю. Тебе надо быть невестой Ивана.

Мария Владимировна отчего-то вспыхнула: после того дня, когда Михайлин так неожиданно привёз Полинку в шахтёрский медпункт, он стал приезжать часто, – если не работал в ночную. Дожидался Машу у крыльца. В глазах – стеснительная улыбка, а командовал по-мальчишески нахально, кивал на мотоцикл:

- Садитесь, Мария Владимировна. Отвезу Вас в садик. Быстрее будет: Полинка ждёт.

На медосмотрах перед спуском в шахту будто невзначай опускал свою большую ладонь на Машину руку. И сам краснел.

А уходил Иван, – Мария Владимировна с непонятной грустью смотрела ему вслед:

- И что мне делать с тобой?..

Мария Владимировна считала Ивана совсем мальчишкой. А себе казалась очень взрослой женщиной: дочке скоро пять лет. Усмехалась, – жених вон уже есть у Полюшки… Конечно, для Маши не было секретом, что она нравится Ивану. Но прятала улыбку и строго сводила брови, когда встречалась с его застенчивым взглядом. Самой себе не признавалась, что ей хочется видеть этого рослого сероглазого мальчишку, убеждала себя: наверное, у него есть девчонка, – такая же красивая, как он сам.

Полюшкины слова – про то, что маме тоже надо быть невестой, – и рассмешили… и всколыхнули горькую обиду: может, всё же надо было, чтобы Михаил увидел её, свою невесту, – в свадебном платье… А так – он ушёл в ту ночь, что горестно встрепенулась от тревожных сигналов горноспасательных машин. И ночь эта навсегда слилась с безвозвратной далью, и Михаил не увидел ни свадебного платья, ни дочку, которую так ждал…

А сероглазому мальчишке, Ивану Михайлину, подземному электрослесарю, – как он страшно гордо представился, – зачем эта незримая тяжесть, что вместо белого платья навсегда легла на Машины плечи. Ему нужна светлая радость, от которой захватывает дух, – словно в каком-то немыслимо счастливом полёте, когда сбывается любовь. Вот и пусть… на девчонку свою смотрит, пусть любит её. И надо сказать ему, чтоб не приезжал в медпункт. А то уже не только Полюшка решила, что маме надо быть невестой Ивана. Машина напарница, медсестра Оленька Киреева, поглядывает с откровенным любопытством, а вездесущие работницы планового отдела активно обсуждают последнюю новость: нужна ли Ваньке Михайлину женщина с ребёнком, и как этой приезжей фельдшерице удалось так быстро вскружить голову мальчишке…

А Иван вошёл в медпункт с целым облаком полевых ромашек. Чуть сбивчиво объяснил:

-Вот. Сразу за терриконом растут. – Склонил лицо к ромашкам: – Белые-белые! Это вот… Вам, Мария Владимировна.

Ромашковая нежность пахла счастьем. Хоть горьковатым, но – счастьем. А в Ванькиных глазах – отчаянная надежда:

- Это Вам…

Маша вспомнила, как он впервые назвал ей своё имя: Иван Алексеевич Михайлин. Вот это – Алексеевич – сейчас было очень кстати:

- Красивые цветы, Иван Алексеевич. Но, я думаю, что подарить их надо не мне.

Иван растерялся:

- Почему?..

- Мои цветы, Иван Алексеевич, остались в прошлом. И… Вам не надо так часто приходить в медпункт.

Мария Владимировна торопливо и деловито листала медицинские карты, – чтоб не поднимать на него глаз, чтоб не заметил он набежавших слёз…

Всё-таки нахальный мальчишка: подвинул стул, уселся напротив:

- Почему не надо?..

- Потому что незачем.

Иван так и не знал, – замужем ли она. И вообще, – в Перевальном мало знали о новом фельдшере: очень уж она строга и неразговорчива… Как-то мужики разговаривали о ней:

- Замужем, – уверенно сказал Игорь Долгачёв. – Раз дочка есть. Да и красавица, – не видите, что ли!.. Такие незамужними не бывают.

Алёха Елисеев смотрел на жизнь более реалистично:

- И где он, муж?

- Мало ли! Поссорились, может, – бывает. А, может, – моряк. Дальнего плавания. – Игорь подмигнул мужикам: – Так что смотри, Михайлин… да не засматривайся на Марью-красу. А то, ненароком…

Дед Андрей скрыл усмешку:

- Ты, Иван, говорят, медосмотры шибко полюбил… Перед сменой по три раза к фельдшеру заходишь, – чтоб сердце послушала. А потом ещё после смены в медпункт спешишь.

Иван вспыхнул, взъерошил волосы.

- Как зовут-то её? – спросил дед.

-Марией.

Дед Андрей и бабушка Анюта переглянулись, – в какой-то неясной, затаённой тревоге.

- Марией, значит… – дед достал сигареты. – Мария – хорошее имя. Да только тебе оно не подходит, Иван.

Ванька улыбнулся:

- Дед! С каких это пор Мария Ивану не подходит! Ты ж про Виолетту говорил, что не подходит.

Анна Павловна положила ладонь на руку мужа:

- Ладно тебе, Андрей Степанович. Дело давнее: тогда так случилось, теперь – иначе…

-Это вы про Михайлиных – Ивана с Марьей? Ты ж, дед, так и не рассказал мне про них до конца.

Андрей Степанович молча затянулся сигаретой… Потом твёрдо сказал:

- Дочка есть у неё. Значит – замужем. Твоё дело, Ванька, – с девчонками.

Иван поднялся. Так неловко и держал в руках букет ромашек. Мария Владимировна тоже встала. Протянула руки к ромашкам:

- Давайте… Я в воду поставлю. Только… Не надо больше.

А сероглазый нахальный мальчишка упрямо ответил:

- Надо.

Через несколько дней в Перевальный приехала Виолетта. Мария Владимировна увидела высокую девушку с модной стрижкой, – красивую и уверенную. Они с Иваном оживлённо разговаривали около его мотоцикла. Девушка заботливо поправила воротник Ивановой рубашки, на мгновение прижалась к его груди. А он обнял её плечи. Маша кивнула им, торопливо прошла мимо. Сквозь слёзы усмехнулась:

- Вот и… не надо больше ромашек.

А потом Полюшка грустно и серьёзно спросила:

- А вы с Иваном больше не приедете на мотоцикле за мной в садик?

… Иван сжал Машину ладошку:

- Ты не бойся. Скоро в забой спустится новая смена. И мы поднимемся с ними наверх.

В этот момент прямо перед ними рухнула огромная глыба породы: после взрыва гремучего газа крепь дала трещины в нескольких местах, и теперь снова обрушилась кровля, – там, наверху, только что поднявшиеся шахтёры услышали глухой раскат. Молча переглянулись, перекрестились.

А в забое будто ещё темнее стало…

Фёдор Тимофеевич вторые сутки не уходил домой: на шахту из Управления угольными рудниками края приехало высокое начальство. Было рекомендовано: не спускаться в шахту и не начинать горных работ, – до выяснения всех обстоятельств аварии и её последствий для «Марии». Требовалось поговорить с десятниками и шахтёрами. Совещались допоздна. Антип Федосеевич вышел покурить, а когда вернулся, кивнул за окно:

- Там твои ребята старшие, Фёдор Тимофеевич. Дожидаются тебя.

Пантелеев встревоженно вышел: либо дома что случилось? Захар с Григорием поднялись ему навстречу:

- Маманя велела, бать, узнать: с тобою ли Марья? И велела, чтоб она с нами домой шла. Беспокоится маманя: видно, ещё до света Марья на шахту ушла.

У Фёдора Тимофеевича сердце похолодело: нынче он не видел Марьюшку… В те дни, когда из забоя поднимали найденных под завалами шахтёров, Марья приходила к шахте, вместе с поселковыми молилась об их здравии… Догадывался Пантелеев, о ком изболелось Марьюшкино сердечко: про Ваньку Михайлина так и не было никаких известий…

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15

Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цвет