Андрей Михайлович с интересом смотрел на гостей: о заносчивости Евграфа Кузьмича, лавочника из Мостков, слухи далеко расходились. Какое ж дело привело его нынче в Заречье?.. Кивнул Ивану:
- Коней напои, и овса насыпь. – Окликнул жену, Аграфену Васильевну: – Самовар поставь, Груня. Жарко в избе, – мы с Евграфом Кузьмичом здесь посидим, под вишнями. Ты медку положи нам, – того, что мы с Иваном качали нынче.
Кроме маслобойни и бондарной мастерской, у Михайлина – лучшая в округе пасека…
Дубовый стол во дворе вмиг оказался заставленным глиняными мисочками, – с душистым степным мёдом, что пах чабрецом и донником, с земляничным и вишнёвым вареньем. Говорили, как обычно, – что Бог погодку даёт, что пшеница хороша в этом году… Евграф Кузьмич усмехнулся:
- Что ж ты, Андрей Михайлович, сына-то в учение отдал… на шахту отпустил. Либо дел дома мало?.. Либо помощник тебе не нужен?
- И дел много, и помощник нужен. Да только душа у Ивана к горюч-камню лежит…К горному делу, значит. Сказывал Иван, какое богатство это, – для нашего края.
- Ну-ну, – согласился Евграф Кузьмич. – Молодым – оно виднее. Что ж… Шахта – прибыльное дело. И науку за плечами не носить. Глядишь, и в начальники шахтные пробьётся.
- Про это Иван ещё не думал. Ему в самом забое нравится, – где уголь рубят.
-Ну-ну… А, к примеру, женить сына не собираешься? Пора: чего доброго, с пути собьётся… По кривой дорожке пойдёт. А у жены не забалуешь, – не даст.
- Знамо дело, – не даст. Думали мы с Аграфеной Васильевной, чтоб в нонешний Покров женить Ивана. У нас же одни парни, а Грунюшке всегда дочушку хотелось. Оно и правда: тяжело матери без девки, без помощницы в доме. Вот и ждёт-не дождётся невестку.
- Присмотрели уж кого? – будто между прочим, поинтересовался Евграф Кузьмич.
- Не сказывал Иван. Значит, не встретил ещё такую, чтоб по душе ему пришлась.
- Ну, а твоё родительское слово?.. Я слышал, что сын у тебя – послушный да почтительный. Чего ж ты ждёшь, – ужели сам не подыщешь ему невесту?
- Мы с Аграфеной Васильевной не хотим неволить сына.
- Ну… неволить там… или не неволить, – а подсказать по-родительски можно. Так, мол, и так: есть достойная девица. Отцу с матерью виднее.
- Ты про кого это, Евграф Кузьмич?
- А хоть, к примеру, про нашу Катерину: всем взяла девка. Поискать таковых, – не вдруг и найдёшь. Отчего бы нам с тобою, Андрей Михайлович, не породниться? Ванька ваш с Катею нашей – пара на загляденье будет. И приданым я не обижу: всё уж готово.
Михайлин скрыл растерянность: бережно сгрёб в ладонь хлебные крошки со стола, бросил птахам.
- Оно, Евграф Кузьмич, что ж… – правильно ты говоришь. Чтоб – по-хорошему, как мы прожили…Ежели полюбятся друг другу, – отчего ж. Можно и поговорить.
- Вот и давай поговорим. Чего ждать?
Аграфена прислушивалась к разговору, головою качала: уж больно надменной показалась ей дочка Евграфа Кузьмича. И – не по-девичьи смелой, беззастенчивой: на берег с Иваном пошла, а ведь видятся они в первый раз…
- Хорошо здесь у вас, – снисходительно улыбнулась Катерина.
Иван молча пожал плечами: хорошо… Только его н шахту тянуло, – туда, где Марьюшку впервые увидел.
-Ну… Расскажи мне, Ваня… Про шахту расскажи. Страшно, – под землёй-то? Глубина такая… темно.
-У нас в забое лампы шахтёрские светят.
- Тяжело, – уголь-то рубить?
- Ты не в шахту ли собралась? – чуть насмешливо сощурил глаза Иван.
- Зачем мне в шахту. Я теперь невеста твоя. Потому интересуюсь.
- Невеста?.. Моя? – Иван озадаченно взглянул на Катерину.
- Ну, да, – невеста. У нас с тобою свадьба на Покров. Твой отец с моим сейчас про это толкуют. Сговариваются.
-А ты откуда знаешь, про что они толкуют?
- Знаю, раз говорю, – высокомерно улыбнулась Катерина. – Люб ты мне, Иван. Я тебе хорошей женою буду.
Иван опешил. Но виду не подал. Поклонился почтительно:
- Спаси Христос, Катерина Евграфовна, – на добром слове. Только мне другая люба.
- Другая?.. Это ты – про Машку?
- Правильно поняла: говорю я про Марию Фёдоровну. И приехал я с отцом поговорить про неё.
- Про Машку, значит… Да только не обрадуется отец твой, – коль скажешь, на ком жениться собрался.
- Будто тебе известно: обрадуется он или нет.
Катерина притворно вздохнула:
- Чему радоваться, Ваня… Что ты в дом девку приведёшь, – без роду-без племени. Знаешь ли ты, что Машку мать родила, будучи невенчанною?.. А потом бабка принесла Машку Пантелеевым: так, мол, и так, говорит, – твоя это дочка, Фёдор Тимофеевич. Ну, Фёдор Тимофеевич и взял её: либо пожалел… либо подумал, что дармовая работница вырастет. Машка и выросла: Пантелеев в шахтных начальниках ходит, а работницу Евдокии своей так и не нанимает, – зачем?.. – Катерина медленно повела плечами: – Это бы – ладно… Дело в другом: по матери Машка пошла. И лицом в неё удалась, и – норовом бесстыдным: шестнадцати нет ещё, а уж сколько парней тешилось с нею на гулянках! Матерь её, сказывают, так и звали: Марья-краса. И эта: красавицей мнит себя, а для мужа не сберегла себя… Думает, – так, за красу, возьмут её замуж. Красой, думает, откупится, – раз честь девичью… На гулянках. Да ещё и в подоле мужу принесёт, – как и мать её.
Иван нахмурился:
- Ты, Катерина, говори, да не заговаривайся.
- Я говорю, а ты думай: такая ли жена тебе нужна. Век свой загубишь с нею, с Машкой-то. Глазами своими… да косой одурманила она тебя. А с красы-то, с лица воды не пить, Ваня, – недаром люди говорят. – Подошла к Ивану вплотную, чуть тронула его плечом: – Не видишь?.. Я ничуть не хуже Машки.
Иван не ответил.
… Марьюшка старалась казаться весёлою: чтоб ни батянечка, ни маманюшка не догадались, какая тяжесть легла ей на сердце… Значит, Катя правду сказала: Иван домой уехал, – чтоб с отцом про сватовство поговорить… А Марье во всём глаза его виделись: в темнеющей сини вечернего неба над Луганкой, в нераспустившихся бутонах степных васильков. Имя его степь ласково шептала, а в чуть слышном перезвоне молочая и донника слышались слова заветные:
-Марьюшка! Думал о тебе все эти дни… Как нам встретиться с тобою, думал… Чтоб сказать: полюбилась ты мне…
И не верила, что слова эти он и Катерине говорил.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цвет