Продолжаем знакомство с увлекательными биологическими приключениями избранного народа во время длительного турне по Аравийскому полуострову.
В прошлый раз мы познакомились с причиной, которая стала пусковым моментом для ухода евреев в ближневосточные пустыми. Оставим вопрос о том, как Моисею удалось раздвинуть воды Красного (а, в Торе – Чёрного) моря физикам и климатологам, и перейдём к более насущному вопросу – теме питания.
Чем могли питаться представители кочевого скотоводческого народа в те времена? Ответ очевиден – тем, кого, собственно, и выращивали – главным образом овцами и продуктами переработки молока. Однако на страницах Библии можно найти более «экзотические» продукты – такие как акриды и манна небесная. С первым всё более-менее понятно: акриды — это разновидность саранчи. И они, в отличие от остальных насекомых, разрешены в пищу по диетическим законам иудаизма (Рис. 1). Правда, в Библии, дано несколько расплывчатое описание этих насекомых (почему-то у них всего две пары ног), и для того, чтобы не вносить смуту в умы верующих, конвенциональным решением раввинов эти насекомые признаны вымершими – «признан не существующим, а, следовательно, легендарным». Впрочем, это решение признаётся не во всех направлениях иудаизма.
Совсем не так просто дело обстоит со вторым продуктом – манной. Строго говоря, в Ветхом завете он упоминается всего несколько раз (Рис. 2). Но предоставим слово первоисточнику:
«И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору [мера вес, приблизительно 2 кг] на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» Исход 16:15 – 21
«Манна же была подобна кориандровому семени, видом как бдолах [ароматическая смола кустарника, произрастающего в Африке]; народ ходил и собирал её, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из неё лепёшки; вкус же её подобен был вкусу лепёшек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна». Числа, глава 11:7– 9.
Само слово «манна» происходит от древнееврейского восклицания «ман-ху?» — «что это такое» или «Шо-таки тут делается?!».
На основании приведённого описания можно составить довольно полное представление о внешнем виде этой пищи. Эта мелкая субстанция, появляющаяся на поверхности земли в пустыне в утренние часы и исчезающая к моменту повышения температуры – «тающая» или «испаряющаяся». Будучи залитая водой и оставленная на сутки, она начинает кишеть мелкими червями, а по вкусу напоминает что-то хлебное (хотя тут если опираться не первоисточник не совсем корректно – в другом месте указано, что вкус зависел от возраста того, кто её ел). Вот такая вот интересная штука.
Но что же это может быть? Из того, что можно встретить в пустынях знойной Аравии, на роль этого продукта могут претендовать двое: загустевшие капли сока растения тамариск, перерабатываемые определённым видом тли обитающем на Синае и так называемые аэрофиты – растения, распространяемые или переносимые с потоками воздуха.
Первую гипотезу выдвинул ещё в 1828 году немецкий ботаник Эренберг. Он обнаружил, что на растении тамариск, распространённом на территории Синайского полуострова, обитает особый вид тли, который питается соком этого растения (Рис. 3). В процессе питания часть сока выделяется тлёй и падает на землю. По словам Эренберга, он наблюдал, как эту субстанцию белого цвета собирали кочевники-бедуины. Сбор происходил в утренние часы до тех пор, пока почва не прогревалась. По мере прогревания почвы у бедуинов появлялся конкурент – местные муравьи, которые, по понятным причинам, оказывались гораздо более успешны в сборе мелких крупинок, чем человек. Этим он объяснял факт «исчезновения» манны после определённого времени. Кроме того, при нахождении на воздухе крупицы этого вещества меняли цвет с белого на тёмно-коричневый, а будучи оставленными в неплотно закрытой таре, быстро колонизировались местной энтомофауной (сладкое любят все).
Хорошая версия – многое объясняет. Но у данной гипотезы есть одно слабое место – количество этой самой манны. По словам Библии, количество этого продукта было таково, что его хватало, чтобы прокормить весь стан сынов Израилевых на протяжении двух дней (в субботу сбор манны был запрещён, поэтому в пятницу они получали двойной паёк). По свидетельствам, по пустыне шарахалось от 1,5 до 5 миллионов (!!!) человек. Это, конечно, весьма сомнительно, но даже если предположить, что их было даже несколько десятков тысяч, количество зарослей тамариска, и соответственно тли, чтобы прокормить такую ораву, должно быть соизмеримо с плотностью восточносибирской тайги. Получается, что за один день нужно собрать не менее 20 тонн этого продукта (для сравнения, грузовой ж/д вагон вмешает 70 тонн, т.е. почти треть), в год получается 7300 тонн, а за всё время анабазиса – 292 000 тонн. Как-то не бьётся…
Со второй гипотезой всё не менее интересно. В группу аэрофитов входит, в частности, очень интересный лишайник – Леканора съедобная (Рис. 4). Она представляет собой мелкие чешуйки или бугорки, непрочно прикреплённые к субстрату. Когда она «созревает», то превращается в мелкие белёсые шарики, легко переносимые ветром на большие расстояния. Иногда этих шариков настолько много, что из них образуются целые «сугробы». Леканора съедобная распространена на обширной территории пустынь и полупустынь Северной Африки и Юго-Западной Азии. Коренные обитатели этих мест и сейчас собирают её, толкут в ступах и выпекают лепёшки, отдалённо похожие на хлеб.
Но как же быть с другими характеристиками манны: внезапное появление и исчезновение, быстрое повреждение «червями»? Как мы помним, манна появлялась утром и исчезала днём. Тут могут действовать два фактора (как независимо, так и совместно). Первый фактор — мелкие насекомые. На такую лёгкую «добычу», богатую белком и не требующую утомительного поиска и погони, в бесплодной пустыне найдётся много желающих – вот она и исчезает. Второй фактор – ветер. Направление ветра в пустынных регионах часто подчиняется суточным ритмам. Условно говоря: утром в одном направлении, а днём в – в другом. Вот и наметало за ночь вокруг стана мелкой лишайниковой крупы, а к середине дня – уносило уже в совсем другую сторону.
Что же касается второго – быстрого поражения червями – читатель может сам поставить небольшой эксперимент: найти на ближайшем дереве или камне колонию лишайника и поместить её в небольшое количество воды. Уже через несколько часов можно будет увидеть, как в воде начнут резвиться мелкие червеобразные организмы. В большинстве своём это будут мелкие нематоды, для которых лишайник служит и столом, и кровом. Видимо, с этим явлением и столкнулись кочевники бронзового века.
Вообще говоря, тексты, которые почитаются как священные у разных народов мира, являются неисчерпаемым источником вдохновения для естествоиспытателя. Часто там упоминаются такие растения, животные и заболевания, что по описанию совсем не ясно, с чем сталкивались люди, жившие всего несколько тысячелетий назад. «Хищный зверь, подобный волку, но намного более хитрый. Поэты говорят, что он будто бы может проникать взглядом в вещи, обычно непрозрачные – стены, дерево, камень и тому подобные. Зато, когда теряет эту способность, то начинает ненавидеть собственный взгляд и поэтому умирает». Кто сможет угадать что за зверь, и напишет тридцать вторым, получит два билета на поезд «Москва – Нижний Тагил», который отправляется сегодня с Ярославского вокзала (шутка). Тем не менее, при вдумчивом чтении может сложиться вполне объёмная картинка нелёгкого быта людей бронзового века. Если вам интересно, можете написать в комментариях, какие ещё загадочные животные и растения (а может быть болезни или другие явления природы) встречались вам на страницах священных текстов.
Автор: Артемий Липилин
Список использованной литературы:
1. Жизнь Растений. Т. II /Под ред. И.В. Грушвицкого, С.Г. Жилина. – М.: Просвещение, 1978.
2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. I. – М.: Мир, 1990.
3. Тимонин А.К., Соколов Д.Д., Шипунов А.Б., Ботаника: В 4 т. томах. Том 3. Низшие растения. – М., ACADEMIA, 2009.
4. Яковлев Г.П. Челомбитько В.А, Дорофеев В.И. Ботаника. – СПб.: СпецЛит, 2008.
5. Яковлев Г.П. Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч. 2. –М.: Просвещение, 1997.