Найти тему

Бомбоубежище и достопримечательность: самая глубокая станция метро в России за пределами Москвы и Петербурга

Подземка – не только транспортный объект, но бомбоубежище: после Великой Отечественной станции метро в Москве сознательно строили глубоко. К 1970-м, когда начали возводить метрополитены в российских регионах, на первый план вышли экономические соображения. Из 5 областных центров, где сейчас действует метро, только в одном есть станции глубокого заложения – в Екатеринбурге. Сегодня побываем на станции «Чкаловская» – самой глубокой в столице Урала и выясним, почему здесь решили прокладывать подземку так глубоко.

Эскалаторы на станции метро "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Эскалаторы на станции метро "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Разумеется, на Урале, как и везде в 1970-е и 1980-е, годы хотели построить неглубокое метро – это и быстрее, и дешевле. Но когда приступили к проектированию, выяснилось: чтобы проложить линию близко к поверхности, нужно разрушить весь исторический облик центральной части. Подземка должна была пересечь Городской пруд на реке Исеть.

Городской пруд на Исети. Екатеринбург. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Городской пруд на Исети. Екатеринбург. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Варианты метромоста и осушения водоема для стройки сразу отвергли специалисты. Самой надежной с точки зрения прокладки и эксплуатации посчитали проходку глубоко под землей. К тому же, в центре много скальных грунтов: прокладка метро открытым способом потребовала бы взырвных работ, а это было исключено.

Сейчас из 9 станций метро в Екатеринбурге – 5 глубокого заложения. Все находятся в центральной части города.

Самая глубокая станция – «Чкаловская». Она на сегодняшний день последняя станция метро, открытая в городе. Запущена 28 июля 2012 года на действующем перегоне «Геологическая» – «Ботаническая». Станцию должны были сдать вместе с «Ботанической», но произошла задержка поставки узлов для эскалатора заводом-изготовителем. В течение восьми месяцев поезда проезжали «Чкаловскую» без остановки.

Станция "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

До открытия «Чкаловской» в течение 18 лет самой глубокой станцией в Екатеринбурге (и вообще за пределами Москвы и Петербурга) была «Уральская» - она расположена на глубине 42 метра. «Чкаловская» на один метр глубже.

У нее один подземный вестибюль, с платформы ведут четыре ленты эскалаторов. Выход – через систему подземных переходов на перекрестке улиц 8 марта – Щорса. Рядом со станцией южный автовокзал.

Тема оформления «Чкаловской» связана с наименованием: перелет знаменитого летчика и его команды через Северный полюс. Автор оформления станции – архитектор Артур Зиганшин. Он рассказал мне, что первым делом в деталях изучил самолет Валерия Чкалова – хотел отталкиваться от первоисточника.

В итоге многие детали интерьера связаны с историческим перелетом, но вписаны в современный контекст.

Потолочное освещение над платформой. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Потолочное освещение над платформой. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Пологий свод напоминает крыло самолета, путевые стены –фюзеляж изнутри. Они украшены изображениями Героев Советского Союза: В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова.

На торцевой стене расположены часы, стилизованные под бортовые, с указанием поясного времени Москвы, Архангельска, Ванкувера и Сан-Франциско.

Стилизованные часы на станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Стилизованные часы на станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

На потолке алюминиевые буквы с бортовым номером самолета URSS N025, на котором Чкалов совершил знаменитый перелет, подсвечиваются красным цветом, а название станции на путевых стенах – кажется, что буквы парят в воздухе.

Детали оформления станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Детали оформления станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

«Чкаловская» заметно отличается от станций, открытых в столице Урала в советское время. Здесь есть ощущение хай-тека, при этом сохраняется преемственность: пол и путевые стены украшены камнем. В оформлении колонн использован металл.

Час пик на станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Час пик на станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Кстати, несмотря на колонны, конструктивно станция односводчатая. Это вторая станция «екатеринбугского» типа. Что это за фрукт и чем такие станции отличаются от своих глубоких собратьев в Москве и Петербурге, поговорим в следующий раз. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Полные надежд лица строителей и архитекторов 1980-х, когда за чаем у кульманов рождались авангардные идеи оформления станций. Парадные станции-дворцы в Екатеринбурге, Москве, Петербурге, Казани. Сочные краски уральских самоцветов... Запах пропитки шпал, шум старых эскалаторов. Гул приближающегося голубого экспресса…
Книга «Наше дорогое метро» - всё о екатеринбургской подземке и многое о метрополитенах России и за рубежом. Доступна здесь.

Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel