Подземка – не только транспортный объект, но бомбоубежище: после Великой Отечественной станции метро в Москве сознательно строили глубоко. К 1970-м, когда начали возводить метрополитены в российских регионах, на первый план вышли экономические соображения. Из 5 областных центров, где сейчас действует метро, только в одном есть станции глубокого заложения – в Екатеринбурге. Сегодня побываем на станции «Чкаловская» – самой глубокой в столице Урала и выясним, почему здесь решили прокладывать подземку так глубоко.
Разумеется, на Урале, как и везде в 1970-е и 1980-е, годы хотели построить неглубокое метро – это и быстрее, и дешевле. Но когда приступили к проектированию, выяснилось: чтобы проложить линию близко к поверхности, нужно разрушить весь исторический облик центральной части. Подземка должна была пересечь Городской пруд на реке Исеть.
Варианты метромоста и осушения водоема для стройки сразу отвергли специалисты. Самой надежной с точки зрения прокладки и эксплуатации посчитали проходку глубоко под землей. К тому же, в центре много скальных грунтов: прокладка метро открытым способом потребовала бы взырвных работ, а это было исключено.
Сейчас из 9 станций метро в Екатеринбурге – 5 глубокого заложения. Все находятся в центральной части города.
Самая глубокая станция – «Чкаловская». Она на сегодняшний день последняя станция метро, открытая в городе. Запущена 28 июля 2012 года на действующем перегоне «Геологическая» – «Ботаническая». Станцию должны были сдать вместе с «Ботанической», но произошла задержка поставки узлов для эскалатора заводом-изготовителем. В течение восьми месяцев поезда проезжали «Чкаловскую» без остановки.
До открытия «Чкаловской» в течение 18 лет самой глубокой станцией в Екатеринбурге (и вообще за пределами Москвы и Петербурга) была «Уральская» - она расположена на глубине 42 метра. «Чкаловская» на один метр глубже.
У нее один подземный вестибюль, с платформы ведут четыре ленты эскалаторов. Выход – через систему подземных переходов на перекрестке улиц 8 марта – Щорса. Рядом со станцией южный автовокзал.
Тема оформления «Чкаловской» связана с наименованием: перелет знаменитого летчика и его команды через Северный полюс. Автор оформления станции – архитектор Артур Зиганшин. Он рассказал мне, что первым делом в деталях изучил самолет Валерия Чкалова – хотел отталкиваться от первоисточника.
В итоге многие детали интерьера связаны с историческим перелетом, но вписаны в современный контекст.
Пологий свод напоминает крыло самолета, путевые стены –фюзеляж изнутри. Они украшены изображениями Героев Советского Союза: В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова.
На торцевой стене расположены часы, стилизованные под бортовые, с указанием поясного времени Москвы, Архангельска, Ванкувера и Сан-Франциско.
На потолке алюминиевые буквы с бортовым номером самолета URSS N025, на котором Чкалов совершил знаменитый перелет, подсвечиваются красным цветом, а название станции на путевых стенах – кажется, что буквы парят в воздухе.
«Чкаловская» заметно отличается от станций, открытых в столице Урала в советское время. Здесь есть ощущение хай-тека, при этом сохраняется преемственность: пол и путевые стены украшены камнем. В оформлении колонн использован металл.
Кстати, несмотря на колонны, конструктивно станция односводчатая. Это вторая станция «екатеринбугского» типа. Что это за фрукт и чем такие станции отличаются от своих глубоких собратьев в Москве и Петербурге, поговорим в следующий раз. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Полные надежд лица строителей и архитекторов 1980-х, когда за чаем у кульманов рождались авангардные идеи оформления станций. Парадные станции-дворцы в Екатеринбурге, Москве, Петербурге, Казани. Сочные краски уральских самоцветов... Запах пропитки шпал, шум старых эскалаторов. Гул приближающегося голубого экспресса…
Книга «Наше дорогое метро» - всё о екатеринбургской подземке и многое о метрополитенах России и за рубежом. Доступна здесь.
Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel