Многие помнят металлические жетоны для проезда в московском метро в начале 1990-х. Они сохранились не только в альбомах коллекционеров. С помощью этих жетонов, как и раньше, можно совершить поездку в подземке. Только не в Москве.
Эти металлические жетоны появились в Московском метро в 1992 году. Они напоминают о периоде гиперинфляции начала 1990-х. На протяжении десятилетий в советское время стоимость проезда в метро в городах СССР составляла 5 копеек и для прохода использовалась пятикопеечная монета.
В 1991 году цена утроилась – до 15 копеек. А начиная с 1992 года, повышалась несколько раз в год. Чтобы отказаться от постоянно дешевеющих монет, придумали металлические жетоны. Технически они имели характеристики пятикопеечной монеты, а цену на них можно было поднимать хоть каждый месяц.
Появление жетонов сломало многолетнюю привычку москвичей и гостей столицы оплачивать проезд в метро монетами и стало одним из символов нового времени. Правда использовали металлические жетоны всего девять месяцев. Очень скоро столичное метро перешло на более дешевые жетоны из пластика.
В это же время фирменными пластиковыми жетонами обзавелся и Екатеринбургский метрополитен, но просуществовали они недолго. Почему? Расскажу в одной из следующих публикаций, так что подпишитесь, чтобы не пропустить!
Итак, к 1994 году Екатеринбургский метрополитен отказался от своих пластиковых жетонов и взял металлические московские. И они – вы не поверите – до сих пор в ходу! Уже 29 лет! Сейчас стоимость московского жетона для проезда в екатеринбургском метро составляет 33 рубля. И купить его можно в любой кассе. И, как и когда-то в Москве, бросить в турникет и поехать с ветерком.
Кстати, многие туристы покупают их в качестве сувениров. Действительно оригинально: привезти на память о поездке на Урал жетон московского метро. Но имейте в виду: с каждым годом число пассажиров подземки в Екатеринбурге, которые используют жетоны, сокращается. Все больше людей оплачивают проезд электронными проездными и банковскими картами.
Так что отмена жетонов – вопрос времени. И тогда они действительно станут раритетом.
Истории стоимости проезда и разновидностям жетонов в последнем советском метро метро посвящена отдельная глава в моей книге "Наше дорогое метро". Всё о екатеринбургской подземке и самое интересное о метрополитенах России и за рубежом. Издание доступно ЗДЕСЬ.
Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel