Метро – достопримечательность столицы Урала. Последняя подземка, открытая в СССР, за несколько месяцев до развала Союза, сохраняет следы разных эпох. Сейчас этот подземный музей – одно из самых доступных мест досуга в Екатеринбурге. Стоимость билета в метро – 33 рубля. Сегодня приглашаю на авторскую архитектурно-историческую прогулку по станциям.
Станция «Площадь 1905 года»
Центральная станция носит название главной площади города. Расположена на глубине 35 метров. Наземные павильоны украшены гранитом, как и сама станция, а решетки вентиляционного киоска у входа – из знаменитого каслинского литья.
Оказавшись на платформе после длинного эскалатора обратите внимание на темно-красные порталы, напоминающие оформление мавзолея Ленина в Москве. Революционным событиям посвящены и мозаики на путевых стенах: «Крейсер Аврора», «Знамена революции», «Вилы и факелы». Правда, выполнены они в абстрактном стиле – если не знаешь о чем – ни за что не догадаешься!
Станция «Динамо»
Глубоко под землей поезд пересек широкий Городской пруд, и мы оказались на станции, которая в проекте именовалась «Дзержинская». Но вы не увидите здесь портретов основателя советских спецслужб, хотя они и планировались. Станцию открыли в 1994 году, уже после падения советской власти, и назвали в честь спортивного комплекса по соседству.
Обратите внимание на единственную в екатеринбургском метро скульптуру: в торце платформы установлена фигура античного дискобола – копия классической работы V века до нашей эры древнегреческого скульптора Мирона.
Станция «Уральская»
Еще одна станция глубокого заложения – у железнодорожного вокзала. Визитная карточка города. Тема оформления – старый уральский завод. Массивные пилоны, металлические светильники, отделка из уральского камня.
Кстати, розовый мрамор, которым облицованы путевые стены и помещения подземного вестибюля, имеет редкий оттенок и очень похож на яшму. После оформления «Уральской» и еще одной станции метро в Екатеринбурге «Уралмаш» - запасы месторождения под Нижним Тагилом были исчерпаны.
Станция «Машиностроителей»
Самая советская станция метро в Екатеринбурге. Открывали ее в последние месяцы существования СССР, и она больше других сохранила дыхание эпохи. Конструктивно это «сороконожка», типовая станция, каких много в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах страны. Индивидуальность ей придают необычные люстры, изготовленные заводом имени Калинина, для обслуживания которого станция строилась.
А еще интересно рассмотреть на путевых стенах барельефы «СССР», «РСФСР», и различные сюжеты из советской истории. Автор – художник С. Паус.
Станция «Уралмаш»
Названа в честь «завода заводов», оформление соответствующее: индустриальное и сдержанное. Необычный шрифт букв с названием на путевых стенах придумал Вячеслав Бутусов, когда был не известным музыкантом, а начинающим архитектором. Подробнее об этом здесь.
Стоит рассмотреть барельефы над выходами в торцах платформы. Художник В. Егоров изобразил сценки из жизни самого знаменитого завода Свердловска-Екатеринбурга. Очень любопытно.
Станция «Проспект Космонавтов»
Самая напряженная по пассажиропотоку станция в уральском метро и самая красивая и любимая горожанами – так свидетельствуют опросы. Тема оформления – покорение космоса. Даже кассы оформлены как иллюминаторы. А еще на входе пассажиров встречают горельефы двух космонавтов: один до полета в космос, другой – после возвращения.
Люстры над платформой – в виде сопла ракеты.
Стальные колонны рисовал опять же Вячеслав Бутусов. А в целом оформлением занимался архитектор Спартак Зиганшин.
Полностью экскурсия по Екатеринбургу на метро: достопримечательности вокруг станций, интервью с инженерами и архитекторами, репортажи из депо и ночного метро, а также необычные факты об уральской подземке и других метрополитенах России и мира - в моей книге «Наше дорогое метро». Издание доступно здесь.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel