Найти тему

Экскурсия по екатеринбургской подземке: маршрут от автора книги «Наше дорогое метро»

Метро – достопримечательность столицы Урала. Последняя подземка, открытая в СССР, за несколько месяцев до развала Союза, сохраняет следы разных эпох. Сейчас этот подземный музей – одно из самых доступных мест досуга в Екатеринбурге. Стоимость билета в метро – 33 рубля. Сегодня приглашаю на авторскую архитектурно-историческую прогулку по станциям.

Станция "Площадь 1905 года". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Площадь 1905 года". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станция «Площадь 1905 года»

Центральная станция носит название главной площади города. Расположена на глубине 35 метров. Наземные павильоны украшены гранитом, как и сама станция, а решетки вентиляционного киоска у входа – из знаменитого каслинского литья.

Оказавшись на платформе после длинного эскалатора обратите внимание на темно-красные порталы, напоминающие оформление мавзолея Ленина в Москве. Революционным событиям посвящены и мозаики на путевых стенах: «Крейсер Аврора», «Знамена революции», «Вилы и факелы». Правда, выполнены они в абстрактном стиле – если не знаешь о чем – ни за что не догадаешься!

Флорентийская мозаика "Ограда Зимнего дворца" на путевой стене на станции "Площадь 1905 года". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Флорентийская мозаика "Ограда Зимнего дворца" на путевой стене на станции "Площадь 1905 года". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станция «Динамо»

Глубоко под землей поезд пересек широкий Городской пруд, и мы оказались на станции, которая в проекте именовалась «Дзержинская». Но вы не увидите здесь портретов основателя советских спецслужб, хотя они и планировались. Станцию открыли в 1994 году, уже после падения советской власти, и назвали в честь спортивного комплекса по соседству.

Обратите внимание на единственную в екатеринбургском метро скульптуру: в торце платформы установлена фигура античного дискобола – копия классической работы V века до нашей эры древнегреческого скульптора Мирона.

Скульптура "Мирон" на станции "Динамо". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Скульптура "Мирон" на станции "Динамо". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Динамо". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Динамо". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станция «Уральская»

Еще одна станция глубокого заложения – у железнодорожного вокзала. Визитная карточка города. Тема оформления – старый уральский завод. Массивные пилоны, металлические светильники, отделка из уральского камня.

Станция "Уральская". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Уральская". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Кстати, розовый мрамор, которым облицованы путевые стены и помещения подземного вестибюля, имеет редкий оттенок и очень похож на яшму. После оформления «Уральской» и еще одной станции метро в Екатеринбурге «Уралмаш» - запасы месторождения под Нижним Тагилом были исчерпаны.

Путевые стены, отделанные розовым мрамором из Нижнего Тагила. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Путевые стены, отделанные розовым мрамором из Нижнего Тагила. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станция «Машиностроителей»

Самая советская станция метро в Екатеринбурге. Открывали ее в последние месяцы существования СССР, и она больше других сохранила дыхание эпохи. Конструктивно это «сороконожка», типовая станция, каких много в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах страны. Индивидуальность ей придают необычные люстры, изготовленные заводом имени Калинина, для обслуживания которого станция строилась.

Станция "Машиностроителей". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Машиностроителей". Фото из книги "Наше дорогое метро"

А еще интересно рассмотреть на путевых стенах барельефы «СССР», «РСФСР», и различные сюжеты из советской истории. Автор – художник С. Паус.

Барельеф "РСФСР" на станции "Машиностроителей". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Барельеф "РСФСР" на станции "Машиностроителей". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станция «Уралмаш»

Названа в честь «завода заводов», оформление соответствующее: индустриальное и сдержанное. Необычный шрифт букв с названием на путевых стенах придумал Вячеслав Бутусов, когда был не известным музыкантом, а начинающим архитектором. Подробнее об этом здесь.

Станция "Уралмаш". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Уралмаш". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Стоит рассмотреть барельефы над выходами в торцах платформы. Художник В. Егоров изобразил сценки из жизни самого знаменитого завода Свердловска-Екатеринбурга. Очень любопытно.

Барельеф на станции метро "Уралмаш".  Фото из книги "Наше дорогое метро"
Барельеф на станции метро "Уралмаш". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станция «Проспект Космонавтов»

Самая напряженная по пассажиропотоку станция в уральском метро и самая красивая и любимая горожанами – так свидетельствуют опросы. Тема оформления – покорение космоса. Даже кассы оформлены как иллюминаторы. А еще на входе пассажиров встречают горельефы двух космонавтов: один до полета в космос, другой – после возвращения.

Космонавт перед полетом в космос. Горельеф на станции метро "Проспект Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Космонавт перед полетом в космос. Горельеф на станции метро "Проспект Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Люстры над платформой – в виде сопла ракеты.

Люстра в виде сопла ракеты на станции метро "Проспект "Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Люстра в виде сопла ракеты на станции метро "Проспект "Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Стальные колонны рисовал опять же Вячеслав Бутусов. А в целом оформлением занимался архитектор Спартак Зиганшин.

Станция "Проспект Космонавтов" . Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Проспект Космонавтов" . Фото из книги "Наше дорогое метро"
Книга "Наше дорогое метро"
Книга "Наше дорогое метро"

Полностью экскурсия по Екатеринбургу на метро: достопримечательности вокруг станций, интервью с инженерами и архитекторами, репортажи из депо и ночного метро, а также необычные факты об уральской подземке и других метрополитенах России и мира - в моей книге «Наше дорогое метро». Издание доступно здесь.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel