Найти тему

Метро: первая линия. Путешествие во времени

На этой неделе столичная подземка отметила 88-й день рождения. Сокольническая линия – не просто первая по номеру и по дате открытия. На красную ветку, словно на ленту времени, нанизаны вехи истории метро и страны. Сегодня расскажу о том, как рядовую поездку на работу или домой сделать настоящим путешествием во времени. Обратите внимание на любопытные детали, которые проплывают мимо вас каждый день.

Станция метро "Охотный ряд". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция метро "Охотный ряд". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станции первой очереди

Подземное путешествие по истории столицы можно начать на любой из станций первой очереди – от «Сокольников» до «Парка культуры». Они, конечно, заслуживают отдельной экскурсии, а пока обратим внимание на общие черты: большинство первых станций неглубокие, перегоны между ними короткие. Как в Париже или Нью-Йорке.

Станция "Охотный ряд" в 1935 году. Pastvu.com
Станция "Охотный ряд" в 1935 году. Pastvu.com

На этих станциях в наибольшей степени ощущается влияние зарубежных метрополитенов своей эпохи: на их опыт опирались советские инженеры и архитекторы.

Пальмы в кадках на станции "Дворец советов" ("Кропоткинская"), 1935 год. Pastvu.com
Пальмы в кадках на станции "Дворец советов" ("Кропоткинская"), 1935 год. Pastvu.com

Но все сделали шикарнее. Даже керамическую плитку для отделки создавали особенную. Обратите внимание, как она играет на путевых стенах на станции «Парк культуры». Это оригинальная плитка 1930-х. Любопытно, что позднее воспроизвести ее не смогли. И там где плитка отпала, вставляли похожую по цвету, но попроще.

Путевая стена с оригинальной плиткой 1930-х и вставками-заменителями на станции "Парк культуры", фото М24
Путевая стена с оригинальной плиткой 1930-х и вставками-заменителями на станции "Парк культуры", фото М24

Сталинские послевоенные

Станции «Фрунзенская» и «Спортивная» из эпохи послевоенного метро. Обе глубокого заложения, с массивными пилонами и богатой отделкой. По пафосу они напоминают станции Кольцевой линии. И хотя открыли оба метровокзала в 1957 году, уже после смерти вождя всех народов, они в полной мере олицетворяют сталинское метро. Все напоминает о Победе. На станции «Фрунзенская» установлен бюст Михаила Фрунзе работы знаменитого Евгения Вучетича.

Станция "Фрунзенская". В торце - бюст М. Фрунцзе, автор Е. Вучетич. Фото ludvig 14
Станция "Фрунзенская". В торце - бюст М. Фрунцзе, автор Е. Вучетич. Фото ludvig 14

Борьба с излишествами

После «Спортивной» поезд въезжает в хрущевскую эпоху. Изначально, в 1959-м, здесь построили станцию «Ленинские горы», но, как и многое во времена Никиты Сергеевича, она была возведена быстро и некачественно, и в 1983 году ее – редчайший случай – пришлось закрыть.

Станция метро "Ленинские горы" в 1960-х . Pastvu.com
Станция метро "Ленинские горы" в 1960-х . Pastvu.com

Много лет поезда пересекали Москву-реку без остановки. Нынешняя станция «Воробьевы горы» была открыта лишь в 2002-м году. Так что это, скорее, памятник мэру Москвы Юрию Лужкову и повод оценить исторический символизм в метро.

Станция метро "Воробьевы горы" в наши дни
Станция метро "Воробьевы горы" в наши дни

Следующая станция «Университет» - образец борьбы с архитектурными излишествами, которую развернул Хрущев. Метровокзал открылся в 1959-м и практически лишен художественного оформления. Конструктивно это станция глубокого заложения, как «Спортивная» или «Фрунзенская», но внешне очень скромная: ни лепнины, ни скульптур, ни шикарных люстр и мозаик. Зато именно здесь пел знаменитую песенку герой Никиты Михалкова в главном фильме времен «оттепели» - «Я шагаю по Москве».

Станция "Университет". Кадр из фильма "Я шагаю по Москве", режиссер Г. Данелия, 1963 г., киностудия "Мосфильм"
Станция "Университет". Кадр из фильма "Я шагаю по Москве", режиссер Г. Данелия, 1963 г., киностудия "Мосфильм"

Станции-«сороконожки»

Следующие две станции на линии «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная» - из эпохи дешевого метро, которую в 1960-х провозгласил Никита Сергеевич Хрущев. Они такой же символ своего времени как малогабаритные квартиры. Это знаменитые «сороконожки» - типовые станции мелкого заложения с двумя рядами колонн, которые отличаются только оттенком камня на колоннах и цветом кафеля на путевых стенах.

Станция метро "Проспект Вернадского". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция метро "Проспект Вернадского". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Когда их открыли, здесь была окраина Москвы. Вокруг «Юго-западной» паслись коровы, а первыми пассажирами стали жители окрестной деревни Тропарево – в прямом смысле деревни.

Постмодернизм и хайтек

Все что за «Юго-западной» построено в 2010-е. Время интенсивного развития метро, о каком даже в советское время могли только мечтать. А еще это период возвращения архитектурных конкурсов на оформление подземки и поиск нового стиля.

Станция "Тропарёво". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Тропарёво". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Станции получились разные. Полюбуйтесь на лес из металлических деревьев на «Тропарево», оцените абстракционизм «Румянцева», отсылающий к творчеству голландского художника Мондриана, и аллюзию к конструктивизму в «Саларьево».

Станция "Саларьево". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Саларьево". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Любопытны и наземные станции «Филатов луг» и «Прокшино», напоминающие теплицы. Учитывая, что ими пользуются в том числе садоводы из соседних дачных товариществ – оформление вполне логичное.

Станция "Филатов луг". Фото Dn 178
Станция "Филатов луг". Фото Dn 178

На другом конце Сокольнической линии можно посмотреть образцы эпохи позднего социализма: «Черкизовская» и «Бульвар Рокоссовского» открылись в 1990 году. В их отделке микс камня и модного тогда металла.

Станция "Черкизовская". Фото kudamoscow.ru
Станция "Черкизовская". Фото kudamoscow.ru

Строительство Сокольнической линии продолжается. В следующем году в Новой Москве планируют открыть станцию «Потапово». Посмотрим, что будет символизировать она.

-14
Подарочное издание для метрофанатов, ценителей истории, архитектуры и урбанистики. Книга "Наше дорогое метро": интересные факты о Екатеринбургском метрополитене и всех подземках России. Символы, влияние идеологии, типы станций, скульптура и камень в метро. Заказать на OZON с бесплатной доставкой

Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel

-15