В начале 90-х годов XIX века российское правительство решило сосредоточить всю виноторговлю в своих руках. В качестве эксперимента казенную торговлю спиртным решили внедрить в Заволжском регионе – Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерниях.
Новшество планировалось внедрить с 1 января 1894-го года – но Самаре потребовалась отсрочка ввиду отсутствия казенного спиртоочистительного завода достаточной мощности. В губернии работали лишь три небольших частных винокуренных завода (в том числе предприятия купцов Егора Аннаева и Николая Дунаева) с общим числом рабочих 36 человек.
Губернатору А.С. Брянчанинову пришло предписание о срочном строительстве современного мощного предприятия, были отпущены необходимые средства, а «командовать парадом» прибыл из Петербурга «уполномоченный по введению казенной продажи питий» действительный статский советник Владимир Николаевич Охотников.
Первоочередной задачей столичного специалиста стал подбор места для нового завода – и наиболее удобным посчитали прилегающий к железнодорожному вокзалу квартал на пересечении улиц Москательной (Льва Толстого) и Соловьиной (Никитинской). Возведение заводских корпусов началось летом 1894-го года вместе со зданиями казенных винных складов, финансирование шло бесперебойно и дело спорилось – уже в июле 1895-го завод выпустил первую продукцию. В цехах трудились 123 рабочих, инженерно-техническое руководство обеспечивали полтора десятка специалистов.
Краснокирпичный заводской комплекс состоял из ряда корпусов различной высоты и оформления. Ядром композиции ансамбля можно считать трехэтажный объем винного цеха - на фасаде он выведен как неглубокий ризалит, поднимающийся над боковым крыльями.
Высокие оконные проёмы на третьем этаже ризалита с полуциркульными перемычками оформлены профилированными архивольтами в виде аркады, опирающейся на импосты-лопатки в простенках. Лучковые оконные проёмы на втором этаже декорированы наличниками с замковыми камнями, венчающий карниз центрального ризалита опирается по углам на висячие лопатки. Ризалит на всю ширину увенчан парапетом в виде аттиковой стенки с массивным прямоугольным фронтоном сложного профиля.
В боковых двухэтажных крыльях фасада лучковые оконные проёмы декорированы наличниками с замковыми камнями и подоконными лопатками сложной формы. Элементы декора выполнены кирпичной кладкой с применением профилированного кирпича. Вертикальный ритм фасаду задают лопатки, поддерживающие вынос широкого венчающего карниза с поясом сухариков. Трёхчастное членение фасада по горизонтали выполнено двумя развитыми профилированными широкими карнизными поясами с рядами поребриков над первым и вторым этажами и поясом с кирпичным декором в виде сухариков под окнами первого этажа.
Поблизости был выстроен жилой дом управляющего и заводских рабочих, соединенный с территорией предприятия подземным ходом. В 1900-м году к заводу подвели ширококолейную железнодорожную ветку, а само предприятие расширилось, получив еще 400 квадратных сажен территории.
С началом Первой Мировой Самарский спиртоочистительный завод добавил к ассортименту спиртовые жидкости для фронта. Введенный в 1914 году «сухой закон» на объемах производства не отразился, так как снижение выпуска водки с лихвой компенсировалось изготовлением оборонной продукции и поставками спирта на химические и фармацевтические предприятия. После событий 1917-го года владельцем стало правительство новой Советской России, а для предприятия настали трудные времена , поскольку стабильная поставка сырья прекратилась.
Постепенно вместе с налаживанием ситуации в стране наладилось и производство. В 1930-м открылось ликеро-наливочное производство, и ассортимент обогатился несколькими сортами вин - портвейнами с разными номерами и белым хересом Предприятие получило новое официальное наименование - «Самарский Ликёро-Водочный Завод».
В 1941-м году с началом войны завод «перепрофилировался» под фронтовые нужды. Цеха выпускали пищевые концентраты, ленточные запалы, «коктейли Молотова». При этом производство спирта не останавливалось – напитки так же шли в первую очередь на фронт, где каждому бойцу Красной Армии ежесуточно полагались легендарные «наркомовские» сто граммов водки .
После победы Совет Министров СССР принял решении о восстановлении предвоенного уровня ликеро-водочного производства. В условиях послевоенной разрухи предприятие полностью модернизировали, заменив изношенное и устаревшее оборудование, и к 1950-му году объемы производства превзошли довоенные, а ассортимент составляли свыше тридцати наименований.
Еще через 10 лет Куйбышевский ликеро-водочный завод вышел на международный рынок. Особым спросом пользовалась «Столичная». Водка куйбышевского производства успешно продавалась под брендом «Stoly».
Следующее испытание пришло на предприятие в 1985-м году. В русле объявленной тогдашним генсеком М.С. Горбачевым печально известной антиалкогольной кампании производство резко сократилось, а на заводах начался принудительный демонтаж уникального оборудования, закупленного за рубежом на валюту. Только в наши дни стало известно, что дальновидное заводское руководство втайне от партийной верхушки при содействии рабочих сумело спасти основную часть производственного комплекса.
В постсоветские времена Самарская «Ликерка» прежние объемы быстро восстановила. В начало нового тысячелетия приватизированное спиртовое предприятие вошло под названием «Самарский комбинат «Родник».
В 2009-м производственные мощности переехали в промзону на улицу XXII Партсъезда, а корпуса бывшего «спиртоочистительного» переформатировали под размещение организаций, более уместных в историческом центре.
Производственный ансамбль был реконструирован – над выходящим на ул. Льва Толстого фасадом появилась сплошь остекленная двухэтажная надстройка, в глубине квартала – новые объемы над вторым этажом, создающие яркий архитектурный контраст с исторической застройкой. Внешний облик бывших корпусов при этом сохранен достаточно бережно.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете