Николай Федорович Дунаев, приехавший около 1864-г года в Самару тридцатилетним «2-й гильдии купеческим сыном Костромской губернии», 4 декабря 1865-го года сделался самарским купцом второй гильдии, а еще через пятнадцать лет был причислен к первой гильдии и потомственному почетному гражданству Самары. Бизнес развивал осторожно, действуя типично провинциальными методами – небольшие объемы, при этом широкий профиль деятельности.
Открыл водочный завод в районе нынешней улицы Полевой, затем еще два пивоваренных в районе спуска к Волге по Предтеченской (Некрасовской), специализируясь на дорогих сортах темного пива типа портера. Добывал и продавал артезианскую воду из собственных скважин, сдавал в аренду сады возле железнодорожного вокзала и постепенно скупил около десятка усадебных мест в городе.
1870-е годы стали для Дунаева самыми успешными, так что он приобрел еще одну усадьбу на главной улице – Дворянской, и выстроил там по проекту петербургского зодчего Александра Гронвальда замечательный особняк в неоренессансном стиле.
А потом в Самару прибыл Альфред фон Вакано, в 1881-м году заработал новый пивоваренный завод, и понятно, что победу в конкурентной борьбе одержали его сорта «народного» пива. Финансовое положение Николая Дунаева пошатнулось, но принцип «не класть все яйца в одну корзину» снова сработал.
Особняк на пересечении Дворянской и Москательной был сдан в аренду купеческому клубу, называвшему себя Коммерческим собранием, усадьба на пересечении Дворянской и Воскресенской продана Торгово-промышленному банку. Часть средств Николай Федорович вложил в акции Богатовского сахарного завода и вошел в его правление, а на своих заводах расширил ассортимент пиво-безалкогольных напитков.
Основную продукцию – «пиво черное и светлое», мед и портер своих заводов – Н.Ф. Дунаев активно рекламировал в газетах. Кроме Самары имелись склады и торговые лавки в Ставрополе (Тольятти) и Бугуруслане. Архивные документы сообщают, что Товарищество Самарского пивоваренного завода семьи Дунаевых имело право производства «искусственных минеральных вод»
Известностью в городе пользовались портерные лавки Дунаева. Согласно тогдашним законам, в этих питейных заведениях разрешалась продажа пива и меда исключительно отечественного производства – «распивочно и на вынос», а закуски – только холодные («маркитантские»). По сравнению с другими питейными заведениями пивные лавки были в привилегированном положении – имели льготы по налогообложению, при употреблении в зале позволялось иметь музыкальные аппараты, а для открытия требовалось только согласие владельцев земли.
Поскольку Николай Дунаев являлся владельцем как земли, так и здания – разрешение на открытие он сам себе дал, а заодно сдал часть усадебной постройки под казенную винную лавку.
Сейчас здание, где 120 лет назад в торговом зале играл граммофон и «распивочно и на вынос» продавалось фирменное дунаевское пиво, числится в реестре объектов культурного наследия под названием «Городская усадьба купцов Дунаевых» . Хозяином усадебного места на пересечении нынешних улиц Степана Разина и Комсомольской Николай Федорович стал в 1874-м году, купив у прежней хозяйки – мещанки Е.У. Сатосовой«каменный обширный неотделанный флигель и деревянный флигель во дворе». К 1883-му году на участке стояли уже два каменных дома, один из которых арендовала казенная винная лавка, а во втором со стороны улицы размещалась пивная лавка владельца, а со стороны двора – жилье.
«Объединение» зданий и надстройка вторым этажом произошла около 1897-го года. Главные фасады прямоугольного со скошенным углом здания декорировались простеночными лопатками и развитым карнизным поясом с зубчиками-дентикулами и кронштейнами над вторым этажом. Витринные оконные проемы первого этажа были оформлены рельефными клинчатыми перемычками и подоконным карнизом. Над карнизом второго этажа в скошенной угловой части – аттиковая стенка с циркульным окном и декорированными парапетными столбиками, такие же столбики служили визуальным продолжением фасадных лопаток.
Что касается третьего этажа – он появился только в 2008-м году вместе с мансардой – и это тот редчайший случай, когда историческое здание от позднейшей надстройки только выиграло. При оформлении оконных проемов третьего этажа использованы те же клинчатые перемычки, простеночные лопатки продолжают вертикальное членение фасада. Венчает третий этаж карнизный пояс, над которым в уровне мансарды расположены фигурные аттиковые стенки с полуциркульными окнами. Все восторги нужно адресовать нынешнему собственнику – строительной корпорации БИН.
Еще несколько слов о семье Дунаевых. С дальнейшим развитием промышленности их «осторожные методы» начали утрачивать эффективность, что привело к постепенному сворачиванию и закрытию предприятий сыном и продолжателем дела Н.Ф. Дунаева Александром.
Самым известным стал младший сын Дунаевых – Николай Николаевич, избравший довольно неожиданную для купеческого отпрыска дипломатическую карьеру. Служил с 1915- года императорским генеральным персидским консулом в Тегеране – до своей неожиданной кончины в 1917-м году.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете