К написанию этой статьи меня подтолкнуло чтение комментариев читателей под моей предыдущей статьёй
о старообрядчестве. Как я понял из этих комментариев, многие люди не очень хорошо себе представляют, почему, например - различные толки беспоповцев относятся к древлеправославию (старообрядчеству), а вроде как имеющие с ними некоторое сходство конфессиональные группы - хлысты, молокане, духоборы - к древлеправославию (старообрядчеству) совсем не имеют отношения, а относятся к т.н. "духовным христианам". Поэтому эта статья - именно о них.
Итак, что же представляют собой "духовные христиане"? Сразу нужно отметить, что "духовные христиане" не являются некоей монолитной группой ни по своему происхождению, ни по своей догматике, ни по своей религиозно-обрядовой практике. Однако все они имеют некоторые общие характерные черты, что и позволяет религиоведам объединять их в классификационную группу "духовных христиан" (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
эти общие черты таковы: А) признание равенства всех людей перед Богом, независимо от каких-либо внешних различий - пола, расы, этнической принадлежности, языка, религии, классовой и/или сословной принадлежности и т.д., из чего следует неприятие всеми группами "духовных христиан" любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, и игнорирование ими любых привилегий любой социальной группы; Б) неприятие насилия в любой форме, из чего следует антимилитаризм и пацифизм в виде принципиального отказа от военной службы; В) простота, т.е. стремление довольствоваться лишь необходимыми для нормальной жизни материальными благами, избегая любой роскоши и излишеств; Г) неприятие любых клятв и/или присяг, как и лжи, и стремление всегда говорить только правду и придерживаться в своей повседневной жизни библейских заповедей; Д) принятие доктрины об откровении Святого Духа (которое выше Священного Писания, являющегося всего лишь видимой декларацией Источника, т.е. Бога - но не самим Источником, коим и является Святой Дух) непосредственно каждому человеку; люди могут воспринять это откровение, потому что у каждого человека внутри есть Свет Христов/Дух Божий; Е) отрицание официальной Церкви, церковной иерархии, священства, храмов, креста, икон, мощей, таинств, в некоторых случаях - и Священного Писания (или же толкование его в полностью аллегорическом ключе), а также общепринятых форм богослужения.
Помимо вышеперечисленных общих характеристик, каждое отдельное
течение в рамках "духовного христианства" характеризуется также свойственными именно этому течению специфическими особенностями, о которых я и расскажу ниже. При этом я не буду затрагивать те течения "духовного христианства", которые уже прекратили своё существование в виде отдельной деноминации - т.е. слились с другой конфессией/деноминацией или распались, а расскажу только о живых конфессиях, существующих в той или иной форме до сих пор.
Начнём мы с наиболее старого по времени возникновения течения "духовного христианства" - с хлыстовства. Основателем хлыстовства стал в 1645 году костромской оброчный крестьянин Даниил Филиппович, на которого, по его словам, сошёл сам Господь Саваоф, после чего устами Филипповича дал людям 12 новых заповедей, в числе которых были и такие, которые полностью запрещали употребление спиртных напитков, сквернословие, а также половые сношения, осуществляемые не с целью зачатия детей. Преемником Филипповича стал муромский крестьянин Иван Суслов, который "принял в себя Христа" и сам стал "Христом". Он окружил себя последователями "ближнего круга" - 12-ю "апостолами" и "Богородицей". В дальнейшем сформировалась структура хлыстовства, которая представляла собой ассоциацию независимых общин, живущих автономно. Каждая такая община называлась "кораблём"/"ковчегом" и возглавлялась "Христом/кормчим"; во многих общинах, кроме "Христа/кормчего", имелась также "Богородица/кормщица". Кормчий и кормщица пользовались в общине огромным уважением и почитанием. Все общины духовно подчинялись возглавляющему всех хлыстов "Христу" и коллегии из 12-ти "апостолов" и "Богородицы". Хлысты верили в то, что весь мир делится на духовный и материальный, при этом духовный мир создан Богом, а материальный - сатаной; небес всего семь, и на седьмом небе обитают Бог-Троица, Пресвятая Богородица, все чины ангельские (престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы), а также все святые угодники. Также хлысты верили в воплощения Бога в человеке; это могло быть воплощение Бога-Отца (как в Данииле Филипповиче), или Христа - в Иване Суслове и многих других людях, или Духа Святого, который сходил на очень многих хлыстов; воплощения, как правило, достигаются путём соблюдения продолжительного строгого поста, интенсивной молитвы, творения добрых дел, и т.д.. Аскетизм являлся характерной чертой повседневной жизни хлыстов - они воздерживались от потребления мяса, не употребляли спиртного, не курили, допускали физические межполовые контакты в браке только с целью зачатия детей, а сам брак не считался обязательным для человека, если человек мог воздерживаться от физических контактов с противоположным полом. Хлысты считали рождение в теле в материальном мире наказанием для человеческой души за первородный грех. Богослужения хлыстов происходили по ночам и представляли собой пение духовных песен, многократное коллективное повторение Иисусовой молитвы, и радение (многократное коллективное повторение ритмичных движений - кружений, прыжков, а также самобичевание и т.д.), в результате чего на многих верующих сходил Святой Дух, и они в состоянии экстаза начинали "говорить на иноязыках" и пророчествовать. Хлысты подвергались преследованиям со стороны властей и официальной православной Церкви, поэтому в целях конспирации они периодически посещали богослужения в православных церквях. В XIX в. хлыстовство распалось на несколько течений - от хлыстов в 1840 г. отделилась группа, которая взяла себе название "Старый Израиль"; в 1890 г. образовалось течение "Новый Израиль", которое достаточно сильно реформировало первоначальное вероучение и обрядовую практику хлыстовства. Сами традиционные хлысты уже в начале XIX в. стали именовать себя "постниками" после того, как "Христос" Аввакум Копылов реформировал их аскетическую практику, удлиннив посты и усилив пищевые запреты для верующих. В настоящее время небольшие группы "постников" имеются в Тамбовской и Ростовской областях и в Ставропольском крае, а в г. Сан-Хавьер в Уругвае проживает небольшое количество последователей течения "Новый Израиль" - около 3 тысяч потомков иммигрантов 1913 г. из Российской империи.
Следующим по времени возникновения течением "духовного христианства" является духоборство. Его основателем считается крестьянин из села Никольское Екатеринославской губернии Силуан Колесников, который в 1755 году начал проповедь нового учения, которое быстро распространялось по южным губерниям РИ. Учение духоборов радикально отвергает любые догматические и обрядовые
рамки официального православия: ~ не признают духовенство и монашество и отвергают любую храмовую обрядность, как и сами храмы ("Церковь не в брёвнах, а в рёбрах"; "Человек есть храм Божий"; "Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово"); ~ отвергают все церковные таинства, почитание креста и икон ("Человек есть живая икона"); ~ отрицают первородный грех ("Всяк сам по себе грешен и спасён"); ~ отказались от Библии ("писаного мёртвого слова"), заменив её "Животной книгой" - совокупностью псалмов собственного сочинения, передававшихся в устной традиции вплоть до 1909 года, когда они были изданы в виде отдельной книги духоборческих псалмов; ~ верят в переселение душ ("После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника - в животное"); ~ трактуют Бога как "мировую любовь и премудрость" и "вечное добро"; ~ Бог "пребывает в роде праведных" и воплощается в избранных людях - "живых богах" и "богородицах", которые и возглавляли общины духоборов; ~ считают, что воскресение Христа нужно понимать исключительно в духовном смысле ("Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, воскреснуть и вознестися"); ~ не признают постов в виде физического воздержания от какого-либо вида пищи, но практикуют пост в виде воздержания от злых мыслей, слов и дел; ~ признают исповедь только перед Богом. Духоборы периодически подвергались преследованиям и репрессиям со стороны государства, в основном из-за своего упорства в отказе приносить присягу на верность царю, а также из-за отказа служить в армии и брать в руки оружие; по этой причине в 1837 году царь Николай I издал указ о переселении духоборов из южнорусских губерний в Закавказье, на территории нынешних Грузии, Азербайджана и северо-восточной Турции (Карсская область в то время входила в состав РИ), где духоборы основали в общей сложности около 20-ти деревень. Но и на новом месте злоключения их продолжились - после того, как в 1895 году духоборы нескольких деревень под пение псалмов сожгли всё имевшееся у них оружие и отказались присягать царю Николаю II и идти на воинскую службу, они подверглись очередным репрессиям - несколько десятков человек было убито казаками в ходе подавления беспорядков, несколько сот человек были брошены в тюрьмы и отправлены на каторгу, несколько тысяч человек были отправлены в ссылку в Сибирь, несколько тысяч семей были насильственно переселены в болотистую местность с нездоровым климатом с запретом переселяться в другое место. Всё это вместе привело к тому, что часть духоборских общин эмигрировали в 1899 году в Канаду, в провинцию Саскачеван; эмиграция духоборов в Канаду продолжалась до 1930 года, как в Саскачеван, так и в Британскую Колумбию. После распада СССР большинство духоборов Закавказья репатриировались на историческую Родину - в Россию, где они поселились в Ростовской, Белгородской, Тамбовской, Орловской, Брянской и Тульской областях, и где их в настоящее время насчитывается около 30 тысяч человек. В Грузии и Азербайджане в общей сложности осталось не более 1,5 тысяч духоборов. Больше всего духоборов проживает в Канаде, в провинциях Британская Колумбия и Саскачеван - более 40 тысяч человек.
В 1765 году начал свою проповедь Семён Уклеин - однодворец из Тамбовской губернии, являющийся основателем ещё одного течения "духовного христианства" - молоканства, которое его последователи называли "чистым молоком духовным". Для него характерны следующие особенности: ~ признают поклонение Богу только "в духе и истине"; ~ не признают равенство Богу-Отцу - Бога-Сына и Бога-Святого Духа - в божественном достоинстве; ~ считают Библию единственным источником истины, но толкуют и понимают её только в духовно-этическом аллегорически-иносказательном смысле; ~ считают, что воскресение мёртвых будет духовное, а не плотское; ~ все христианские таинства признают и понимают только в духовном смысле; ~ не носят нательных крестов и не признают креста и крестного знамения; ~ не почитают иконы и святых; ~ не соблюдают постов, принятых в православии; ~ не употребляют в пищу свинину, моллюсков и ракообразных, не пьют спиртных напитков и не курят; ~ смыслом жизни человека считают раскрытие заложенного Богом в каждом человеке доброго начала и достижение с его помощью блаженства в земной жизни и спасения в жизни вечной; ~ богослужения молокан состоят из проповеди и пения духовных песнопений. У молокан нет священнослужителей, их роль исполняют "старцы" - руководители общин. Молоканство с самого начала не было однородным - в его составе имеются различные направления, довольно сильно различающиеся между собой: т.н. "мокрые молокане" (практикуют водное крещение, в отличие от всех других молоканских течений, которые признают только "духовное крещение"), прыгуны (практикуют экстатические радения, напоминающие радения хлыстов), "дух-и-жизники" (считают свою священную книгу "Дух и жизнь" третьей частью Библии - "Духовным Заветом", наряду с Ветхим и Новым Заветами), и др.. Первоначально молокане населяли южнорусские губернии - Воронежскую, Тамбовскую, Саратовскую, Астраханскую и др., но после восшествия на престол царя Николая I на молокан начались гонения по тем же причинам, что и гонения на духоборов (из-за отказа молокан приносить присягу царю и служить в российской армии) - были введены запреты на проведение молитвенных собраний молокан, на найм молокан православными и мусульманами для выполнения любых хозяйственных работ, и другие. С 1837 года, после выхода соответствующего царского указа, началось переселение молокан в Закавказье, а также в Ставрополье, в степи Новороссии и в дальневосточное Приамурье; в этих местах молокане основывали свои сёла и осваивали под пашню целинные земли. В начале XX века давление официальных властей на молокан усилилось, поэтому многие молоканские семьи из Закавказья эмигрировали в США, в Канаду, в Чили, часть их после установления советской власти вернулась в Россию. В настоящее время молокане являются самой многочисленной деноминацией "духовных христиан", имея общую численность во всех странах своего проживания примерно около 180 тысяч человек, из которых около 85 тысяч живёт в России, 30 тысяч - в Армении, 20 тысяч в Украине, 15 тысяч в Грузии, 10 тысяч в Азербайджане, 15 тысяч в США, 2 тысячи в Канаде, 2 тысячи в Мексике, 1 тысяча - в Чили.
Таким образом, как мы можем видеть из этого обзора сохранившихся до настоящего времени течений "духовного христианства" - ни одно из них не является родственным древлеправославию (старообрядчеству) ни по каким оценочным критериям - ни по догматике, ни по богослужебной обрядовой практике, ни по организации и обычаям общинной жизни. Единственным обстоятельством, сближающим "духовных христиан" и старообрядцев, является то, что и те, и другие на протяжении длительного времени подвергались преследованиям и гонениям как со стороны государственной власти, так и со стороны официальной православной Церкви в Российской империи, а также то, что российская имперская государственная машина относила и старообрядцев, и "духовных христиан" к категории еретиков и раскольников с соответствующими и для тех, и для других тяжёлыми последствиями.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Помимо статей по теме религиоведения, на нашем канале вы также можете найти статьи и на другие интересные темы, а именно:
~ расы и расообразующие признаки человека:
и др.;
~ лингвистика:
и др.;
~ этнография:
и др.;
~ социология:
и др.;
~ живая и неживая природа:
и др.;
Заходите по ссылкам, читайте и комментируйте!
Желаем вам приятного и познавательного чтения!