К написанию этой статьи меня подтолкнуло чтение комментариев читателей под моей предыдущей статьёй
о старообрядчестве. Как я понял из этих комментариев, многие люди не очень хорошо себе представляют, почему, например - различные толки беспоповцев относятся к древлеправославию (старообрядчеству), а вроде как имеющие с ними некоторое сходство конфессиональные группы - хлысты, молокане, духоборы - к древлеправославию (старообрядчеству) совсем не имеют отношения, а относятся к т.н. "духовным христианам". Поэтому эта статья - именно о них.
Итак, что же представляют собой "духовные христиане"? Сразу нужно отметить, что "духовные христиане" не являются некоей монолитной группой ни по своему происхождению, ни по своей догматике, ни по своей религиозно-обрядовой практике. Однако все они имеют некоторые общие характерные черты, что и позволяет религиоведам объединять их в классификационную группу "духовных христиан" (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
эти общие черты таковы: А) признание равенства всех людей перед Богом, независимо от каких-либо внешних различий - пола, расы, этнической принадлежности, языка, религии, классовой и/или сословной принадлежности и т.д., из чего следует неприятие всеми группами "духовных христиан" любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, и игнорирование ими любых привилегий любой социальной группы; Б) неприятие насилия в любой форме, из чего следует антимилитаризм и пацифизм в виде принципиального отказа от военной службы; В) простота, т.е. стремление довольствоваться лишь необходимыми для нормальной жизни материальными благами, избегая любой роскоши и излишеств; Г) неприятие любых клятв и/или присяг, как и лжи, и стремление всегда говорить только правду и придерживаться в своей повседневной жизни библейских заповедей; Д) принятие доктрины об откровении Святого Духа (которое выше Священного Писания, являющегося всего лишь видимой декларацией Источника, т.е. Бога - но не самим Источником, коим и является Святой Дух) непосредственно каждому человеку; люди могут воспринять это откровение, потому что у каждого человека внутри есть Свет Христов/Дух Божий; Е) отрицание официальной Церкви, церковной иерархии, священства, храмов, креста, икон, мощей, таинств, в некоторых случаях - и Священного Писания (или же толкование его в полностью аллегорическом ключе), а также общепринятых форм богослужения.
Помимо  вышеперечисленных  общих  характеристик, каждое  отдельное 
течение  в  рамках  "духовного  христианства"  характеризуется  также  свойственными  именно  этому  течению  специфическими  особенностями, о  которых  я  и  расскажу  ниже. При  этом  я  не  буду  затрагивать  те  течения  "духовного  христианства", которые  уже  прекратили  своё  существование  в  виде  отдельной  деноминации - т.е.  слились  с  другой  конфессией/деноминацией  или  распались, а  расскажу  только  о  живых  конфессиях, существующих  в  той  или  иной  форме  до  сих  пор.
Начнём мы с наиболее старого по времени возникновения течения "духовного христианства" - с хлыстовства. Основателем хлыстовства стал в 1645 году костромской оброчный крестьянин Даниил Филиппович, на которого, по его словам, сошёл сам Господь Саваоф, после чего устами Филипповича дал людям 12 новых заповедей, в числе которых были и такие, которые полностью запрещали употребление спиртных напитков, сквернословие, а также половые сношения, осуществляемые не с целью зачатия детей. Преемником Филипповича стал муромский крестьянин Иван Суслов, который "принял в себя Христа" и сам стал "Христом". Он окружил себя последователями "ближнего круга" - 12-ю "апостолами" и "Богородицей". В дальнейшем сформировалась структура хлыстовства, которая представляла собой ассоциацию независимых общин, живущих автономно. Каждая такая община называлась "кораблём"/"ковчегом" и возглавлялась "Христом/кормчим"; во многих общинах, кроме "Христа/кормчего", имелась также "Богородица/кормщица". Кормчий и кормщица пользовались в общине огромным уважением и почитанием. Все общины духовно подчинялись возглавляющему всех хлыстов "Христу" и коллегии из 12-ти "апостолов" и "Богородицы". Хлысты верили в то, что весь мир делится на духовный и материальный, при этом духовный мир создан Богом, а материальный - сатаной; небес всего семь, и на седьмом небе обитают Бог-Троица, Пресвятая Богородица, все чины ангельские (престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы), а также все святые угодники. Также хлысты верили в воплощения Бога в человеке; это могло быть воплощение Бога-Отца (как в Данииле Филипповиче), или Христа - в Иване Суслове и многих других людях, или Духа Святого, который сходил на очень многих хлыстов; воплощения, как правило, достигаются путём соблюдения продолжительного строгого поста, интенсивной молитвы, творения добрых дел, и т.д.. Аскетизм являлся характерной чертой повседневной жизни хлыстов - они воздерживались от потребления мяса, не употребляли спиртного, не курили, допускали физические межполовые контакты в браке только с целью зачатия детей, а сам брак не считался обязательным для человека, если человек мог воздерживаться от физических контактов с противоположным полом. Хлысты считали рождение в теле в материальном мире наказанием для человеческой души за первородный грех. Богослужения хлыстов происходили по ночам и представляли собой пение духовных песен, многократное коллективное повторение Иисусовой молитвы, и радение (многократное коллективное повторение ритмичных движений - кружений, прыжков, а также самобичевание и т.д.), в результате чего на многих верующих сходил Святой Дух, и они в состоянии экстаза начинали "говорить на иноязыках" и пророчествовать. Хлысты подвергались преследованиям со стороны властей и официальной православной Церкви, поэтому в целях конспирации они периодически посещали богослужения в православных церквях. В XIX в. хлыстовство распалось на несколько течений - от хлыстов в 1840 г. отделилась группа, которая взяла себе название "Старый Израиль"; в 1890 г. образовалось течение "Новый Израиль", которое достаточно сильно реформировало первоначальное вероучение и обрядовую практику хлыстовства. Сами традиционные хлысты уже в начале XIX в. стали именовать себя "постниками" после того, как "Христос" Аввакум Копылов реформировал их аскетическую практику, удлиннив посты и усилив пищевые запреты для верующих. В настоящее время небольшие группы "постников" имеются в Тамбовской и Ростовской областях и в Ставропольском крае, а в г. Сан-Хавьер в Уругвае проживает небольшое количество последователей течения "Новый Израиль" - около 3 тысяч потомков иммигрантов 1913 г. из Российской империи.
Следующим  по  времени  возникновения  течением  "духовного  христианства"  является  духоборство. Его  основателем  считается  крестьянин  из  села  Никольское  Екатеринославской  губернии  Силуан  Колесников, который  в  1755  году  начал  проповедь  нового  учения, которое  быстро  распространялось  по  южным  губерниям  РИ. Учение  духоборов  радикально  отвергает  любые  догматические  и  обрядовые 
рамки  официального  православия: ~ не  признают  духовенство  и  монашество  и  отвергают  любую  храмовую  обрядность, как  и  сами  храмы ("Церковь  не  в  брёвнах, а  в  рёбрах"; "Человек  есть  храм  Божий"; "Везде  церковь, где  два  или  три  собраны  во  имя  Христово"); ~ отвергают  все  церковные  таинства, почитание  креста  и  икон ("Человек  есть  живая  икона"); ~ отрицают  первородный  грех ("Всяк  сам  по  себе  грешен  и  спасён"); ~ отказались  от  Библии ("писаного  мёртвого  слова"), заменив  её  "Животной  книгой" - совокупностью  псалмов  собственного  сочинения, передававшихся  в  устной  традиции  вплоть  до  1909  года, когда  они  были  изданы  в  виде  отдельной  книги  духоборческих  псалмов; ~ верят  в  переселение  душ ("После  смерти  душа  благочестивого  человека  переходит  в  тело  живого  праведника  или  новорождённого, а  душа  беззаконника - в  животное"); ~ трактуют  Бога  как  "мировую  любовь  и  премудрость"  и  "вечное  добро"; ~ Бог  "пребывает  в  роде  праведных"  и  воплощается  в  избранных  людях - "живых  богах"  и  "богородицах", которые  и  возглавляли  общины  духоборов; ~ считают, что  воскресение  Христа  нужно  понимать  исключительно  в  духовном  смысле ("Христос  должен  в  нас  зачаться  и  родиться, возрастать  и  учиться, страдать  и  умереть, воскреснуть  и  вознестися"); ~ не  признают  постов  в  виде  физического  воздержания  от  какого-либо  вида  пищи, но  практикуют  пост  в  виде  воздержания  от  злых  мыслей, слов  и  дел; ~ признают  исповедь  только  перед  Богом. Духоборы  периодически  подвергались  преследованиям  и  репрессиям  со  стороны  государства, в  основном  из-за  своего  упорства  в  отказе  приносить  присягу  на  верность  царю, а  также  из-за  отказа  служить  в  армии  и  брать  в  руки  оружие; по  этой  причине  в  1837  году  царь  Николай  I  издал  указ  о  переселении  духоборов  из  южнорусских  губерний  в  Закавказье, на  территории  нынешних  Грузии, Азербайджана  и  северо-восточной  Турции (Карсская  область  в  то  время  входила  в  состав  РИ), где  духоборы  основали  в  общей  сложности  около  20-ти  деревень. Но  и  на  новом  месте  злоключения  их  продолжились - после  того, как  в  1895  году  духоборы  нескольких  деревень  под  пение  псалмов  сожгли  всё  имевшееся  у  них  оружие  и  отказались  присягать  царю  Николаю  II  и  идти  на  воинскую  службу, они  подверглись  очередным  репрессиям - несколько  десятков  человек  было  убито  казаками  в  ходе  подавления  беспорядков, несколько  сот  человек  были  брошены  в  тюрьмы  и  отправлены  на  каторгу, несколько  тысяч  человек  были  отправлены  в  ссылку  в  Сибирь, несколько  тысяч  семей  были  насильственно  переселены  в  болотистую  местность  с  нездоровым  климатом  с  запретом  переселяться  в  другое  место. Всё  это  вместе  привело  к  тому, что  часть  духоборских  общин  эмигрировали  в  1899  году  в  Канаду, в  провинцию  Саскачеван; эмиграция  духоборов  в  Канаду  продолжалась  до  1930  года, как  в  Саскачеван, так  и  в  Британскую Колумбию. После  распада  СССР  большинство  духоборов  Закавказья  репатриировались  на  историческую  Родину - в  Россию, где  они  поселились  в  Ростовской, Белгородской, Тамбовской, Орловской, Брянской  и  Тульской  областях, и  где  их  в  настоящее  время  насчитывается  около  30  тысяч  человек. В  Грузии  и  Азербайджане  в  общей  сложности  осталось  не  более  1,5 тысяч  духоборов. Больше  всего  духоборов  проживает  в  Канаде, в  провинциях  Британская  Колумбия  и  Саскачеван - более  40  тысяч  человек.
В 1765 году начал свою проповедь Семён Уклеин - однодворец из Тамбовской губернии, являющийся основателем ещё одного течения "духовного христианства" - молоканства, которое его последователи называли "чистым молоком духовным". Для него характерны следующие особенности: ~ признают поклонение Богу только "в духе и истине"; ~ не признают равенство Богу-Отцу - Бога-Сына и Бога-Святого Духа - в божественном достоинстве; ~ считают Библию единственным источником истины, но толкуют и понимают её только в духовно-этическом аллегорически-иносказательном смысле; ~ считают, что воскресение мёртвых будет духовное, а не плотское; ~ все христианские таинства признают и понимают только в духовном смысле; ~ не носят нательных крестов и не признают креста и крестного знамения; ~ не почитают иконы и святых; ~ не соблюдают постов, принятых в православии; ~ не употребляют в пищу свинину, моллюсков и ракообразных, не пьют спиртных напитков и не курят; ~ смыслом жизни человека считают раскрытие заложенного Богом в каждом человеке доброго начала и достижение с его помощью блаженства в земной жизни и спасения в жизни вечной; ~ богослужения молокан состоят из проповеди и пения духовных песнопений. У молокан нет священнослужителей, их роль исполняют "старцы" - руководители общин. Молоканство с самого начала не было однородным - в его составе имеются различные направления, довольно сильно различающиеся между собой: т.н. "мокрые молокане" (практикуют водное крещение, в отличие от всех других молоканских течений, которые признают только "духовное крещение"), прыгуны (практикуют экстатические радения, напоминающие радения хлыстов), "дух-и-жизники" (считают свою священную книгу "Дух и жизнь" третьей частью Библии - "Духовным Заветом", наряду с Ветхим и Новым Заветами), и др.. Первоначально молокане населяли южнорусские губернии - Воронежскую, Тамбовскую, Саратовскую, Астраханскую и др., но после восшествия на престол царя Николая I на молокан начались гонения по тем же причинам, что и гонения на духоборов (из-за отказа молокан приносить присягу царю и служить в российской армии) - были введены запреты на проведение молитвенных собраний молокан, на найм молокан православными и мусульманами для выполнения любых хозяйственных работ, и другие. С 1837 года, после выхода соответствующего царского указа, началось переселение молокан в Закавказье, а также в Ставрополье, в степи Новороссии и в дальневосточное Приамурье; в этих местах молокане основывали свои сёла и осваивали под пашню целинные земли. В начале XX века давление официальных властей на молокан усилилось, поэтому многие молоканские семьи из Закавказья эмигрировали в США, в Канаду, в Чили, часть их после установления советской власти вернулась в Россию. В настоящее время молокане являются самой многочисленной деноминацией "духовных христиан", имея общую численность во всех странах своего проживания примерно около 180 тысяч человек, из которых около 85 тысяч живёт в России, 30 тысяч - в Армении, 20 тысяч в Украине, 15 тысяч в Грузии, 10 тысяч в Азербайджане, 15 тысяч в США, 2 тысячи в Канаде, 2 тысячи в Мексике, 1 тысяча - в Чили.
Таким образом, как мы можем видеть из этого обзора сохранившихся до настоящего времени течений "духовного христианства" - ни одно из них не является родственным древлеправославию (старообрядчеству) ни по каким оценочным критериям - ни по догматике, ни по богослужебной обрядовой практике, ни по организации и обычаям общинной жизни. Единственным обстоятельством, сближающим "духовных христиан" и старообрядцев, является то, что и те, и другие на протяжении длительного времени подвергались преследованиям и гонениям как со стороны государственной власти, так и со стороны официальной православной Церкви в Российской империи, а также то, что российская имперская государственная машина относила и старообрядцев, и "духовных христиан" к категории еретиков и раскольников с соответствующими и для тех, и для других тяжёлыми последствиями.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Помимо статей по теме религиоведения, на нашем канале вы также можете найти статьи и на другие интересные темы, а именно:
~ расы и расообразующие признаки человека:
и др.;
~ лингвистика:
и др.;
~ этнография:
и др.;
~ социология:
и др.;
~ живая и неживая природа:
и другие статьи на нашем канале.
Заходите по ссылкам, читайте и комментируйте!
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!