Найти тему

Кто такие хлысты, духоборы и молокане, и почему их называют "духовными христианами"?

К написанию этой статьи меня подтолкнуло чтение комментариев читателей под моей предыдущей статьёй

о старообрядчестве. Как я понял из этих комментариев, многие люди не очень хорошо себе представляют, почему, например - различные толки беспоповцев относятся к древлеправославию (старообрядчеству), а вроде как имеющие с ними некоторое сходство конфессиональные группы - хлысты, молокане, духоборы - к древлеправославию (старообрядчеству) совсем не имеют отношения, а относятся к т.н. "духовным христианам". Поэтому эта статья - именно о них.

Хлысты
Хлысты

Итак, что же представляют собой "духовные христиане"? Сразу нужно отметить, что "духовные христиане" не являются некоей монолитной группой ни по своему происхождению, ни по своей догматике, ни по своей религиозно-обрядовой практике. Однако все они имеют некоторые общие характерные черты, что и позволяет религиоведам объединять их в классификационную группу "духовных христиан" (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

эти общие черты таковы: А) признание равенства всех людей перед Богом, независимо от каких-либо внешних различий - пола, расы, этнической принадлежности, языка, религии, классовой и/или сословной принадлежности и т.д., из чего следует неприятие всеми группами "духовных христиан" любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, и игнорирование ими любых привилегий любой социальной группы; Б) неприятие насилия в любой форме, из чего следует антимилитаризм и пацифизм в виде принципиального отказа от военной службы; В) простота, т.е. стремление довольствоваться лишь необходимыми для нормальной жизни материальными благами, избегая любой роскоши и излишеств; Г) неприятие любых клятв и/или присяг, как и лжи, и стремление всегда говорить только правду и придерживаться в своей повседневной жизни библейских заповедей; Д) принятие доктрины об откровении Святого Духа (которое выше Священного Писания, являющегося всего лишь видимой декларацией Источника, т.е. Бога - но не самим Источником, коим и является Святой Дух) непосредственно каждому человеку; люди могут воспринять это откровение, потому что у каждого человека внутри есть Свет Христов/Дух Божий; Е) отрицание официальной Церкви, церковной иерархии, священства, храмов, креста, икон, мощей, таинств, в некоторых случаях - и Священного Писания (или же толкование его в полностью аллегорическом ключе), а также общепринятых форм богослужения.

Хлысты  из  Уругвая
Хлысты из Уругвая

Помимо вышеперечисленных общих характеристик, каждое отдельное
течение в рамках "духовного христианства" характеризуется также свойственными именно этому течению специфическими особенностями, о которых я и расскажу ниже. При этом я не буду затрагивать те течения "духовного христианства", которые уже прекратили своё существование в виде отдельной деноминации - т.е. слились с другой конфессией/деноминацией или распались, а расскажу только о живых конфессиях, существующих в той или иной форме до сих пор.

Духоборы
Духоборы

Начнём мы с наиболее старого по времени возникновения течения "духовного христианства" - с хлыстовства. Основателем хлыстовства стал в 1645 году костромской оброчный крестьянин Даниил Филиппович, на которого, по его словам, сошёл сам Господь Саваоф, после чего устами Филипповича дал людям 12 новых заповедей, в числе которых были и такие, которые полностью запрещали употребление спиртных напитков, сквернословие, а также половые сношения, осуществляемые не с целью зачатия детей. Преемником Филипповича стал муромский крестьянин Иван Суслов, который "принял в себя Христа" и сам стал "Христом". Он окружил себя последователями "ближнего круга" - 12-ю "апостолами" и "Богородицей". В дальнейшем сформировалась структура хлыстовства, которая представляла собой ассоциацию независимых общин, живущих автономно. Каждая такая община называлась "кораблём"/"ковчегом" и возглавлялась "Христом/кормчим"; во многих общинах, кроме "Христа/кормчего", имелась также "Богородица/кормщица". Кормчий и кормщица пользовались в общине огромным уважением и почитанием. Все общины духовно подчинялись возглавляющему всех хлыстов "Христу" и коллегии из 12-ти "апостолов" и "Богородицы". Хлысты верили в то, что весь мир делится на духовный и материальный, при этом духовный мир создан Богом, а материальный - сатаной; небес всего семь, и на седьмом небе обитают Бог-Троица, Пресвятая Богородица, все чины ангельские (престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы), а также все святые угодники. Также хлысты верили в воплощения Бога в человеке; это могло быть воплощение Бога-Отца (как в Данииле Филипповиче), или Христа - в Иване Суслове и многих других людях, или Духа Святого, который сходил на очень многих хлыстов; воплощения, как правило, достигаются путём соблюдения продолжительного строгого поста, интенсивной молитвы, творения добрых дел, и т.д.. Аскетизм являлся характерной чертой повседневной жизни хлыстов - они воздерживались от потребления мяса, не употребляли спиртного, не курили, допускали физические межполовые контакты в браке только с целью зачатия детей, а сам брак не считался обязательным для человека, если человек мог воздерживаться от физических контактов с противоположным полом. Хлысты считали рождение в теле в материальном мире наказанием для человеческой души за первородный грех. Богослужения хлыстов происходили по ночам и представляли собой пение духовных песен, многократное коллективное повторение Иисусовой молитвы, и радение (многократное коллективное повторение ритмичных движений - кружений, прыжков, а также самобичевание и т.д.), в результате чего на многих верующих сходил Святой Дух, и они в состоянии экстаза начинали "говорить на иноязыках" и пророчествовать. Хлысты подвергались преследованиям со стороны властей и официальной православной Церкви, поэтому в целях конспирации они периодически посещали богослужения в православных церквях. В XIX в. хлыстовство распалось на несколько течений - от хлыстов в 1840 г. отделилась группа, которая взяла себе название "Старый Израиль"; в 1890 г. образовалось течение "Новый Израиль", которое достаточно сильно реформировало первоначальное вероучение и обрядовую практику хлыстовства. Сами традиционные хлысты уже в начале XIX в. стали именовать себя "постниками" после того, как "Христос" Аввакум Копылов реформировал их аскетическую практику, удлиннив посты и усилив пищевые запреты для верующих. В настоящее время небольшие группы "постников" имеются в Тамбовской и Ростовской областях и в Ставропольском крае, а в г. Сан-Хавьер в Уругвае проживает небольшое количество последователей течения "Новый Израиль" - около 3 тысяч потомков иммигрантов 1913 г. из Российской империи.

Духоборы  в  Канаде
Духоборы в Канаде

Типичный  дом  духоборов  в  Грузии
Типичный дом духоборов в Грузии

Следующим по времени возникновения течением "духовного христианства" является духоборство. Его основателем считается крестьянин из села Никольское Екатеринославской губернии Силуан Колесников, который в 1755 году начал проповедь нового учения, которое быстро распространялось по южным губерниям РИ. Учение духоборов радикально отвергает любые догматические и обрядовые
рамки официального православия:
~ не признают духовенство и монашество и отвергают любую храмовую обрядность, как и сами храмы ("Церковь не в брёвнах, а в рёбрах"; "Человек есть храм Божий"; "Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово"); ~ отвергают все церковные таинства, почитание креста и икон ("Человек есть живая икона"); ~ отрицают первородный грех ("Всяк сам по себе грешен и спасён"); ~ отказались от Библии ("писаного мёртвого слова"), заменив её "Животной книгой" - совокупностью псалмов собственного сочинения, передававшихся в устной традиции вплоть до 1909 года, когда они были изданы в виде отдельной книги духоборческих псалмов; ~ верят в переселение душ ("После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника - в животное"); ~ трактуют Бога как "мировую любовь и премудрость" и "вечное добро"; ~ Бог "пребывает в роде праведных" и воплощается в избранных людях - "живых богах" и "богородицах", которые и возглавляли общины духоборов; ~ считают, что воскресение Христа нужно понимать исключительно в духовном смысле ("Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, воскреснуть и вознестися"); ~ не признают постов в виде физического воздержания от какого-либо вида пищи, но практикуют пост в виде воздержания от злых мыслей, слов и дел; ~ признают исповедь только перед Богом. Духоборы периодически подвергались преследованиям и репрессиям со стороны государства, в основном из-за своего упорства в отказе приносить присягу на верность царю, а также из-за отказа служить в армии и брать в руки оружие; по этой причине в 1837 году царь Николай I издал указ о переселении духоборов из южнорусских губерний в Закавказье, на территории нынешних Грузии, Азербайджана и северо-восточной Турции (Карсская область в то время входила в состав РИ), где духоборы основали в общей сложности около 20-ти деревень. Но и на новом месте злоключения их продолжились - после того, как в 1895 году духоборы нескольких деревень под пение псалмов сожгли всё имевшееся у них оружие и отказались присягать царю Николаю II и идти на воинскую службу, они подверглись очередным репрессиям - несколько десятков человек было убито казаками в ходе подавления беспорядков, несколько сот человек были брошены в тюрьмы и отправлены на каторгу, несколько тысяч человек были отправлены в ссылку в Сибирь, несколько тысяч семей были насильственно переселены в болотистую местность с нездоровым климатом с запретом переселяться в другое место. Всё это вместе привело к тому, что часть духоборских общин эмигрировали в 1899 году в Канаду, в провинцию Саскачеван; эмиграция духоборов в Канаду продолжалась до 1930 года, как в Саскачеван, так и в Британскую Колумбию. После распада СССР большинство духоборов Закавказья репатриировались на историческую Родину - в Россию, где они поселились в Ростовской, Белгородской, Тамбовской, Орловской, Брянской и Тульской областях, и где их в настоящее время насчитывается около 30 тысяч человек. В Грузии и Азербайджане в общей сложности осталось не более 1,5 тысяч духоборов. Больше всего духоборов проживает в Канаде, в провинциях Британская Колумбия и Саскачеван - более 40 тысяч человек.

Духоборы  Грузии (в  "красном  углу"  нет  икон, но  он  украшен  рушниками, как  если  бы  они  там  были; но  для  духоборов  они  там  и  есть, только  "в  духе", т.е.  невидимо)
Духоборы Грузии (в "красном углу" нет икон, но он украшен рушниками, как если бы они там были; но для духоборов они там и есть, только "в духе", т.е. невидимо)

Духоборское  кладбище
Духоборское кладбище

В 1765 году начал свою проповедь Семён Уклеин - однодворец из Тамбовской губернии, являющийся основателем ещё одного течения "духовного христианства" - молоканства, которое его последователи называли "чистым молоком духовным". Для него характерны следующие особенности: ~ признают поклонение Богу только "в духе и истине"; ~ не признают равенство Богу-Отцу - Бога-Сына и Бога-Святого Духа - в божественном достоинстве; ~ считают Библию единственным источником истины, но толкуют и понимают её только в духовно-этическом аллегорически-иносказательном смысле; ~ считают, что воскресение мёртвых будет духовное, а не плотское; ~ все христианские таинства признают и понимают только в духовном смысле; ~ не носят нательных крестов и не признают креста и крестного знамения; ~ не почитают иконы и святых; ~ не соблюдают постов, принятых в православии; ~ не употребляют в пищу свинину, моллюсков и ракообразных, не пьют спиртных напитков и не курят; ~ смыслом жизни человека считают раскрытие заложенного Богом в каждом человеке доброго начала и достижение с его помощью блаженства в земной жизни и спасения в жизни вечной; ~ богослужения молокан состоят из проповеди и пения духовных песнопений. У молокан нет священнослужителей, их роль исполняют "старцы" - руководители общин. Молоканство с самого начала не было однородным - в его составе имеются различные направления, довольно сильно различающиеся между собой: т.н. "мокрые молокане" (практикуют водное крещение, в отличие от всех других молоканских течений, которые признают только "духовное крещение"), прыгуны (практикуют экстатические радения, напоминающие радения хлыстов), "дух-и-жизники" (считают свою священную книгу "Дух и жизнь" третьей частью Библии - "Духовным Заветом", наряду с Ветхим и Новым Заветами), и др.. Первоначально молокане населяли южнорусские губернии - Воронежскую, Тамбовскую, Саратовскую, Астраханскую и др., но после восшествия на престол царя Николая I на молокан начались гонения по тем же причинам, что и гонения на духоборов (из-за отказа молокан приносить присягу царю и служить в российской армии) - были введены запреты на проведение молитвенных собраний молокан, на найм молокан православными и мусульманами для выполнения любых хозяйственных работ, и другие. С 1837 года, после выхода соответствующего царского указа, началось переселение молокан в Закавказье, а также в Ставрополье, в степи Новороссии и в дальневосточное Приамурье; в этих местах молокане основывали свои сёла и осваивали под пашню целинные земли. В начале XX века давление официальных властей на молокан усилилось, поэтому многие молоканские семьи из Закавказья эмигрировали в США, в Канаду, в Чили, часть их после установления советской власти вернулась в Россию. В настоящее время молокане являются самой многочисленной деноминацией "духовных христиан", имея общую численность во всех странах своего проживания примерно около 180 тысяч человек, из которых около 85 тысяч живёт в России, 30 тысяч - в Армении, 20 тысяч в Украине, 15 тысяч в Грузии, 10 тысяч в Азербайджане, 15 тысяч в США, 2 тысячи в Канаде, 2 тысячи в Мексике, 1 тысяча - в Чили.

Молокане  Ставрополья
Молокане Ставрополья

Молоканские  девушки  Ставрополья
Молоканские девушки Ставрополья

Таким образом, как мы можем видеть из этого обзора сохранившихся до настоящего времени течений "духовного христианства" - ни одно из них не является родственным древлеправославию (старообрядчеству) ни по каким оценочным критериям - ни по догматике, ни по богослужебной обрядовой практике, ни по организации и обычаям общинной жизни. Единственным обстоятельством, сближающим "духовных христиан" и старообрядцев, является то, что и те, и другие на протяжении длительного времени подвергались преследованиям и гонениям как со стороны государственной власти, так и со стороны официальной православной Церкви в Российской империи, а также то, что российская имперская государственная машина относила и старообрядцев, и "духовных христиан" к категории еретиков и раскольников с соответствующими и для тех, и для других тяжёлыми последствиями.

Молокане-новобрачные  из  Австралии
Молокане-новобрачные из Австралии

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Помимо статей по теме религиоведения, на нашем канале вы также можете найти статьи и на другие интересные темы, а именно:

~ расы и расообразующие признаки человека:

и др.;

~ лингвистика:

и др.;

~ этнография:

и др.;

~ социология:

и др.;

~ живая и неживая природа:

и др.;

Заходите по ссылкам, читайте и комментируйте!

Желаем вам приятного и познавательного чтения!