Найти в Дзене

В Москве укоротили 7 линий метро: пассажиры остались без привычных маршрутов

Линии столичной подземки не только регулярно удлиняют, но и периодически укорачивают. Сегодня обсудим подземные маршруты, которые стали короче уже после открытия и поговорим о том, зачем их вообще построили.

На укороченной Замоскворецкой линии. Раньше от "Маяковской" до "Каховской" можно было добраться без пересадки. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
На укороченной Замоскворецкой линии. Раньше от "Маяковской" до "Каховской" можно было добраться без пересадки. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Замоскворецкая линия

В 1969 году открылся участок линии от станции "Автозаводская" до "Каховской", а в 1984-1985 году на юге линии появилось продление в Орехово-Борисово. Поэтому было организовано вилочное движение: часть поездов шли, как и раньше, до "Каховской", а другие до "Красногвардейской". Соотношение составляло 2:1, поскольку новая трасса оказалась более напряженной. В 1995 году станции "Варшавская" и "Каховская" отрезали от основной линии, из них сделали новую самую короткую на тот момент Каховскую линию - с пересадкой на "Каширской" на Змоскворецкую линии. В дальнейшем этот участок вошел в состав Большой Кольцевой линии.

Филевская линия

В 1965 году преимущественно наземную трассу продлили от "Пионерской" до "Молодежной", перегон также включал "Кунцевскую", а в 1989 году на линии появилась новая подземная конечная - "Крылатское". Однако в 2008 году линию урезали на две станции. "Молодежная" и "Крылатское" отошли Арбатско-Покровской линии. Дело в том, что в начале 2000-х годов было принято решение проводить подземную трассу параллельно наземной Филевской линии на западе столицы. Это было связано с ограниченной пропускной способностью Филевской линии, построенной в годы хрущевской экономии на метро. Платформы были рассчитаны максимум на 6 вагонов, а для нормально работы магистрали требовалось минимум 8. Существовали планы вообще закрыть Филевскую линию, но по просьбам жителей прилегающих к ней районов, все же сохранили в урезанном варианте.

На Филёвской линии. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
На Филёвской линии. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Арбатско-Покровская линия

После нынешней станции "Партизанская" на Арбатско-Покровской линии с 1954 по 1961 год существовал перегон к наземной станции "Первомайская", которая стала первой наземной станцией в Москве и в СССР в целом.

Раньше со станции "Партизанская" можно было уехать на наземную станцию "Первомайская" Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Раньше со станции "Партизанская" можно было уехать на наземную станцию "Первомайская" Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Однако этот участок линии и станцию решили закрыть и пустить линию по другому маршруту.

Так выглядела наземная "Первомайская"
Так выглядела наземная "Первомайская"

Станция и по сей день находится на территории депо "Измайлово", что теперь происходит на бывшей пассажирской платформе можно узнать здесь:

Калужско-Рижская линия

С 1964 по 1974 гг. на орнжевой ветке метро после станции "Новые Черемушки" действовал перегон с выходом на поверхность и наземной станцией "Калужская". Как и в случае с "Первомайской", станция находилась на территории депо. Когда же подземную линию продлили дальше под Профсоюзной улицей, перегон и станция были закрыты для движения с пассажирами, хотя пути по-прежнему используются поездами, следующими в депо.

Ныне закрытая "Калужская". Газетная вырезка, 1964 г.
Ныне закрытая "Калужская". Газетная вырезка, 1964 г.

Некрасовская линия

Сейчас на Некрасовской ветке всего 8 станций. Между тем в период с 2020 по 2023 годы их на линии было 11. После "Нижегородской" поезда следовали до "Авиамоторной", "Лефортово" и "Электрозаводской", затем линию укоротили. Все дело в том, что эта схема изначально была временной до окончания строительства Большой Кольцевой линии. После того, как она была замкнута, перечисленные станции отошли кольцу.

На Некрасовской линии. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
На Некрасовской линии. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Солнцевская линия

Желтая ветка метро с запада сейчас упирается в станцию "Деловой центр" в Москва сити. Ее укоротили в 2020 году. До этого, начиная с 2018 года, поезда после "Парка Победы" направлялись к станции "Шелепиха" и далее доходили до "Савёловской" вместе с поездами БКЛ. Все это происходило в рамках запуска полноценного движения по Большой Кольцевой линии. Считается, что от укорачивания желтой ветки никто не пострадал. Однако жители юго-запада Москвы жаловались, что из-за сокращения линии они потеряли прямые и удобные пересадки на такие популярные ветки как Замоскворецкая и Таганско-Краснопресненская.

Раньше поезда Солнцевской линии проходили через станцию "ЦСКА". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Раньше поезда Солнцевской линии проходили через станцию "ЦСКА". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Большая Кольцевая линия

Открытие Большой кольцевой линии метро началось с участка "Деловой центр" - "Петровский парк", который также включал станции "Шелепиха", "Хорошёвская" и "Спартак". Однако после того как кольцо полностью замкнулось, в 2024 году станции "Деловой центр" и "Шелепиха" были закрыты. Почему это произошло и что дальше ждет закрытые станции - подробности здесь:

А в столице Урала всего одна линия метро, зато глубокая и там есть станция-призрак. Причем, в центре города. Как так получилось? Ответ здесь:

Как роскошь превратилась в фантом: станция-призрак в метро Екатеринбурга
Александр Жестков. Коллекция впечатлений
16 июня 2023

А на вашей жизни отразилось укорачивание линий московского метро?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel