Найти в Дзене

5 станций-призраков в метро в России: как они появились и что их ждет дальше

Оглавление

Станции-призраки есть не только в метро Москвы и Санкт-Петербурга. Недостроенные или выведенные из эксплуатации метровокзалы появились в разных городах по разным причинам. Где-то от завершения строительства отказывались из экономии или изменения пассажиропотоков, где-то закрывали уже действующие станции из-за корректировки трассировки линий и открытия новых станций поблизости. Сегодня раскроем тайны появления станций-призраков и расскажем о том, что ждет эти необычные объекты.

Станции-призраки есть во многих метрополитенах
Станции-призраки есть во многих метрополитенах

1. Москва, станция "Советская"

До 1979 года на второй линии Московского метро (тогда она называлась Горьковско-Замосковрецкой, а сейчас просто Замоскворецкой) был удивительно длинный перегон: после станции "Площадь Свердлова" сразу следовала "Маяковская". И это непосредственно под главной улицей города. Остановку под Пушкинской площадью возвели на уже действующей линии только через 40 лет - при позднем Леониде Ильиче. И это не случайно.

Длинный перегон между "Пл. Свердлова" и "Маяковской" существовал более 40 лет: с 1938 по 1979 год
Длинный перегон между "Пл. Свердлова" и "Маяковской" существовал более 40 лет: с 1938 по 1979 год

Такой длинный перегон в центре города получился потому, что изначально на нем планировалось построить станцию "Советская" - под Советской площадью. Сейчас она называется Тверской и находится перед мэрией Москвы. В советское время здесь находился Моссовет. Вот как выглядел проект будущей станции.

Проект станции "Советская площадь", 1927 г
Проект станции "Советская площадь", 1927 г

Однако в 1934 году станцию "Советская" было решено исключить из состава второй линии Московского метро, а ее конструкции были использованы для строительство подземных объектов гражданской обороны. Некоторые пассажиры подземки уверяют, что когда поезд идет от "Тверской" до "Театральной", если внимательно присмотреться в окно, можно увидеть фрагменты конструкций станции-призрака. В последние годы в Москве достроили некоторые законсервированные и перспективные станции, например, "Спартак" (изначально "Волоколамская"), но о возведении станции под Тверской площадью, несмотря на оживленность места, речи не идет.

2. Москва, станция "Первомайская"

Сегодня в московском метро есть подземная станция "Первомайская". Это уже вторая станция с таким названием. Первая "Первомайская" была наземной. Ее открыли в 1954 году в этом же районе на территории метродепо "Измайловское". Более того, это первая наземная станция в Москве и соответственно в СССР.

Вестибюль наземной станции "Первомайская" в 1950-е. Фото: pastvu.com
Вестибюль наземной станции "Первомайская" в 1950-е. Фото: pastvu.com

Станция была щедро украшена лепниной, мрамором, под потолком повесили целый ряд парадных люстр. Кстати, ее оформление могло быть еще богаче, но из-за смерти Сталина, которая произошла годом ранее, от некоторых элементов отказались.

Платформа станции "Первомайская", 1950-е. Фото: pastvu.com
Платформа станции "Первомайская", 1950-е. Фото: pastvu.com

Станция проработала совсем недолго. Ее закрыли через 7 лет - в 1961 году. Арбатско-покровская линия была продлена в другую сторону. Поблизости к депо появилась наземная станция "Измайловская", а дальше метро опять ушло под землю - построили новую (уже подземную) "Первомайскую" и "Щелковскую".

А бывшая уникальная станция стала использоваться для нужд депо. Платформу снесли, станционный зал превратился в корпус для отстоя и ремонта поездов.

Так сейчас выглядит бывшая станция "Первомайская". Фото: pastvu.com
Так сейчас выглядит бывшая станция "Первомайская". Фото: pastvu.com

Вестибюль стал актовым залом для сотрудников депо.

Зрительный зал - раньше здесь был вестибюль станции "Первомайская" Фото: pastvu.com
Зрительный зал - раньше здесь был вестибюль станции "Первомайская" Фото: pastvu.com

Павильон, через который пассажиры попадали на станцию до сих пор узнаваем.

Павильон станции "Первомайская! в наши дни. Фото: pastvu.com
Павильон станции "Первомайская! в наши дни. Фото: pastvu.com

Планов по реанимации наземной "Первомайской" нет, считается, что действующие поблизости станции закрывают потребности жителей района в метро.

3. Санкт-Петербург, станция "Дачное"

Станция "Дачное" была первой наземной станцией метро в городе на Неве и функционировала 11 лет с 1966 по 1977 год. Она являлась южной конечной первой линии метрополитена.

-9

Платформа успела запомниться не только жителям Ленинграда. Она стала одной из самых кинематографичных станций метро в стране. "Дачное" узнаваемо в художественных фильмах «Его звали Роберт», «Происшествие, которого никто не заметил», «Шаг навстречу», «Цвет белого снега».

Станция "Дачное" запомнилась многочисленными появлениями в кино
Станция "Дачное" запомнилась многочисленными появлениями в кино

Кино-станцию закрыли 5 октября 1977 года - в день пуска станций "Ленинский проспект" и «Проспект Ветеранов». Линия метро ушла в другую сторону. А помещения станциии "Дачное" отдали под нужды ГАИ. Здесь и сейчас работают инспекторы.

Остатки станции "Дачное" в Санкт-Петербурге
Остатки станции "Дачное" в Санкт-Петербурге

Планов по возрождению "Дачного" нет.

4. Новосибирск, станция "Спортивная"

Наземная станция "Спортивная" должна была быть построена в составе первой линии Новосибирского метрополитена еще в 1986 году. Однако за несколько лет до пуска от станции отказались в целях экономии. Кроме того, на ней ожидался минимальный пассажиропоток. "Спортивная" планировалась на левом берегу Оби в зоне отдыха - после знаменитого Новосибирского метромоста. В советское время здесь было запланировано строительство спортивных сооружений, однако в 1980-е оно даже не началось.

Одна из первых схем Новосибирского метро  -  до открытия
Одна из первых схем Новосибирского метро - до открытия

На современной официальной схеме "Спортивной" нет вообще, однако в действительности станция есть. Ее все же построили несколько лет назад.

Официальная схема Новосибирского метрополитена
Официальная схема Новосибирского метрополитена

В 2019 году на левом берегу Оби началось строительство Сибирь-арены. После этого власти приняли решение вернуться к возведению "Спортивной". За несколько лет на действующей линии станция была построена. С 2021 года к ней подведен городской транспорт, остановка так и называется "Метро "Спортивная", однако станцию в строй так и не ввели.

Как пишут СМИ, все дело в швейцарских эскалаторах, установленных на станции. Из-за санкций они так и не заработали.

Швейцарские эскалаторы на неработающей станции "Спортивная" в Новосибирске. Фото vn.ru
Швейцарские эскалаторы на неработающей станции "Спортивная" в Новосибирске. Фото vn.ru
Станцию "Спортивная" в Новосибирске поезда проходят без остановки
Станцию "Спортивная" в Новосибирске поезда проходят без остановки

Наверное, когда-нибудь "Спортивная" все-таки откроется.

UPD. Спустя четыре года станция все-таки открылась для пассажиров. Подробности здесь.

5. Екатеринбург, станция "Бажовская"

Станция метро "Бажовская" должна была появиться в Свердловске еще в начале 1990-х годов в составе второй очереди первой линии метро.

Фрагмент официальной "вагонной" схемы екатеринбургского метро в 2005 г. Здесь "Бажовская" указана как строящаяся станция. Из книги "Наше дорогое метро"
Фрагмент официальной "вагонной" схемы екатеринбургского метро в 2005 г. Здесь "Бажовская" указана как строящаяся станция. Из книги "Наше дорогое метро"

Станция глубокого заложения расположена в центральной части города около дома-музея Павла Бажова, который прославил Урал своими сказами о Хозяйке Медной горы, каменном цветке, Даниле-мастере и др. Планировалось, что это будет "самая уральская" станция в городе с дорогущей отделкой из малахита и других уральских самоцветов.

Проект станции "Бажовская" в Екатеринбурге. ГАСО. Из книги "Наше дорогое метро"
Проект станции "Бажовская" в Екатеринбурге. ГАСО. Из книги "Наше дорогое метро"

Однако строительство первой линии последнего метро в СССР затянулось более чем на 20 лет. К тому моменту, когда дошли до "Бажовской", в метро остро нуждался новый район Ботанический, выросший на юге города. В итоге власти Екатеринбурга в 2000-е приняли решение отказаться от строительства "Бажовской" ради того, чтобы удлинить первую линию на еще один перегон до "Ботанической". Так и было сделано.

К счастью, оставили задел на будущее, чтобы в перспективе станцию можно было достроить. Сейчас такая возможность остается. Тоннели в районе станции построены прямые и более широкого диаметра – 9 метров вместо стандартных 6. В окнах метропоезда, когда он проезжает мимо недостроенной станции, действительно меняется картинка, и пассажиры видят силуэт одного из станционных залов. Кстати, проекты строительства "Бажовской" на уже действующей линии по-прежнему существуют. По одному из них ее даже могут сделать пересадочной.

"Бажовская" - станция-призрак в екатеринбургском метро. Фото из книги "Наше дорогое метро"
"Бажовская" - станция-призрак в екатеринбургском метро. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Поразительные факты о последнем метрополитене, открытом в СССР, и других подземках России и мира ждут вас здесь:

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений
3 июля 2023

Спасибо за внимание!

А как вы считаете, нужно ли сегодня возвращать к жизни (или достраивать) эти станции метро в Москве, Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге?

Поделитесь, в комментариях!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также удобно читать в моём телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel