Найти тему

В Москве навсегда закрывают одну линию метро: почему ее не жалко

Закрытие линии метрополитена - событие неординарное. За всю историю столичной подземки это единичные случаи. В последствии некоторые выведенные из эксплуатации станции и перегоны даже вернули к жизни. Метро, как известно, самый дорогой с точки зрения строительства вид транспорта. К тому же в этот раз речь идет о закрытии линии, построенной относительно недавно. Так зачем ее вообще строили? Почему закрывают? И главное - правда ли, что горожанам и гостям столицы закрытие целой линии метро не доставит неудобств?

Какую линию метро закрывают навсегда

Закрывают линию 11А, соединяющую Москва сити и Савеловский вокзал. На схемах подземки она обозначена бирюзовым цветом - также как и Большая кольцевая линия.

Новый поворот. Что он нам несет? Фото из книги "Наше дорогое метро"
Новый поворот. Что он нам несет? Фото из книги "Наше дорогое метро"

В настоящий момент поезда следуют по следующему маршруту: "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошёвская", "ЦСКА", "Петровский парк", "Савёловская".

Линия 11А обозначена на схемах бирюзовым цветом
Линия 11А обозначена на схемах бирюзовым цветом

Когда и зачем ее построили

Движение на линии открылось всего несколько лет назад - в феврале 2018 года. Первый пусковой участок соединил станции "Деловой центр" и "Петровский парк". Уже в декабре того же года линию продлили еще на один перегон - до "Савёловской".

С пуском этого участка началось строительство и развитие Большой кольцевой линии (11), однако кольцо прошло не через все ранее построенные станции и со временем линия, названная 11 А, превратилась в аппендикс - ответвление от Большого кольца.

Когда его открывали, говорили что, трасса выполняет очень важную роль: связывает деловой центр Москва сити с активно развивающимся районом на месте Ходынского поля, а также дает возможность для работников сити сделать пересадки на другие линии метро, минуя центр (Замоскворецкую и Таганско-Краснопресненскую).

Станция "ЦСКА". Сейчас через нее проходят две линии: 11 и 11А. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "ЦСКА". Сейчас через нее проходят две линии: 11 и 11А. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Когда движение прекратится

Изначально планировалось закрыть линию в 2023 году. Однако этого не произошло. Согласно последней информации из официальных источников, закрытие линии 11А должно произойти 22 июня 2024 года.

Это не значит, что физически закроются все станции. "Савёловская", "Петровский парк", "ЦСКА" и "Хорошёвская" будут продолжать эксплуатироваться как часть линии 11.

Для пассажиров не планируют организовывать компенсационные маршруты
Для пассажиров не планируют организовывать компенсационные маршруты

Полностью закроются для пассажиров станции "Шелепиха" и "Деловой центр". Согласно официальной статистике, во втором квартале 2023 года ежедневный пассажиропоток станции "Шелепиха" составлял 20 тыс. человек, а через станцию "Деловой центр" линии 11А проходило 29 тыс. пассажиров каждый день. Это сопоставимо с загрузкой таких станций подземки как "Рижская", "Достоевская", "Верхние Лихоборы". Это не супермного, но и назвать закрывающиеся станции пустынными никак нельзя.

Никаких компенсационных автобусных маршрутов вместо закрытой линии вводить не планируется (по информации на сегодняшний день).

Считается, что участок от "Делового центра" до "Хорошёвской" достаточно обслуживается другими линиями - МЦК и МЦД.

Кроме того, обещают, что пассажирам других линий подземки станет даже лучше от закрытия линии 11А. В первую очередь речь о Большой кольцевой линии. Прекращение движения по 11А позволит сократить интервал между поездами на БКЛ. Сейчас часть слотов на кольце занимают поезда, следующие в этот "аппендикс", а после его закрытия составы будут ходить чаще по всему кругу.

Что дальше?

Для чего все это делается? Ради метро на Рублевке. Это не шутка. Линию 11А закрывают из-за строительства новой Рублево-Архангельской линии метро, которая свяжет район знаменитых загородных поместий с Москва сити. Непосредственно в знаменитые Жуковку и Барвиху подземка не придет, но появится станция "Ильинская" - на соседнем шоссе. Местные элитные поселки являются продолжением рублевского ареала на другом берегу Москвы-реки.

Предварительный проект строительства Рублево-Архангельской линии. Сейчас первый пусковой участок изменен: от "Делового центра" до "Бульвара Карбышева"
Предварительный проект строительства Рублево-Архангельской линии. Сейчас первый пусковой участок изменен: от "Делового центра" до "Бульвара Карбышева"

Две закрытые станции линии 11А, как обещают, "не пропадут". После строительства Рублево-Архангельской линии они войдут в ее состав. Открыть движение поездов от "Делового центра" до "Бульвара Карбышева" (первый пусковой участок новой линии) планируется в 2026 году. Далее трассу продлят до станции "Липовая роща" и в конце концов - до станции "Ильинская".

Ну а ныне действующий перегон между станциями "Шелепиха" и "Хорошёвская" планируется навсегда закрыть для пассажирских перевозок. За ним останется лишь функция соединительной ветки между линиями метро.

А в Нью-Йорке закрытую станцию метро превратили в музей подземки. Репортаж из него, а также истории закрытых линий, станций-призраков и секреты последнего метрополитена СССР - Свердловского (ныне - Екатеринбургского), а также подземных магистралей Москвы, Петербурга, Лондона, Пекина, Мехико и других городов в моей книге "Наше дорогое метро". Это подарочное издание для всех кто любит метро, архитектуру, историю и интересуется урбанистикой и путешествиями.

А что вы думаете о закрытии линии 11А?

Поделитесь, в комментариях!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel