Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Каспийская диета. Плов как национальное достояние

Многие годы мы пишем о плове, но все равно не исчерпали тему, да это и невозможно – без плова никуда! Для азербайджанцев плов – как для итальянцев паста. Он существует в бесконечном разнообразии вариантов, у двух хозяек не получится двух одинаковых, его едят каждый день (и он не надоедает), это национальное достояние.

Решив сделать дайджест из всевозможных рецептов азербайджанского плова, мы с удивлением обнаружили, что в формате журнала это невыполнимая задача. Слишком много у блюда вариаций, настолько разнообразных, что с трудом верится: и это парадное блюдо с множеством ингредиентов, и вот этот, казалось бы, простой отваренный рис – разновидности плова.

Если очень упростить, все разнообразие можно свести к трем форматам. На вершине – пловы-события, такие как шах-плов и плов в тыкве: их готовят к большому столу по особым случаям, на свадьбы и дни рождения. Вторая самостоятельная глава – сытные пловы с бобовыми: фасолью, нутом и чечевицей. И наконец, на юге страны пловом называют чистый рис с небольшим количеством специй, к которому отдельно подают разнообразные гарниры. Именно о таких пловах пойдет сегодня речь.

«…Когда мне было 12 лет, решила доказать своей семье, что я совершенно взрослый самостоятельный человек. Вернувшись из школы, приготовила для всех плов, а к нему поджарку. Это была настоящая туршу говурма, которую у нас в доме очень любили, приготовленная без отступлений от рецепта: с бараниной, алычой, курагой, каштанами. Да, не все в тот раз прошло гладко, рис получился суховатым – умение чувствовать его полуготовность и правильно дозировать топленое масло с шафрановым настоем пришло с опытом. Но я помню, как удивлены были тогда сестры и мама и каким гордым выглядел папа», – рассказывает свою историю Фатьма Ганиева, у которой мы гостим в Лянкяране. Ее руки тем временем делают хорошо знакомую работу: откидывают замоченный с ночи и полуотваренный рис на дуршлаг, промазывают дно казана топленым маслом, взбивают яйцо с йогуртом, вмешивают в будущий газмах пригоршню риса, утрамбовывают его на дне, сверху конусом высыпают рис, проделывают несколько дырочек (чтобы пар проходил), и наконец, закрывают крышкой, обмотав ее предварительно свежим вафельным полотенцем.

«Ну вот, – Фатьма ханым вытирает влажные руки о передник и улыбается. – Дальше плов сам будет готовиться».

-2

На юге Азербайджана в глазах у людей, как говорил Тонино Гуэрра, солнечная печаль, а на тарелке рис. Этнографические исследования в этих краях подтвердили, что плов, как и другие рисовые блюда, еще много веков назад был частью ежедневного меню в богатых домах. Искусство приготовления идеального риса сорта «хан дюйю» – длиннозерного, рассыпчатого, рисинка к рисинке, мягкого снаружи и сохраняющего правильную твердость «на зубок» – у хозяек здесь в кончиках пальцев. Эти кулинарные секреты невозможно прочитать в книгах, их можно только подсмотреть: например, как в воду, в которой полуотваривается рис, Фатьма ханым добавляет ложку йогурта (рассказывает, что ее свояченица вообще варит рис в йогуртовой сыворотке – это улучшает вкус) или как приправляет его джире-дуз – солью, растертой с зирой и сумахом. И хотя собственно плов-блюдо всегда складывается из двух половинок – риса и гарнира, в этих краях их подают отдельно, не перемешивая, как обычно в Средней Азии.

-3

Разнообразие таких отдельных гарниров с приправами – отдельный том в азербайджанской кухне. От условно простых, повседневных (шуюдлю-плов с укропом, кялям-плов с капустой, албалы-плов с вишней, зириндж-плов с барбарисом, аришта-плов с домашней лапшой) до многосложных фисинджана (тефтели из баранины в густом ореховом соусе), тахджина (курица, миндаль, фисташки), парча дешемя (баранина, кишмиш, курага, хурма, каштаны).

Огромный диапазон этих вариаций снова вызывает аналогию с пастой, к которой итальянцы с головокружительной легкостью умеют придумать соус «из ничего», точнее, из того, что нашлось в холодильнике. Но если у тех найдутся оливки, каперсы, чеснок, пикантный перчик, оливковое масло, дорада или тунец, то у азербайджанцев совсем другой набор.

-4

Золотая курага и с десяток сортов слив разных оттенков кислотности (зимой они спрессованы в чистый концентрат – плоские лепешки лавашаны), уксус из незрелого винограда абгора и гранатовый соус наршараб, сушеные ягоды барбариса, семена пажитника, сарыкек, шафран, фисташки, жирная баранина, вместо растительного масла – всегда и без меры – топленое сливочное. Каспийская диета почти ни в чем не пересекается со знаменитой средиземноморской: она держится на очень вкусных, но тяжелых и жирных продуктах, так что именно в рисе ее спасение. Рис – это углеводы, основа рациона. Углеводы, говорят диетологи, это карбюратор нашего тела: они «заводят мотор», дают энергию клеткам и мозгу.

Многие верят, что мы толстеем по вине углеводов, но это не совсем верно. Главный фактор здесь – скорость, с которой организм перерабатывает получаемые углеводы, иными словами, высокий или низкий гликемический индекс. Рис, особенно нерафинированный, относится к сложным углеводам и имеет низкий гликемический индекс. Это значит, что он усваивается медленно и помогает организму расщеплять жиры и получать максимум питательных элементов из тех продуктов, что идут с ним в комплекте, будь то баранина, грецкие орехи с сухофруктами или топленое масло.

Варианты гара (гарниров к плову): джуджа (цыпленок, барбарис, лук, яйцо), сябзи (баранина, зелень, щавель, лук), гийме (баранина, кишмиш, курага, каштаны), чыгыртма из овощей (баклажан, помидор, болгарский перец, чеснок), туршу говурма (баранина, каштаны, курага, альбухара), фисинджан из индейки (индейка, лук, орехи)
Варианты гара (гарниров к плову): джуджа (цыпленок, барбарис, лук, яйцо), сябзи (баранина, зелень, щавель, лук), гийме (баранина, кишмиш, курага, каштаны), чыгыртма из овощей (баклажан, помидор, болгарский перец, чеснок), туршу говурма (баранина, каштаны, курага, альбухара), фисинджан из индейки (индейка, лук, орехи)

…Фатьма ханым приносит показать тяжелый, до блеска начищенный и явно хорошо поживший медный казан. С любовью поглаживает его по боку: «Остался от бабушки. Жаль, на плиту его нельзя поставить – видите, какое дно? В нем можно только на огне готовить, во дворе, а мы это редко теперь делаем. Бабушка говорила, что этот казан бездонный: в нем на всю семью приготовишь плов, да еще на гостей останется».

Знала ли ее бабушка строки из стихотворения Гасыма бек Закира: «Сколько бы ни съел гость плова – его у меня вдоволь»? Или это поэт, как иногда бывает, сумел отразить весь мир в капле росы?

Читайте еще:

Ужин, который греет: голень ягненка с «горячими» приправами

Текст: Елена Голованова

Фото: Дмитрий Лившиц

https://baku-media.ru

Плов
352,3 тыс интересуются