У каждого мастера есть детище, которым он гордится всегда и везде. И пусть для некоторых это детище совершенно неказистое, корявое и даже совсем не красивое, но для мастера - это лучшее, что он создал.
Все прекрасно знают имя Луиса Тиффани, да, да, да, того самого, который изобрёл паяный витраж и знаменит, в первую очередь, своими витражными лампами. Лампа Тиффани - это бренд, которого поискать, за ними охотятся все коллекционеры, за них готовы отдать последние деньги и ценник на них может доходить до совершенно нескромных 3.250 тысяч долларов (да, это 3.250.000 баксов).
Но только настоящие коллекционеры, истинные любители стекла знают, что любовью Луиса Тиффани были не сами витражи, не лампы, а стекло, вполне определённое стекло, которое он считал своим высшим достижением.
Это так называемое стекло "фавриль" (favrile), в России оно известно под названием "черепашье" или "черепаховое" стекло. Дело в том, что до начала пайки своих витражей, Тиффани плотно занимался изобретением стекла. В общей сложности на его фабрике было выплавлено более 5500 расцветок художественного стекла.
Но только Фавриль было единственным любимым детищем маэстро, которым он гордился. Стекло было получено Тиффани совершенно случайно, во время варки очередной партии стекла мастера плеснули на раскалённый лист стекла водой, в которой были растворены соли металлов, для окрашивания стекла в массе.
На удивление, лист не лопнул, а после остывания те места, которые соприкасались с водой приобрели матовый с переливами блеск. О том, как дорожил своим детищем Тиффани говорит тот факт, что в 1893 году на Всемирную выставку в Колумбии был взят не витраж, не лампы, а всего лишь пара ваз и бокалов из стекла Фавриль.
Причём сделано это было до регистрации изобретения, то есть с риском, что идею и в общем-то простую технологию могут подрезать конкуренты.
Как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанское!
Изделия из этого стекла так поразили жюри, что оно практически единогласно впало в осадок и наградило мастера золотой медалью выставки. И с 1894 года Тиффани на своём заводе начал штамповать вазы из своего матово-переливчатого стекла в невиданных масштабах.
Сами вазы были отнюдь не эталоном красоты и выверенных линий, Тиффани больше интересовался игрой света и цвета, чем правильностью линий. Поэтому изделия частенько были кривые до ужаса.
Но он художник, он так видел...
Значительное количество ваз было отправлено им в Россию. Вазами из черепашьего стекла любовались члены царской семьи, соответственно, все знатные сановники, купцы, весь свет русского императорского двора с удовольствием покупали их через совместные закупки из дальнего заокеанья.
В 1917 году веселье закончилось, в том числе и с вазами. В смутные времена революции и гражданской войны многие вазы были просто разбиты, некоторые (и это доказанный факт) пользовались рабоче-крестьянской армией в качестве ночных горшков.
Пролетариат не оценил дизайнерской моды на Krivo-Koso, хотя оно выглядело Doroho-Bogato.
Но всё-таки многие вазы и бокалы уцелели и разошлись по новым хозяевам. Некоторые пылились на полках, и даже в чуланах, некоторые стояли в качестве ваз в новопролетарских санаториях и крымских пансионатах. Что и немудрено, так как дворцы были как раз таки в них и перепрофилированы.
Так что если у вас на полке, в чулане, на антресолях завалялась корявая, переливающаяся ваза, посмотрите на её донышко. Если там есть три не менее корявые буквы L.C.T. и иногда добавлено Favrile, то можете собирать чемоданы и ехать прямиком в London.
На аукционе Сотбис вас ждёт инфаркт микарда от количества нулей в переводе на наши деревянные. Вазы фавриль от Тиффани, конечно, не так ценятся, как его прославленные лампы, но свои законные 25-70 тысяч фунтов получить можно.
В среднем в России находится от 3 до 7 ваз фавриль в год. Причём, как правило, не в Москвах и Питерах (там уже давно всё вывезли), а именно в глубинке.
Чем не повод перетряхнуть антресоли?