Помню, несколько лет назад был эпизод: подаю кофе Александру Юрьевичу, постоянному гостю, и он говорит, дескать, как же приятно рәхәтләнеп выпить капучино в приличном заведении, где по-прежнему используют нормальные человеческие чашки.
- А видел, как кофе подают в этом? на Университетской? Кусок доски.
Это он про одну весьма популярную в гастрономической столице России кофейню, что первыми в городе стали подавать чашку кофе и стакан воды на толстом бруске обработанного дерева, такой своего рода «поднос» неправильной формы.
- Песец, тля. Скоро будем как эти. В каменном веке. С камней есть будем вместо тарелок.
Я смотрю на нашу посуду - пока что в ходу более или менее классическая, «нормальная». Не расписная, конечно, как в стихотворении мастеровитого поэта:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,–
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Нет, просто белая, не чёрная и не в крапинку, как станет принято через пару-тройку лет, но на столах уже нет скатертей, что считалось бы недопустимым в приличные времена, всего несколько десятков лет тому, когда официантов учили ставить тарелку на стол бесшумно, в то время как потом стало считаться, что звук поставленной на стол тарелки очень нравится гостям, ведь сигнализирует о начале трапезы, под это дело подвели целую философию.
И вот я на днях узнаю, что некая выпускница нидерландской Академии дизайна (Тереза Бергер, если кому-то необходимо знать имя) создала серию экспериментальной посуды Beyond Taste, что призвана вроде как улучшить еду.
Точнее, проект исследует взаимодействие еды с дизайном: как различные формы, цвета, фактуры и другие сенсорные стимулы могут влиять на наш опыт поедания пищи.
Ниже - 5 наиболее понравившихся мне вариантов, вся серия чуть шире:
1. Landscape Plate.
Создаёт, как сказано, "игривую сцену для различных блюд", а идея его создания навеяна мягким холмистым зеленым пейзажем.
Я вижу здесь желток, пеканы, песто, соль и перемолотые семена льна. А вы?
2. Organic Motion
Тарелка подыгрывает итальянскому (и не только) ритуалу «fare la scarpetta», когда ломтиком хлеба с тарелки собирают остатки слишком вкусной еды.
3. Caviar Bowl
Поверхность миски напоминает структуру икры, чечевицы или бобов, поэтому позволяет на ощупь познакомиться с этими блюдами, в которые не принято лазить руками.
Ну, у кого не принято, а у кого совесть позволяет не только в чечевицу руками, но замечательное кофе капучино с корицей погорячее пить, так что это дело такое.
4. Sedbed Plate
Эта тарелка напоминает морское дно и поощряет смело есть из неё пальцами, чтобы ощутить шероховатую «каменную» поверхность.
А прав был Александр Юрьевич-то, скоро и вправду с камней есть будем. И ведь шиком будет считаться, чёрт побери, никуда не денешься, чем ближе к животным - тем оно понтовее, продвинутее, современнее.
5. Sound Donut
Пожалуй, музыкальный пончик — самая интересная модель в коллекции. В основу керамической десертной тарелки встроен небольшой Bluetooth динамик, который воспроизводит окружающие звуки с определенными частотами и высотами. Это вроде как может повлиять на то, как человек ощущает сладость и горечь еды.
Вот кого не хватает в нидерландской Академии дизайна - так это обычного официанта. Он бы сразу подсказал творцам, что музыкальный пончик немедленно разобьёт милый малыш-ребёнок, пока его родители заняты своими телефонами, это сейчас так принято "проводить время вместе", как они это называют; тарелку, напоминающую морское дно, выбросят в помойное ведро посудомойщицы, потому что подумают, что кто-то сломал вазу для цветов, а это вот осколок; и так далее.
Дизайнеры ведь в ресторане не работают, у них в голове с тарелок едят приличные люди.