Будучи одним из древнейших поселений Дагестана (предположительный возраст около 2 тыс. лет), Гамсутль почти дотянул до наших дней, утратив последнего жителя только в 2015 году. Им был пасечник Абдулжалил Абдулжалилов, живший на дальней стороне села. Каждый приезжий турист обязательно находит тот самый дом, заглядывает в опустевшие комнаты и пытается представить, как тут текла жизнь еще десятилетие назад. Конечно, отметился там и я.
Два дома по соседству неплохой сохранности представляют наибольший интерес. Первый – в два этажа, с открытой площадкой на крыше, куда под навес вынесли мангал и табуреты для посиделок. Возможно, здесь останавливаются на отдых чабаны или кто-то из местных. На первом этаже устроен хлев и в утреннюю прогулку следующего дня я обнаружил в нем двух коров. Антисанитария соответствующая.
Хозяйские комнаты с сохранившимися оконными рамами и даже стеклами в них занимают второй этаж. На старой металлической кровати подгнивший матрас, в кладовой банка соленых огурцов непонятно какого года, на полках груды старой посуды и обломки мебели по углам. Зрелище печальное. Зато вид с веранды на окрестные красоты дает подсказку, что держало здесь хозяев до последнего. Тут же притулился непонятный деревянный решетчатый инструмент в форме борда, скорее всего, для помола зерен.
В соседнем доме весь цокольный этаж забит мебельной рухлядью, собранной со всего села. Сюда сволокли двери, оконные рамы, ящики, кроватные остовы. Складывается ощущение, что попал в пыльные кладовые Плюшкина, ставшие теперь никому не нужными после смерти владельца. Возможно, всё это собиралось для растопки и постепенно для этих целей расходовалось. По мне вандализм в чистом виде. Вместо того, чтобы заготавливать дрова в соседнем лесу, хозяин активно разрушал оставшееся и, как гоголевский персонаж, тащил всё к себе в дом? Его понять можно. И всё же грустно.
На втором этаже просторная веранда с изящным столиком перед всё тем же панорамным видом на местные горы. Ржавеющие чайники давно не в ходу, повсюду сундуки, хлам и тряпье, посреди комнаты груды ящиков, бывших раньше ульями. Очень странно посреди этого запустенья обнаружить на опорной балке обычный выключатель. В самом деле, пока аул был жив, здесь было электричество. Столбы под провода кое-где до сих пор стоят.
По воспоминаниям местных, Абдулжалилов занимался садом и держал пчел. Покидать родовое гнездо надолго не хотел, но временами наведывался пешком в соседний Чох, где есть магазин пополнить запасы провизии и библиотека взять книжку коротать свой одинокий досуг. Случайным гостям Гамсутля был рад и приглашал в свой дом, гордо называя себя мэром аула. Теперь разрешение хозяина заглянуть в гости приезжим туристам не требуется и их становится с каждым годом всё больше. Аул-призрак стал суперпопулярным, когда жизнь окончательно его покинула.
Переходите по ссылкам: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
#кавказ #дагестан #гамсутль #аул-призрак #путешествие #туризм