Подъем в начале третьего и кофеин с газовой горелки, чтобы взбодриться. Сегодня вышел в 2:45 вслед гирлянде огоньков восходящих фонариков, снова успевших протянуться высоко наверх. Во сколько эти непоседы-жаворонки выходят?? На этот раз прихватил одну из своих трекинговых палок. Опять темень «выколи глаз» и желающих подняться на священную гору Дагестана вдоволь. Легко и без спешки шел на обгон, усталости не чувствовал, пить тоже совсем не хотелось. В полном погружении в себя, сродни медитации. Такое частенько бывает, когда идешь, а мыслей никаких, мозг будто отключается и уходит в своем черепном системнике на перезагрузку. Ощущение скорости/времени тоже меняется.
Вдруг и очень неожиданно для самого себя обнаружил, что иду первым. Одно дело топать в окружении живых огоньков и случайных голосов, а тут, оказавшись в переходах верхних скал в полной темноте и тишине, я остановился. Полагаться теперь не на кого, дальше держать тропу самому и становиться путеводным огоньком для бредущих следом. А потом первым в тиши и безмолвии гор замечаешь, как светлеет небо и приближается рассвет.
Подниматься во второй раз гораздо проще. Еще свежи в памяти сложности прошлой ночи и понимаешь, с чем можешь столкнуться. Про тропу – будто иду по ней впервые и не было никакого вчера. Ладно, блуждания потерявшихся в ночи не в счет, но я ведь уже спускался здесь при вполне себе дневном свете. А всё, как в первый раз: незнакомые переходы и локации, обходы и развилки. Хорошо хоть теперь есть понимание общего направления и временами на фоне светлеющего неба вырисовывается цель.
Вот уже и Пир Эренлер, финишная точка. За весь подъем, занявший меньше полутора часов, я совсем не пил. Заставил себя пригубить холодной воды. По-прежнему тихо, но уже посветлело. Солнце еще нет, но сюда из-за соседних скал ему так рано не пробиться. Нужно вернуться и покорить ближайшие пики.
Народ подтягивается и бредет туда, где я уже успел отметиться первым. Неожиданное для себя самого осознание: сегодня я поднялся первым! Сейчас брожу по скалам, куда остальные и не подумают лезть. Раскинув руки, встречаю рассвет и кайфую от радости просто жить и быть там, где хочется. А еще подросла вера в себя. В трудные минуты, которые обязательно случаются на нашем пути, я вспомню это славное утро и мне станет чуточку легче. И еще улыбнусь самому себе.
Прямо подо мной массив исполинского камня с узкой расщелиной/проходом, именуемой «грехомером». Считается, что пройти через нее по силам лишь человеку без греха. Догадываюсь, что речь идет о конкретном грехе чревоугодия. Путники упражняются в замерах своей проходимости. Мне подтверждений собственной изворотливости не требуется: я и без того знаю, что пролезу где угодно. И уровень святости тут совсем ни при чем. Да, иногда полезно быть тощим. Кстати, на Пире Эренлер тоже есть узкие лазы, которые нужно трижды преодолеть для исполнения заветного желания.
И это не всё. Подальше есть еще одно местечко, призывающее удачу всякому попавшему камушком в скальную нишу так, чтобы он оттуда не выпал. Туда я тоже ничего не метал. Потому что в себя самого верю больше, чем в удачу. Во всяком случае, больше, чем в случайные перипетии на своем пути. Работает надежнее. О религии умышленно не говорю, не мой профиль, но вера – в самом деле великая сила, способная творить чудеса.
Спешить некуда. Вернулся к Пиру Эренлер и вышел на плато, раскинувшемуся перед главными пиками Шалбуздага. Рассветные лучи еще ярче, чем вчера, высветили неприступные бастионы священной горы, будто охраняющие святой грааль. Нет, к нему не подступиться.
Начинаю понимать, почему восхождение здесь принято начинать в ночь. Именно ради этих безумных красок рассвета. Вся эта красота, если повезёт, возможна лишь рано поутру. Пройдет час, и солнце всё безжалостно выжжет, краски потухнут, а еще скорее вершины окутает обычная для гор дневная облачность. Имел возможность наблюдать это вчера. Да и подъем по ночному холодку куда приятней дневного пекла. А встретить рассвет на маршруте – одна из вишенок на торте. Такой вот я походник-гурман-сладкоежка.
Вся округа пестрит цветными лоскутками тряпья, повязанного на бурый слоистый камень. Повсюду холмики пирамидок загадавших желание. Здесь много особых мест, куда приходят просить помощи у высших сил. Маленькие пещерки и укромные гроты, записки с просьбами в щелях. Есть даже такие, где можно спокойно заночевать или переждать непогоду. Интересно было бы попробовать. Подняться сюда с рюкзаком мне вполне по силам, а дальше дорога на Куруш. Единственно, для Куруша требуется пропуск в приграничную зону, а это лишние хлопоты и заботы. Не мой случай.
Сидел на камнях и любовался заснеженными вершинами соседнего Ерыдага. Тут же знакомая по урокам географии гора Базардюзю. Эти места – самая южная точка России. И среди этих редких восточно-кавказских четырехтысячников крохотной песчинкой затерялся я сам.
На спуске вниз снова заглянул к озерцу Зем-Зем испить местной святой воды, а заодно погрызть корку льда, несмотря на конец лета прикрывшую горный водоем. Тут же, прямо над озером, из камней сложено маленькое, но добротное укрытие, где путнику можно спрятаться от стихии и переждать непогоду.
Спускался наполненный и довольный. Вот теперь всё, чувствую себя совершенно свободным. Гора меня отпустила. Погодка тоже расслабилась и начала портиться, чуток поморосило. Спуск осложнился, скакать по мокрым валунам становится опасно. И снова вижу тётушек и бабушек, карабкающихся по коварным камням. Каково им, да еще с тяжелыми баклажками запасенной для дома воды? В моей голове это просто не укладывается.
Переходите по ссылкам: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
#кавказ #дагестан #шалбуздаг #грехомер #пир эренлер #зем-зем #путешествие #туризм