Все интересующиеся отечественной велосипедной промышленностью знают про семейство гоночных велосипедов высокого класса «Тахион», разработанное специалистами Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Эти машины, выпускавшиеся малой серией в 1981-1992 годах давно признаны высшим достижением советского велопрома; они считаются культовыми; их вожделеют коллекционеры и велосипедные музеи. История «Тахионов» многократно описана; в Интернете опубликованы интервью Главного Конструктора этого проекта – Реджинальда Ивановича Воронцова и, казалось бы, не осталось каких-либо «белых пятен» в истории этой марки велосипедов… Между тем, совершенно неизвестным остается факт, что еще в 1980 году ЦКТБ разработало целую модельную линейку велосипедов под коммерческим названием «Тахион», в которую вошли не только известная шоссейно-гоночная, но еще дорожная и туристическая модели, а также велосипед-тандем! Фантастика – скажете вы? Отнюдь!
В коллекции Веломузея хранится годовой отчет о работах, проведенных ЦКТБ Вело в 1980 году, где имеются не только описания этих велосипедов, но и фотографии опытных экземпляров! Вся модельная линейка позиционировалась, как велосипеды с уменьшенным весом, достигаемым широким использованием в их конструкции легких сплавов. И действительно - дорожный мужской велосипед весил 15,5; туристический 13,5, а тандем 25 кг. Аналогов по своим техническим характеристикам среди производимых в СССР моделей эти велосипеды не имели. К сожалению, успешно проведенные конструкторские работы не получили продолжения, а построенные опытные экземпляры пропали неведомо куда. Тема велосипедов под коммерческим названием «Тахион» была реализована только в направлении штучных спортивных моделей высокого класса.
По фотографиям модели «Тахион – Турист», прилагаемым к этой публикации, хорошо видно, что рама новой конструкции (судя по описанию), как минимум частично базировалась на узлах харьковского «Туриста». Видны стандартные задний переключатель и педали от серийных моделей ХВЗ. Комплектующими новой конструкции являются руль с выносом, шатуны, ведущие звездочки, обода и втулки колес – это также заявлено в описании новой модели. Примечателен факт, что на серийных массовых моделях аналогичные комплектующие из легких сплавов были внедрены только в конце 1980-х годов, то есть спустя десятилетие!
В книге, посвященной истории ЦКТБ Велостроения и включающей справочник по моделям велосипедов, там разработанным, составлением которой я занимаюсь уже много лет - проекту «Тахион» обязательно будет уделено особое внимание. ;-)
Посмотрите публикации, рассказывающие о велосипедах, спроектированный и построенных в ЦКТБ Велостроения: