7,3K подписчиков

Обзор уникального экспериментального композитного трекового велосипеда "Тахион" 1981 года из коллекции Веломузея.

768 прочитали

Этот экспонат - гордость коллекции Веломузея! На фото - уникальный экспериментальный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444, разработанный и изготовленный в 1980-81 годах в Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове.

Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед имеет раму и переднюю вилку из углепластиковых труб переменного сечения и алюминиевых узлов, соединенных методом склеивания. Масса велосипеда 5,6 кг. Рама весит 1,0 кг., а вилка 0,4 кг. Было изготовлено всего 3 трековых рамы такого типа, две из которых были разрушены в процессе стендовых и ходовых испытаний.
Главным конструктором и идеологом проекта композитных рам для уникальных гоночных велосипедов на раннем этапе исследовательских работ был Георгий Панин, затем его сменил Реджинальд Иванович Воронцов - создатель 14 модификаций всемирно-известных велосипедов "Тахион".
Композитные рамы создавались ЦКТБ Велостроения в сотрудничестве со Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом искусственного волокна и пряжи в подмосковных Мытищах. ЦКТБ обеспечивало общее проектирование, изготовление узлов и оснастки, комплектацию и сборку велосипедов, а также их стендовые и ходовые испытания. Специалисты ВНИИИВПроекта изготавливали углепластиковые трубы специального профиля. Первые опыты проводились еще в 1978 году в рамках проекта "Москва-80". Несмотря на то, что качества первых образцов рам по результатам испытаний признали неудовлетворительными, был получен ценнейший опыт и работы продолжились. В 1980-81 годах были изготовлены несколько композитных рам и передних вилок различной конструкции с алюминиевыми и стальными узлами для трековых и шоссейных велосипедов, которые успешно прошли стендовые и ходовые испытания и получили прекрасные отзывы от гонщиков-испытателей. Казалось бы - вот он успех, но не тут-то было... По до сих пор непонятной причине из сложившегося "тандема" выпал подмосковный НИИ, где работы по изготовлению специальных труб прекратились, а специалисты, ими занимавшиеся, были уволены. Реджинальд Иванович Воронцов к теме узловых композитных рам более не возвращался, а уже изготовленные рамы и велосипеды, побывав на нескольких всесоюзных и международных выставках, "растворились" неведомо куда.

Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Тахион" модели 156-444 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед, который сейчас украшает коллекцию Веломузея, тщательно собирался несколько лет по всей территории бывшего Советского Союза. Самые главные части - рама и вилка чудом сохранились и были приобретены - рама летом 2013 года, а вилка - в декабре 2014-го. Сейчас велосипед собран в том виде, в котором он демонстрировался на ВДНХ, в экспозиции Министерства автомобильной промышленности СССР в далеком 1984 году.
В коллекции Веломузея также хранятся уникальные образцы композитных велосипедов разработки ЦКТБ Велостроения - шоссейная "Москва-80" (самый первый экспериментальный образец 1978 года на углеволоконных трубах и алюминиевых узлах), трековая "Москва-80" (на углеволоконных трубах и алюминиевых узлах - уже собрана) и шоссейный "Тахион" 1981 года (на углеволоконных трубах и стальных узлах). Эти велосипеды сейчас находятся в стадии реставрации и комплектации, но работы уже близятся к завершению.

Обзоры различных моделей велосипедов "Тахион" из коллекции Веломузея можно увидеть здесь:

Подписывайтесь на канал и узнайте много интересных фактов из истории техники и спорта!

Экспериментальный композитный трековый велосипед "Москва-80"  1979 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный композитный трековый велосипед "Москва-80" 1979 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рама экспериментального композитного шоссейного велосипеда "Тахион" 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Узлы стальные, трубы углеволоконные. Велосипед находится в процессе комплектации и реставрации.
Рама экспериментального композитного шоссейного велосипеда "Тахион" 1981 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Узлы стальные, трубы углеволоконные. Велосипед находится в процессе комплектации и реставрации.
Рама экспериментального композитного шоссейного велосипеда "Москва-80" 1979 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Узлы алюминиевые, трубы углеволоконные, Верхняя часть цепной вилки изготовлена из стальных труб. Велосипед находится в процессе комплектации и реставрации.
Рама экспериментального композитного шоссейного велосипеда "Москва-80" 1979 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Узлы алюминиевые, трубы углеволоконные, Верхняя часть цепной вилки изготовлена из стальных труб. Велосипед находится в процессе комплектации и реставрации.