7,3K подписчиков

Шоссейно-гоночный велосипед "Москва-80" 1978 года - высшее достижение советского велостроения 1970-х - из коллекции Веломузея.

3,3K прочитали

Представляю вашему вниманию один из самых редких, и, одновременно, парадоксальных велосипедов коллекции Веломузея – спортивно-шоссейный велосипед «Москва-80», построенный на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове в декабре 1977 года. В чем парадоксальность этого экспоната, спросите вы? Дело в том, что этот велосипед имеет культовый статус, так как считается первым советским шоссейным гоночным велосипедом по своим характеристика стоящим на уровне лучших зарубежных образцов этого класса; но при этом было изготовлено всего 46 экземпляров, из которых сохранившихся в оригинальном комплекте сейчас известно лишь три (два – в коллекции Веломузея, третий – в Политехническом музее), плюс несколько рам с вилками. Такое сочетание широкой известности с мизерным количеством сохраненных экземпляров встречается нечасто.

Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Напомню краткую историю программы (темы), разрабатываемой ЦКТБ Вело, и имевшей официальное название «Создание уникальных гоночных велосипедов для московской Олимпиады 1980 года». Тема была утверждена Министерством Автомобильной Промышленности СССР в 1977 году. Инициатором и основным "мотором" разработки уникальных особо легких спортивных велосипедов был Георгий Иванович Панин. С ним работало несколько конструкторов и инженеров-технологов. Обращу ваше внимание на совершенно неизвестный исследователям факт: на самом деле велосипеды «Москва-80» отнюдь не были первой попыткой создать гоночные машины высокого класса, которые могли соперничать с лучшими иностранными образцами. Первыми советскими спортивно-шоссейными велосипедами высокого класса были несколько экземпляров модели В-502, разработанные и построенные в 1973 году. Именно эта модель стала той отправной точкой, с которой начался проект «Москва-80». Я долгое время пытался выяснить, кто же был главным конструктором В-502? Когда мне удалось это достоверно установить, я, в общем, не удивился – им был Георгий Иванович Панин. Для «пятьсот второй» были разработаны: рама с вилкой из отечественных хромансилевых труб, а также облегченные комплектующие совершенно новой конструкции – передний и задний переключатели, педали с корпусами из алюминиевого сплава, легкосплавный вынос руля, тормоза и другие важнейшие элементы, ранее не изготавливавшиеся отечественной велопромышленностью. Все эти элементы спустя 4 года подверглись модернизации, были облегчены за счет использования титановых деталей и применены на шоссейных, а отчасти и на трековых велосипедах «Москва-80». В отличие от принятой в СССР практики максимальной унификации и стандартизации по комплектующим между различными моделями велосипедов, выпускавшихся одновременно, все модели «уникальных особо-легких велосипедов для Олимпиады-80» изначально проектировались безо всякой оглядки на унификацию и «коэффициент применимости». По сути, практически все детали, включая крепеж, разрабатывались и производились специально для этих машин. Первоначально предполагалось, что для изготовления рам и вилок будут использоваться хромансилевые трубы переменного сечения из стали 30ХМА, изготовленные по заказу ЦКТБ на Южно-трубном заводе в Никополе, но нестабильное качество указанных труб заставило перейти на импортные, производства японской компании Ishiwata, закупленные у бельгийского дилера – фирмы Witberg. Первые опытные образцы велосипедов «Москва-80» трех различных моделей (трековые спринтерская и темповая и шоссейная) были построены в декабре 1977 года. Они прошли испытания в начале 1978 года и были утверждены к производству после исправления некоторых недостатков.

Первая страница технического задания на разработку спортивно-шоссейного велосипеда "Москва-80" модели 155-431. Июнь 1977 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Первая страница технического задания на разработку спортивно-шоссейного велосипеда "Москва-80" модели 155-431. Июнь 1977 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1979-м в конструкторскую группу был приглашен Реджинальд Иванович Воронцов, к концу года сменивший Панина на посту главного конструктора проекта. В 1979 и 80-м велосипеды строились в единичных экземплярах для лучших гонщиков страны по заказам их спортивных обществ, а также Спорткомитета СССР. Всего изготовили чуть меньше 100 экземпляров велосипедов "Москва-80" трех базовых моделей - двух трековых и одной шоссейной. Кроме того, было построено несколько прототипов на композитных рамах с использованием углепластиковых труб и алюминиевых узлов, соединенных методом склеивания. Для коллекции Веломузея на протяжении 25 лет удалось мне найти и укомплектовать все модели велосипедов "Москва-80", включая композитные прототипы. Такое полное собрание в мире - одно-единственное.

Здесь можно увидеть обзор темпового трекового велосипеда «Москва-80» 1979 года выпуска:

Здесь – обзор спринтерского велосипеда «Москва-80» Наталии Крушельницкой:

А вот обзор уникального экспериментального трекового велосипеда «Москва-80» на композитной раме из углеволоконных труб с алюминиевыми узлами:

Велосипед, представленный в этом обзоре, совершенно уникален – он представляет собой модель 155-431, тираж которой составил всего 6 экземпляров. Это – один из тех прототипов, которые были построены в декабре 1977 – январе 1978 года и подверглись дорожным и лабораторным испытаниям, по результатам которых в конструкцию были внесены корректировки и появилась модификация 155-432, которая и пошла в малосерийное производство. Велосипед не имеет декоративных декалей, а эмблема Олимпиады-80 напечатана на бумаге и приклеена к головной трубе. Согласно техническим отчетам ЦКТБ Вело, с изготовлением декалей у смежников возникли сложности и декор появился только на серийных машинах 1979-80 годов выпуска. История этой машины известна достаточно подробно – именно ее показывали руководству Главмотовелопрома и Заместителю Министра Автомобильной Промышленности СССР Е.А. Башинджагяну летом 1978 года – как результат конструкторских работ ЦКТБ Вело, нацеленных на обеспечение Сборной команды СССР отечественной велотехникой для выступления на Олимпиаде 1980 года в Москве. Затем велосипед демонстрировался на нескольких отраслевых выставках, после чего был передан в соответствии с договором о научно-техническом сотрудничестве в Сборную команду Центрального Спортивного Клуба ДСО Профсоюзов. В процессе эксплуатации выявился производственный дефект – несоосное нарезание резьб в кареточном узле рамы. Велосипед прекратили эксплуатировать и он долгое время хранился на складе. После списания «Москва-80» оказалась у старшего тренера ЦСК ДСО Профсоюзов Геннадия Михайловича Мартынова и в 2009 году была передана им в коллекцию Веломузея.

Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В Веломузее также представлена шоссейная «Москва-80» модели 155-432, построенная в 1979 году. При сравнении этих машин хорошо видны отличия моделей – есть разница в рамах и вилках, форме шатунов, втулок, манеток переключения передач и других деталей. На ранней модификации использовались титановые спицы, от которых отказались на стадии дорожных испытаний, «дутые» обода без пистонов и другие компоненты, отличающиеся от тех, которыми комплектовались серийные «М-80». Наличие в коллекции обеих модификаций шоссейного велосипеда высокого класса «Москва-80» наглядно показывает направление конструкторского поиска и эволюцию модели. Согласно техническому отчету, также имеющемуся в коллекции, велосипед ранней модификации 155-431 1978 года весил 7,9 кг, а серийный 155-432 1979 года имел массу 7,5 кг. Большинство велосипедов «Москва-80», как шоссейных, так и трековых, комплектовалось итальянскими седлами компании ISCA.

Благодарю за лайки, репосты и подписки - этим вы помогаете развитию канала!

Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед высокого класса "Москва-80" модели 155-431, построенный в 1978 году на экспериментальном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в Харькове. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.