Найти тему
Записки плохого официанта

О том, что гости ресторана никогда не врут; гости - драматизируют

В комментариях напоминают, что я неуместно часто хвастаюсь высшим образованием, полученным на психологическом факультете, и чтобы оставляющие эти комментарии оказались правы - я делаю им приятно, начиная статью с неуместной фразы: когда люди драматизируют простейшие жизненные ситуации, мне хочется поговорить с ними как с пациентами.

А в ресторане гости то и дело разыгрывают сцены, и это их свойство давно подмечено и выведено в правило, которое так и звучит:

"Гости не врут, гости драматизируют"

Всякий начинающий официант постигает это на собственной шкуре, и если нет навыка не воспринимать гостей как существ разумных - реагируют такие официанты-неофиты весьма эмоционально, сжигая тьму нервов и веселя нас, опытных циников.

Драматизируя какой-то момент, гости приглашают всех окружающих (в первую очередь официанта) сыграть в игру "Посмотрите, у нас Трагедия". И если официант легко ведётся, его окунут в эту игру с головой, а дальше, как сказано было у Марка Твена, по другому, правда, поводу, его задавят опытом.

Пример 1.

Подают гостям овощи "аль денте"; а гости говорят, что они - сырые.

Что здесь правда? - овощи не прожарены полностью, сохранилась сочность, они аппетитно хрустят.

Что надумано? - что они "не приготовлены", что повар не умеет готовить, что их не уважают, что их держат за лохов, которые промолчат и съедят, и так далее, далее, далее.

Пример 2.

Официант не улыбается; а гости говорят, что он - хамит.

Что здесь правда? - что официант в самом деле не улыбается.

Что надумано? - что его "не-улыбка" означает хамство и так далее через запятую.

Кстати, когда я только начинал, в казанском общепите бытовало такое мнение, что официант обязательно, непременно, всегда должен улыбаться, по-голливудски, по-дейлкарнегивски. Лично мне это всегда казалось отталкивающим, и я по сей день никогда не улыбаюсь "по инструкции".

Тут, наверное, надо пояснить, что "не улыбаюсь" не означает, что я вечно недоволен, хмур, зол или типа того; обычно я спокоен, внимателен, собран, слушаю, советую, помогаю выбрать вино, рассказываю что-то, шучу - но не улыбаясь; по крайней мере, не так, как этого хотели менеджеры 10-12 лет назад.

Вера в то, что официанты обязаны всегда улыбаться, была настолько сильной, что у меня даже некоторые гости спрашивали так это растерянно: "А почему вы не улыбаетесь?..".

Пример 3.

Гости ждут еду 15 минут; а кричат, что уже полчаса прошло, а они всё ждут.

Что здесь правда? - натурально, что они ждут. И что какое-то время уже прошло.

Что надумано? - про полчаса.

Это, кстати, одно из самых любимых развлечений гостей - врать, что они сидят без еды уже целых полчаса, 40 минут и т.д.

Неужели несчастным невдомёк, что как только официант или менеджер слышит что-то подобное, они немедленно проверяют по чеку, сколько прошло времени с момента принятия заказа; и если гость развопился про полчаса через 15 минут (а то и меньше) - его уже никто не будет воспринимать всерьёз: мальчик с волками, вы понимаете.

Особенно глупо это делать в заведении, где открытая кухня, и повара всё слышат. Как только гостья начинает драматайзинг про я уже полчаса жду, повар смотрит в чек, смотри на часы, понимает, что прошло 15 минут (а это нормальное время для приготовления 99% горячих блюд в нормальное время и 99% салатов в запару), и далее теряет всякое уважение к этой барышне. Как только её "диетическая" курица будет готова, он отдаст тарелку официанту со словами типа:

- На, отнеси этой истеричке. Курица, б*я. Ха, слышь чо? - у нас тут курица ест курицу: каннибализм, б*я.

Пример 4.

Гости заказали стейк medium, получили и кричат, что он с кровью.

Тут даже комментировать излишне.

Пример 5.

Гости заказали кофе (например, капучино) и получили свой кофе оптимальной температуры. И возвращают чашку, говоря, что кофе холодный, остывший.

Что тут правда? - что кофе в самом деле не кипяток.

Что надумано? - что кофе должен быть обжигающим.

В этом случае, как правило, гости просят передать бармену, чтобы сделал капучино горячим:

- Можно нам нормально сделать, чтобы был как бы ну?

- Вы хотите капучино погорячее?

- Да, да, чтобы нормально чтоб как бы.

- Можно ещё корицы добавить, ух и вкуснотища будет.

- Ой, вы так вкусно рассказываете, я уже хочу.

И гости получают своё замечательное кофе капучино с корицей погорячее.

Еда
6,93 млн интересуются