Найти тему
6,8K подписчиков

Экскурсия в деревню: готовлю крестьянский обед быстро, дешево и вкусно

1,9K прочитали

Мои родители родились и воспитывались в деревне. Папа появился на свет в первую послевоенную пятилетку, мама немного позже. Оба они захватили времена, когда с продуктами было туго. Работали в те времена много, а денег было мало - еда должна была быть сытной, быстрой и дешевой. Никаких особых разносолов у русских крестьян не было. Ну когда им готовить, если работали от зари до зари. Зато пища вся была натуральная, хоть однообразная и довольно грубая. В праздничные дни, правда, немного хозяюшки изворачивались: готовили в основном ту же пищу, что и в будни, но с "вывертом": супы варили с мясом, кашу на молоке.

Крестьянский обед
Крестьянский обед

Тюря

Вот, допустим, тюря. Блюдо настолько незамысловатое, что его часто называли "мурой". В сезон от Покрова до Святок тюрю делали на квасе, с черным хлебом, растительным маслом и студнем, холодцом из ног и потрохов. А в полуголодные времена весенне-летнего периода могли и просто: вода, хлеб да соль. Есть квас - так с квасом, есть лук - так с луком.

Тюря на квасе
Тюря на квасе

Я попробовала приготовить так, как и по сей день едят мои родители: квас, лук, соль, хрен, чёрный хлеб. Правда у них вместо хлеба холодец, но будем считать, что я полуголодный крестьянин)))) И это ведь на самом деле вкусно! Особенно, если квас - домашний.

Картошка

Вообще-то, весной с картофелем уже было тяжеловато. Чаще в качестве второго блюда подавали кашу. В постные дни - на воде с конопляным маслом, в скоромные или на молоке или на сале. Но в XVIII веке появляется в России "земляное яблоко" - картофель, и медленно, но верно занимает лидирующие позиции на крестьянском столе. Благодаря усилиям Екатерины II уже к концу XVIII века он и вовсе становится вторым хлебом.

Салат картофельный
Салат картофельный

Блюда из картофеля готовили незамысловатые - картофель отварной да жареный. В праздники - с мясом, с салом. В будни вот такой салат делали: отварной картофель, репчатый лук, соль да растительное масло. Это любимая еда моего сына! Да и моя тоже. Иногда для разнообразия добавляем туда солёный огурчик и маринованные грибочки - объедение!

Пироги

Вплоть до XVI века хозяюшки пекли из ржаной муки. Потом начали печь и из пшеничной, но всё же это были блюда праздничные. После 50-х годов 20-го столетия белый хлеб стал всему голова и готовили из пшеничной муки каждый день. Исконно славянская выпечка это блины, оладьи, шаньги, ватрушки, калачи, баранки, бублики. На праздники пекли огромные пироги с разными начинками: мясными, рыбными, грибными. Существовала традиция: в дом, где только родился малыш все родственники несли пироги, чтоб новоиспеченная мамочка не стояла у плиты и подкрепляла свои силы сытным блюдом.

Пироги
Пироги

Мой муж, выросший в деревне, часто вспоминает сладкие пироги с морковью. В моей семье их никогда не пекли, но я попробовала и результат и мне, и мужу очень понравился.

Я очень люблю читать о русской кухне у Вильяма Похлёбкина. Мне нравится, как он говорит: "Наша кухня вкусная и здоровая". Я с ним полностью согласна и на фоне массового культа потребления очень хочу, чтоб люди вспомнили о том, что едят, чтобы жить, а не наоборот.

Ангела за трапезой!