Спросите любого человека, какой символ Масленицы он знает, – и он непременно вспомнит блины. (Между тем у белорусов и украинцев главным атрибутом Масленицы были вареники со сметаной, да и у русских блины прочно связались с Масленицей лишь в XX веке.) Спросите: «Почему блин – символ Масленицы?», он наверняка ответит что-то вроде: «Блины – символ солнца, а на Масленицу мы пробуждаем весну и солнышко после зимней спячки».
А почему блин – символ солнца? Потому что он кругленький и жёлтенький, а когда только со сковороды – ещё и жаром пышет?
И только-то? Как-то несерьёзно...
Можете мне не верить, но образ блина как символа солнца возник и сформировался в массовом сознании только в XIX веке, благодаря так называемой мифологической школе. Кто не в курсе, это такое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в Германии конца XVIII века с целью объяснить религиозные обряды европейцев. В нём главенствовала солярная теория, согласно которой большинство богов представляют собой олицетворение солнца, да и вообще основное внимание уделяется природным стихиям. Представители данного направления опирались (и это роднит его с так называемой кабинетной мифологией), в основном, на догадки, потому что на тот момент наука не располагала достаточным количеством материала для исследований.
А в советские годы идею о блинах как символе солнца подхватил небезызвестный академик Борис Александрович Рыбаков – натура увлекающаяся:
Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX–X вв. известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.
Ключевые слова здесь: высказано мнение (высказано, не доказано) и вероятно.
В том, что блины – поминальная еда, среди учёной братии, похоже, особых сомнений не было.
Фольклорист Всеволод Фёдорович Миллер прямо писал:
Специальное кушанье масленицы – блины, как известно, – один из специальных атрибутов поминок.
А этнограф Дмитрий Константинович Зеленин в своё время делал вывод о Масленице как о поминальном изначально празднике, основываясь именно на блинах как поминальном блюде:
Масленица была когда-то, как и святки, поминальным праздником. За это, без сомнения, говорит обычная ритуальная еда – блины.
Другой этнограф, Александр Власьевич Терещенко, отмечал:
Набожные женщины едят первый масленичный блин за упокой усопших.
Да и сам я, собственно, сделал однажды любопытное для себя наблюдение. На поминках родственников я бывал не сказать, чтобы редко (и как-то так получилось, что в одном и том же кафе; наверное, в нашем городе традиция такая – заказывать проведение поминок именно там), и всякий раз на этом невесёлом мероприятии подавали блины. Я как-то раз удивился: мол, символ солнца, масленичный атрибут (тогда я думал, что Масленица – чисто солярный праздник) – и на поминках. Возмутился, наверное, даже где-то в глубине души немного – уж как-то не вяжется солнечная атрибутика с душами мёртвых.
Хотите верьте, хотите нет, но введите в строку любого поисковика всего три слова: «Блин – поминальное блюдо» – и система выдаст вам кучу информации от рецептов обрядовой кухни сей направленности до рассуждений на эту тему. А ещё лучше почитайте книгу В. К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов».
Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп объясняет использование блинов в качестве поминального блюда их исключительной архаичностью.
Кстати, само слово блин происходит от древнерусского млинъ, обозначавшего еду из перемолотой муки.