Здравствуйте. Это «Чайные параферналии» — новостной и немного развлекательный проект сайта teatips.ru. Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то вот видео-версия выпуска. Ну а если вы не против читать, то листайте! Выпуск, кстати, сегодня получился с заметным статистическим акцентом — это все потому, что мы нашли очень интересные документы.
Чайная Япония в цифрах
Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии опубликовало отчет о состоянии японской чайной индустрии и японской потребительской чайной культуры по состоянию на начало 2020 года. В отчет вошли данные об основных чайных регионах страны, основных производимых чаях, экспорте, импорте, объемах производства, потребительских тенденциях и производственных тенденциях. Такие отчеты, на самом деле, прекрасны. Они достаточно просты и позволяют получить хоть и поверхностное, но более или менее целостное представление о целой чайной стране. Отчет целиком есть в pdf-файле под ссылкой и на английском языке, мы же остановимся на самых интересных для нас частностях.
В 2019 году Япония произвела почти 82 тысячи тонн чая. Последние 10 лет ежегодное производство чая в стране держится в диапазоне 80-88 тысяч тонн, так что 2019 год, в общем, на уровне. 54% всего японского чая — это сенча, средняя цена за сырец которой в 2019 году составила примерно 11 долларов за килограмм. Матчи в 2019 году было произведено три с половиной тысячи тонн (4,4% от общего производства чая), средняя цена сырца матчи составила 23 доллара за килограмм. За последние 10 лет объемы производства матчи выросли более чем в два раза. Гёкуро в 2019 году было произведено 245 тонн, средняя цена за килограмм сырца гёкуро составила примерно 45 долларов.
Обратите внимание, что в министерском отчете цены указаны за килограмм чая-сырца (crude tea), то есть прошедшего фиксацию чайного листа, а не готового чая. Именно чай-сырец чаще всего продают чайные фермеры, а покупающие его компании уже производят из него готовый чай или какие-либо другие чайные продукты. Сырье для сырца разных типов чая (сенчи и матчи, например) разное, есть нюансы и в технологии производства разного сырца — отсюда и разница в цене. Цены на готовый чай и на чай-сырец отличаются, конечно, очень сильно, так что от 23 долларов за килограмм настоящей японской матчи-сырца не нужно впадать в просветленный экстаз и начинать срочные сборы в Японию. Ну и чисто для справки. При цене в 11 долларов за килограмм сенчи-сырца средняя цена на импортный китайский зеленый чай составила в Японии в 2019 году 5,5 долларов за килограмм.
Потребление чая в Японии постоянно падает и сейчас составляет 800 грамм в год на домохозяйство. Еще в 2003 году среднее японское домохозяйство выпивало примерно 1200 грамм чая в год. При этом постоянно растет уровень потребления софт-дринков с содержанием чая и других чайных продуктов. Начиная с 2007 года средняя японская семья тратит на чайные продукты больше денег, чем на чай. В 2019 году уже более чем в два раза больше. Чай чайным продуктам предпочитают только люди старше 75 лет, а японская молодежь тем временем постепенно утрачивает навык приготовления чая в чайнике. С 2002 года в Японии почти в два раза сократилось количество розничных чайных магазинов — при этом заметно выросли доли супермаркетовской и дистанционной торговли.
Экспорт японского чая с 2001 года вырос примерно в 10 раз и в 2019 году составил пять с небольшим тысяч тонн. Основными покупателями японского чая являются США и Тайвань, на две эти страны приходится более половины японского чайного экспорта. Импорт чая в Японию с того же 2001 год сократился в 4 раза и составляет сейчас 2390 тонн. Основным поставщиком чая в Японию является, естественно, Китай — доля китайского чая в японском чайном импорте составляет 84%.
Будущее японской чайной индустрии самим японцам видится сдержанно оптимистичным. Предполагается, что продолжающееся медленное падение внутреннего потребления чая будет полностью скомпенсировано ростом экспорта японского чая. По прогнозам к 2030 году он может вырасти в пять раз и составить 25 тысяч тонн в год.
Ну и, наконец, в Японии в 2011 был принят документ お茶の振興に関する法律, название которого можно перевести как «Закон о продвижении чая» и которое говорит само за себя. Документ этот предусматривает реализацию масштабного комплекса мер по развитию всего чайного, что можно развить: внутреннего потребления, экспорта, чайной культуры и чайных знаний. Одной из таких мер являются профессиональные конкурсы производителей чая.
Продолжение — на «Путевых заметках чайного клоуна».