Найти тему

Лютая российская экзотика: 1 такой кран выпускают на 1000 автомобильных

В наши дни одним из основных типов строительных машин являются автомобильные краны. Они неизменно присутствуют практически на каждом объекте. А вот собратьев автокранов на базе гусеничных тракторов в природе существуют мизерное количество. Я не беру в расчет специальные тракторные краны типа трубоукладчиков и т.д. Речь об универсальных полноповоротных гидравлических кранах с телескопической стрелой и выносными гидравлическими опорами – полных аналогов автокранов, за исключением базового шасси. Такая техника имеет пусть небольшой, но стабильный спрос. В России подобных кранов в среднем выпускается 1 штука на 1000 автомобильных, т.е. всего 1-10 штук в год. Потребность в этих кранах вызвана необходимостью выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и аварийно-восстановительных работ в условиях труднодоступной местности.

На днях Челябинский механический завод сообщил об отгрузке первой партии кранов на шасси гусеничных трелевочных тракторов. "Челябинец" КС-5673 был разработан в кратчайшие сроки по ТЗ заказчика. Отмечу, что ранее ЧМЗ не выпускал подобной техники. Крановая установка грузоподъемностью 25 т, оснащенная 4-секционной 28-метровой овоидной стрелой (изготовленной из высокопрочной стали), смонтирована на шасси ТЛ-5АЛМ завода "АлтайЛесМаш".

Как отмечает производитель, грузовые характеристики данной модели выше (до 70%), чем у модели на автомобильном шасси. Например, максимальная грузоподъемность крана на трелевочном шасси на вылете 26 м составляет 850 кг, а автокран (в аналогичной комплектации) способен поднять груз только 500 кг. Опционально крановые установки "Челябинец" на трелевочных тракторах могут комплектоваться гуськами длиной 7, 9 или 10 м, а также люлькой грузоподъемностью 250 кг. Возможна комплектация шасси отвалом, он используется для расчистки местности и подготовки горизонтальной площадки к установке крана на труднопроходимой местности. Ходовая часть адаптирована к передвижению по бездорожью и рыхлому грунту благодаря 6-катковой тележке с шириной гусеничной ленты 600 мм.

В планах Челябинского механического завода – освоить серийный выпуск семейства кранов грузоподъемностью 16, 25 и 32 т на базе трелевочных тракторов. Как сообщили на предприятии, в настоящее время ЧМЗ уже получил новый заказ на изготовление аналогичных кранов.

К слову сказать, для отечественного краностроения такой тип кранов не является новинкой. Выпуск подобной техники был освоен еще во времена СССР. Правда, как я уже говорил, тракторные краны, аналогичные автомобильным, выпускали единично.

Так, в середине 80-х годов по проекту ПКБ Главстроймеханизации Минтрансстроя Тайшетский завод по ремонту дорожно-строительных машин приступил к выпуску крана КМТТС-10. Конструктивно эта модель состояла из базового трелевочного трактора ТТ-4 производства Алтайского тракторного завода, поворотной части серийно выпускаемого Дрогобычским заводом автомобильных кранов гидравлического автокрана КС-3575А и неповоротной части, изготовленной Тайшетским заводом. Кран имел грузоподъемность 10 т и оснащался 2-секционной телескопической стрелой, длина которой в выдвинутом состоянии достигала 10,4 м. Максимальная скорость крана в транспортном положении составляла 9 км/ч (конечно, по сравнению с автомобилем это мизер, но для тех условий, для которых предназначался кран, это уже было вполне неплохо).

Кран КМТТС-10 на базе трелевочного трактора ТТ-4 (фото из открытых источников)
Кран КМТТС-10 на базе трелевочного трактора ТТ-4 (фото из открытых источников)

Начиная с этой модели и в дальнейшем для монтажа крановых установок автомобильного типа стали применяться именно трелевочные тракторы, так как по своей компоновке они были подобны шасси грузового автомобиля: кабина, размещенная в передней части шасси, а за ней рама, на которой устанавливается крановое оборудование.

Пик активности в освоении производства новых моделей мобильных гусеничных кранов пришелся на 90-е годы. В этот период отечественные предприятия начали искать пути для выживания в новых условиях рыночной экономики.

В середине 90-х годов ивановский завод "Автокран" изготовил кран КС-3671, базировавшийся на шасси модернизированного трелевочного трактора ТТ-4М-01. Кран грузоподъемностью 14 т оснащался 2-секционной стрелой длиной 8-14 м. По заказу предлагался 7-метровый решетчатый удлинитель и бурильное оборудование. Транспортная скорость крана составляла 10,2 км/ч. Всего было изготовлено три таких крана.

Кран КС-3671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01
Кран КС-3671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01

В 1995 году Юргинский машиностроительный завод освоил производство 20-тонника КС-4671 на базе трактора ТТ-4М-01. Кран оснастили 3-секционной телескопической стрелой длиной 7,6-16,5 м. В качестве допоборудования предлагался 7-метровый удлинитель. Вплоть до середины 2000-х годов, когда эта модель была снята с производства, было изготовлено порядка 70 кранов.

Кран КС-4671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01
Кран КС-4671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01

В 2006 году Юргинский машиностроительный завод начал производство 25-тонного крана КС-5671 на шасси трактора ТТ-4М-01. На этом кране была применена 3-секционная стрела длиной 8,3-20 м. Кроме того, расширить возможности позволял 7-метровый решетчатый удлинитель. Переход на 25-тонную машину был обусловлен двумя причинами: во-первых, краны этой грузоподъемности были наиболее востребованы рынком, во-вторых, для Юргинского завода, выпускавшего в ту пору 25-тонные автокраны, конечно же удобнее было делать гусеничный кран, максимально унифицированный с автокранами. Этот кран также выпускался серийно.

Кран КС-5671 на шасси трактора ТТ-4М-01 (фото из открытых источников)
Кран КС-5671 на шасси трактора ТТ-4М-01 (фото из открытых источников)

Еще один юргинский гусеничный кран, созданный в середине 2000-х, – КС-5671-1, установленный на базе трелевочного трактора МЛ-107 производства Курганмашзавода. В отличие от модели на шасси ТТ-4М-01, этот кран был оборудован помимо четырех основных опор дополнительной пятой спереди шасси. Более энергонасыщенное по сравнению с ТТ-4М-01 шасси с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. позволяло развивать достаточно высокую транспортную скорость – до 20 км/ч. Данные о серийном выпуске этой модели у меня отсутствуют.

Кран КС-5671-1 на базе трактора МЛ-107
Кран КС-5671-1 на базе трактора МЛ-107

В дальнейшем Юргинский машиностроительный завод освоил серийный выпуск модернизированного крана КС-5671Б грузоподъемностью 25 т, который базировался на шасси трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ (реинкарнация ТТ-4М, выпускавшаяся после ликвидации Алтайского тракторного завода).

Кран КС-5671Б на шасси трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ
Кран КС-5671Б на шасси трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ

Производить краны на базе курганского трелевочного трактора МЛ-107 намеревался и Ухтинский механический завод. Его 16-тонный кран КС-3673.ХЛ имел 2-секционную стрелу длиной 8-14 м. Он также оборудовался сварочным 2-постовым агрегатом и газорезательным оборудованием. В серию эта машина не пошла.

Проект крана КС-3673.ХЛ на базе трактора МЛ-107
Проект крана КС-3673.ХЛ на базе трактора МЛ-107

История отечественных кранов на базе трелевочных тракторов получила продолжение в 2011 году. Тогда Ульяновский механический завод № 2 создал 25-тонный кран МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТСН-4 (еще одна реинкарнация ТТ-4М). Крановая установка с 3-секционной 21,7-метровой стрелой коробчатого сечения для данной модели была позаимствована от автокранов семейства МКТ-25.

Кран МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТСН-4 (фото из открытых источников)
Кран МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТСН-4 (фото из открытых источников)

Во второй половине 2010-х годов, когда все вышеперечисленные предприятия по разным причинам прекратили производство кранов на базе трелевочных тракторов, за разработку такой машины взялся Галичский автокрановый завод. В 2017 году предприятие изготовило кран КС-59713-14Т грузоподъемностью 25 т с овоидной стрелой длиной 23,7 м. Эта модель по своим габаритам соответствует нор­мативным требованиям, что позволяет перевозить его на низкорамном полуприцепе по дорогам общего пользования без приобретения спецпропуска. На кране применена оригинальная конструкция передних откидных опор. Опоры имеют поворотные кронштейны гидроцилиндров вывешивания, это позволило в транспортном положении добиться габарита крана по ширине в 2,55 м. Благодаря конструкции нижней рамы и вы­носных опор удалось достичь оптимального размера опорного контура, что дало возможность отказаться от противовеса. В качестве шасси крана использован трелевочный трактор ТЛ-5АЛМ. Опционально кран может комплектоваться гуськом длиной 9 м с изменяемым углом наклона до 40 градусов, люлькой грузоподъемностью 250 кг, а также гусеницами увеличенной ширины.

Следом за 25-тонником Галичский автокрановый завод на шасси трактора ТЛ-5АЛМ освоил производство крана более высокой грузоподъемности – 32-тонного КС-59713-32Т со стрелой 31 м.

Оба "Галичанина" производятся мелкосерийно, по заказам потребителей. В минувшем году ГАКЗ выпустил рекордное количество кранов – 15 единиц.

  • Поделитесь своим мнением. Вам доводилось встречать такие краны? Может работали на них?

Благодарю Вас за внимание.

Если понравилась статья, поддержите ее лайком.

Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц