Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Банкетный Вел. князя Александра Николаевича (1841). ИФЗ.

Сервиз был заказан для наследника Российского престола, поэтому каждый предмет украшен вензелем в виде литеры "А" с короной. Создание сервиза было приурочено к торжествам по случаю бракосочетания Великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и дочери Великого герцога Гессенского Людвига II, в православии принявшей имя Марии Александровны. Судя по важности мероприятия, сервиз должен был быть рассчитан не менее чем на 100 кувертов, но точных данных у меня на сегодня нет.

Банкетный сервиз великого князя Александра Николаевича состоял из столовой и десертной частей.

Основной состав сервиза был изготовлен по случаю бракосочетания великого  князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и  принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской  (будущей императрицы Марии Александровны), дочери великого герцога  Гессенского Людвига II. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Основной состав сервиза был изготовлен по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской (будущей императрицы Марии Александровны), дочери великого герцога Гессенского Людвига II. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Сервиз "попал" на время усталости публики от строгих форм стиля АМПИР, и обращения взоров к позднему БАРОККО вообще, и к РОКОКО в частности. Поэтому в росписи мы видим столь характерные для РОКОКО картуши и завитки. Фактически, можно смело определить стиль росписи сервиза как НЕОРОКОКО периода ИСТОРИЗМА в искусстве XIX-го века. Чуть позже (в 1848-м году) на ИФЗ по высочайшему заказу изготовят сервиз, декор которого повторит севрский декор середины XVIII-го века - сервиз "Капустные листья" (о нём см. здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-kapustnye-listia-18481853-632c27aaad86005be1ff5c56). Основные колеры данного сервиза - голубой и золото - также отсылают зрителя к декору Севра, на который, видимо, и ориентировался заказчик. С другой стороны, форма многих предметов (терина, соусник, Передача бутылочная, мороженица и пр.) либо является переходной от АМПИРА к НЕОРОКОКО, либо сохраняет все присущие АМПИРУ черты.

Предметы сервиза на одной из выставок. Видим Передачу бутылочную, большую терину на ножке, тарелку глубокую под первое, соусник на поддоне, маслёнку, и некий модный о ту пору предмет в виде ракушки, которому наши музейные хранители и искусствоведы ныне  затрудняются дать название. Совет больше общаться со своими европейскими (особливо - французскими) коллегами, откуда наверняка и пришла мода на "морскую" тематику в фарфоре, в настоящих политических условиях прозвучит, вероятно, оскорблением. Но ведь есть интернет и выход на сайты европейских музеев, плюс автоматизированный перевод текстов и пр. Будет время - и я также поковыряюсь в поисках отгадки... Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы сервиза на одной из выставок. Видим Передачу бутылочную, большую терину на ножке, тарелку глубокую под первое, соусник на поддоне, маслёнку, и некий модный о ту пору предмет в виде ракушки, которому наши музейные хранители и искусствоведы ныне затрудняются дать название. Совет больше общаться со своими европейскими (особливо - французскими) коллегами, откуда наверняка и пришла мода на "морскую" тематику в фарфоре, в настоящих политических условиях прозвучит, вероятно, оскорблением. Но ведь есть интернет и выход на сайты европейских музеев, плюс автоматизированный перевод текстов и пр. Будет время - и я также поковыряюсь в поисках отгадки... Фото взято из свободного доступа в интернете.

Если сравнить со строгим Коронационным сервизом Николая I (1826-го года, см. здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-koronacionnyi-nikolaia-i-1826-631213dae35dd24f70e4748b), то данный сервиз с более светлым крытьём и легкомысленными золотыми завитушками выглядит гораздо менее торжественно, зато более задорно и празднично. Для свадебного застолья - в самый раз!

Кроме общего отсыла к декору, характерному для Севрской мануфактуры, Банкетный сервиз Вел. князя Александра Николаевича и сервиз "Капустные листья" роднят и другие общие черты, и даже продолжавшаяся какое-то время общая история. Например, к обоим сервизам делались доделки взамен пришедших в негодность (разбитых) предметов. Интересно, что к данному сервизу доделки заказывались не только на ИФЗ, но и у "Братьев Корниловых", и даже... - что было редкостью из-за дальности расстояний - у Гарднера! Также к обоим сервизам были изготовлены и новые предметы, именование и предназначение которых до сих пор вызывает споры и недоумение среди музейных хранителей и искусствоведов. В частности, предметы в форме ракушки. У меня два варианта: либо это икорницы (что более предпочтительно с учётом формы предметов), либо розетки под варенье для десертной части сервиза (и тогда их количество должно равняться количеству чайных пар). Вот так эти "ракушки" выглядят на фото каталога Эрмитажа...

Работая над статьёй, я обнаружил предметы сервиза, размещёнными для продажи на сайтах различных аукционных и торговых домов, пробавляющихся антиквариатом - как у нас в стране, так и за рубежом. Но всё-таки наибольшее количество - можно сказать набор из нескольких десятков предметов - оказался сосредоточен в Эрмитаже. Это говорит о том, что сервиз (также, как и "Капустные листья", а также множество других сервизов) попал под кампанию распродаж 1920-х-1930-х годов. Как понимаю, спасло ядро сервиза то, что в начале музейного дела в РСФСР сервиз был разделен на части, и так - по частям - и отправился в различные вновь создаваемые музеи страны, которым были необходимы экспонаты. А во время кампании вся партийно-бюрократическая братия, ответственная за распродажу культурных ценностей России, оккупировала основные "большие" музеи страны (Эрмитаж, Петергоф), а дальше свой нос не совала. Пошевелиться и направить стопы на "раскулачивание" более мелких музеев им было просто лень. Поэтому теперь в каталоге Эрмитажа я читаю, что такой-то предмет был передан в начале 1950-х годов в собрание Эрмитажа из музея Этнографии, а такой-то - из музея ЛФЗ, и т.д. Кто что знает о музее Этнографии? Лично я - только по стихам Н.С. Гумилёва (из стихотворения "Абиссиния, 1918):

"...Есть музей этнографии в городе этом
Над широкой, как Нил, многоводной Невой,
В час, когда я устану быть только поэтом,
Ничего не найду я желанней его.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалека привез,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

И я вижу, как знойное солнце пылает,
Леопард, изогнувшись, ползет на врага,
И как в хижине дымной меня поджидает
Для веселой охоты мой старый слуга."

Теперь я знаю - благодаря в том числе музею Этнографии в Санкт-Петербурге в стране сохранилась приличная часть Банкетного сервиза Вел. кн. Александра Николаевича, пригодная для экспонирования и исследования.

С другими предметами сервиза более подробно можно ознакомиться в галереях ниже... Для начала - тарелки и блюдо...

Далее в галереях представлены "большие" корпусные предметы сервиза, начиная с супницы (терины). Смотрим...

Терина сервиза, которую в Эрмитаже атрибутировали как "Миска с крышкой".  ИФЗ, 1840-е. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 28,8*38,3*29,4 см. Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ 1210. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Терина сервиза, которую в Эрмитаже атрибутировали как "Миска с крышкой". ИФЗ, 1840-е. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 28,8*38,3*29,4 см. Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ 1210. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Опять-таки в Эрмитаже предмет, представленный на снимке атрибутировали как "Мороженица с крышкой и вкладышем-резервуаром". ИФЗ, 1841. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры : 13,5*21,5 см. (мороженица), 8,5*22,5 см. (вкладыш), 7,0*26,5 см. (крышка). Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ 1212. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Опять-таки в Эрмитаже предмет, представленный на снимке атрибутировали как "Мороженица с крышкой и вкладышем-резервуаром". ИФЗ, 1841. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры : 13,5*21,5 см. (мороженица), 8,5*22,5 см. (вкладыш), 7,0*26,5 см. (крышка). Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ 1212. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Ваза сервиза. ИФЗ, 1841. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 16,0*28,3 см. Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ 1217. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Ваза сервиза. ИФЗ, 1841. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 16,0*28,3 см. Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ 1217. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Маслёнка с крышкой сервиза. ИФЗ, 1840-е. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 11,7*12,8 см. Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел).  Инвент. номер: ЭРФ-1216. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Маслёнка с крышкой сервиза. ИФЗ, 1840-е. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 11,7*12,8 см. Предмет поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ-1216. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Соусник. ИФЗ, 1840-е. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 15,2*27,8*15,6 см. Поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ-1213. Фото взято из каталога Эрмитажа.
Соусник. ИФЗ, 1840-е. Крытьё надглазурное монохромное без градиента, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 15,2*27,8*15,6 см. Поступил в Эрмитаж в 1950-м году из музея Этнографии народов СССР (бывш. Исторический отдел). Инвент. номер: ЭРФ-1213. Фото взято из каталога Эрмитажа.

А в галерее ниже представлены чайные и кофейные пары. Как оригиналы, созданные на ИФЗ, так и более поздние доделки, заказанные взамен утраченных предметов у "Братьев Корниловых" и на мануфактуре Гарднера.

О том, в какие суммы и в какой валюте могут быть оценены предметы сервиза можно увидеть в следующей галерее...

И напоследок - кофейная пара, созданная в стилистике сервиза, но декор не тождественен, плюс добавлен узор в виде цветочного букетика в резервах. Чувствуется чья-то женская прихоть. Так появился набор кофейных пар с тем же вензелем в виде литеры "А" под короной, только "облагороженный" букетиками. А дополнен сервиз данным набором, судя по маркировке, уже во времена царствования Александра III. Смотрим галерею ниже.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь и пишите комментарии.

Еда
6,93 млн интересуются