Информации о Коронационном сервизе Николая I крайне мало. Картинка с предметами сервиза в русской части интернета находится только одна (см. фото выше), и представлена Государственным Русским музеем, где, видимо, эти предметы и хранятся.
Ансамбль был исполнен к коронации императора Николая I, которая состоялась 22 августа (3 сентября по Григорианскому календарю) 1826-го года в Успенском соборе Московского Кремля. Предметы Коронационного сервиза не имеют никакой маркировки, поскольку производился сервиз в спешке (хотя с начала 1926-го года и до Коронации прошло полных восемь месяцев, но, видимо, для того, чтобы бюрократическая система заработала, ей и тогда обязательно надо было придать мощное ускорение сочным пинком, чего, как понимаю, вовремя сделано не было) - для его создания было использовано "бельё" времени правления императора Александра I (а даже на александровском фарфоре марка в виде литеры "А" под императорской короной встречается редко). Причём взяли готовую, но нерасписанную посуду одной формы, которую предполагали использовать для нескольких (десятков!) сервизов.
Несмотря на спешность, художники, ответственные за общий замысел сервиза, его декор и роспись, со своей задачей справились блестяще.
Главное украшение сервиза - двуглавый орел на белой горностаевой мантии под императорской короной в обрамлении цепи ордена Святого Андрея Первозванного.
Этот парадный ансамбль положил начало изготовлению на Императорском фарфоровом заводе последующих коронационных сервизов, основным элементом декора которых стал двуглавый орел. Однако, если на николаевском сервизе изображения гербов исполнены исключительно в ручной росписи, то с третьей четверти XIX-го века практиковалась техника печати с последующей раскраской.
Тарелки стандартные: с прямыми бортами, на кольцевых ножках. На зеркалах тарелок в белых медальонах с золочёными отводками изображен государственный герб России в виде двуглавого орла под тремя императорскими коронами, со скипетром и державой; на груди орла в красном щитке - полихромное изображение святого Великомученика и Победоносца Георгия; двуглавый орел заключен в золочёный овальный медальон, который в свою очередь наложен на горностаевую мантию под императорской короной с цепью ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Остальная внешняя поверхность как тарелок, так и остальных предметов сервиза заполнена насыщенно-синим надглазурным крытьём. Борта тарелок украшены золочёными с цировкой орнаментальными фризами, составленными из чередования львиных масок и военных арматур с ветками лавра, символизирующих военные трофеи, среди которых медные пушки, трубы и коринфский (древнегреческий) шлем с гребнем. Края бортов позолочены.
Другой узор тарелок по борту: лебеди, подплывшие с двух сторон к пальметте (декор, напоминающий лист пальмового дерева), чередующийся с венком, обрамлённым лентой. Также использовалась позолота с цировкой. Видимо, данный узор олицетворял как раз общую торжественность мероприятия. См. варианты на фото ниже.
Крытьё с позолотой напоминает Севр, но цвет насыщенный, синий, - декор таким образом получился как бы более торжественный и строгий. Первоначально сервиз состоял из суповых тарелок, блюд, геридонов, мисок для засахаренных и свежих фруктов (компотьеров) и пр., а также из фарфоровых подсвечников. Его декор, соответствующий событию, прославляет могущество и престиж России после победы над Наполеоном. Сервиз действительно стоял на столе императора во время его Коронационного обеда, а после был возвращен в сервизную кладовую Зимнего Дворца и более никогда не использовался.
Кроме предметов фонда Государственного Русского музея, очевидно, некоторые предметы сервиза (опять-таки, крайне малое количество!) находятся на балансе Эрмитажа, но среди фото, представленных в Каталоге Эрмитажа, я их не обнаружил. Зато на выставке, открытой в Эрмитаже в декабре 2016-го года под названием "ИЗ СЕРВИЗНЫХ КЛАДОВЫХ. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века" предметы сервиза были представлены. Как и небольшая справка о сервизе. См. галерею ниже...
Такая ничтожная информация о сервизе и минимальное количество предметов сервиза на выставках и в лучших собраниях страны навевает самые грустные мысли: сервиз (чуть-чуть не полностью) постигла тяжкая участь в 1920-х-1930-х годах - во времена увлечения большевистской власти распродажей музейных фондов ради пополнения казны валютой. Предметы сервиза, появляющиеся там и сям на Западных аукционах подтверждают эту версию.
Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.