В Великобритании дошла до суда одна из самых известных историй чайного шарлатанства последнего времени — история сурового шотландского чая с плантации The Wee Tea Plantation, который продавался под брендом Dalreoch и с оленем на этикетке. Далрок — это название нескольких местечек в Шотландии, но в данном случае речь явно идет о том Далроке, который недалеко от города Перт. Именно там в 2011 году некто Томас Робинсон, известный также как Там О’Браан или Томас О’Брайен обустроил чайную плантацию, на которой, по его собственным словам, в апреле 2014 года росло уже 2000 чайных кустов, размноженных из трех материнских. А в ноябре 2014 года — и вовсе 14000.
Перт — давайте ориентироваться на него — это 56 градусов северной широты, на минуточку. Это широта Себежа. Ну или почти Пскова, если кто вдруг про Себеж не знает. При определенной сноровке выращивать чайные кусты на таких широтах можно — но даже сейчас с явным продвижением чайных плантаций на север, экстремально северные чаи носят феноменальный характер и не никак не претендуют на сколько-либо заметные объемы и сколько-либо приличное качество.
Но в уже упомянутом 2014 году представители The Wee Tea Plantation начали раздавать интервью, в которых радостно сообщали о том, что они разработали уникальную методику выращивания чайных кустов на севере. Суть которой состоит в том, чтобы укрывать кусты полимерной пленкой. И даже показывали видео, где несколько сотен чайных саженцев в специальных защитных чехольчках явно мерзнут и трясутся под свежим шотландским ветром. А специалисты плантации на фоне чахлых кустиков рассказывали о том, что плевать, что холодно, потому что Дарджилинг вообще в горах и там тоже холодно. Ну и еще добавляли немного про уникальную шотландскую почву (лучшую в мире, понятное дело) и уникальный шотландский воздух. Если бы еще сказали про суровый дух шотландских мужчин и красоту шотландских женщин, то их выступление было бы не отличить от стандартной рекламы скотча. Олень на этикетке, опять же.
Дальше — больше. В 2015 году Томас Робинсон, использовавший, напомню, псевдонимы, объявил, что производимый The Wee Tea Plantation настоящий шотландский чай взял золото на конкурсе Salon de Thé в Париже, стал намекать на то, что это лучший чай в мире, а сам себя начал называть «Мистер Чай» (Mr. Tea).
Как вы прекрасно понимаете, все это было ерундой. Но ерундой не наказуемой. Некоторых чайных специалистов, конечно, немного напряг несуществующий парижский конкурс и общая борзота шотландских товарищей — но, в принципе, чайная тусовка отнеслась к проекту лояльно. Конкурсов этих в гастрономическом мире вагон, проверять задолбаешься, сертификаты всякие тоже раздаются пачками, разные претенциозные названия все себе любят придумывать — короче говоря, в защиту шотландских авантюристов сработали сразу три циничных принципа. Про кто без греха, про нашего сукиного сына и про надо присмотреться, вдруг и у нас так получится. И один принцип цеховой солидарности — давайте сейчас простим коллегам мелкие грешки, вдруг у них реально получится что-то крутое. Поэтому, несмотря на некоторый скепсис, Dalreoch Tea попал в фокус внимания не только бестолковых журналистов, но и серьезных чайных спецов. Например, Брюс Ричардсон и Джейн Петтигрю включили новый шотландский чай в одну из редакций книги The New Tea Companion.
В 2015 году попробовал этот чай и я — причем не просто так, а в хорошей компании. Когда новости о настоящем шотландском чае дошли до Пскова, мы с Ольгой включили его в дегустационную программу очередного ЛетоЧая, использовав налаженные каналы доставки чая и хереса из Великобритании. Никаких сомнений в подлинности продукта у нас не возникло — европейские вообще и британские в частности чайные эксперименты в то время уже были на слуху — тот же Tregothnan, например. Ну а я вообще очень доверчивый.
35 фунтов за 15, кажется, граммов ценой, конечно, были конской. И чай был полным барахлом — что-то типа совсем дешевого Бай Муданя. Однако у него была история, так что в ЛетоЧай 2015 года он вписался вполне себе органично. Ну а последующее разоблачение только добавило этому чаю коллекционной ценности. Подлинные, но унылые чаи европейских чайных проектов уже кто только не пробовал. И дальше количество таких людей будет только расти. А настоящую шотландскую подделку, причем под Пушкинскими Горами (фотографии как раз оттуда), довелось попробовать только нескольким десяткам леточайников 2015 года… Впрочем, я отвлекся.
Если бы тогда, в 2015 и 2016 году ребята из The Wee Tea Plantation не гнали бы лошадей, то все у них было бы хорошо. Довели бы до более или менее плодоносящего состояния несколько парадных кустиков, формально производили бы несколько килограммов настоящего шотландского чая, водили бы на плантации туристов, устраивали бы фотосесии, торговали бы всяким прочим чаем, делали бы купажи с местными травами, завели бы питомник и начали бы торговлю саженцами — и стали ли бы уважаемыми людьми и даже возможно орденоносцами. Но Томасу Робинсону со товарищи такой расклад явно показался скучным и они решили выступить красиво.
К выигрышу в несуществующем конкурсе добавились рассказы о поставках чая в Кенсингтонский дворец, вымышленные звания и профессиональные достижения, яркие презентации с привлечением не самых топовых, но все равно актеров и политиков, подарочные чайные кейсы для президента Обамы и прочая красота. Которая привела к тому, что настоящий шотландский чай появился в отелях Balmoral Hotel и Dorchester Hotel и начал продаваться в Fortnum and Mason и Mariage Freres. Вершиной же академической деятельности шотландских чайных первопроходцев стала продажа саженцев чая компании Jersey Royal Company Ltd на 306 тысяч фунтов. Судя по всему, они просто перепродали туда саженцы, купленные на стороне, выдавая их за особые шотландские и холодостойкие. В Джерси там тоже не Ассам, на самом деле.
Короче, резвились ребята от души, но не очень долго. В начале 2019 года, при участии других производителей шотландского чая и на мощностях Абердинского университета были изучены образцы чая от The Wee Tea Plantation — и он был признан чаем, который можно определить в диапазоне от «не совсем шотландский» до «совсем не шотландский». Проще говоря, чай покупался у оптовиков, упаковывался в коробочки, пакетики и баночки с оленем и втюхивался доверчивым энтузиастами и напыщенным понторезам под видом настоящего шотландского. В том же 2019 году Food Standards Scotland — продовольственный надзорный орган Шотландии — развенчал претензии бренда на вымышленные престижные международные награды. На этом, в принципе, недолгая история настоящего шотландского чая с оленем и закончилась. Если вдруг кому интересны детали и подробности, то о них можно почитать в блоге Брюса Ричардсона. Блог, кстати, вообще хороший, рекомендую
Ну а теперь вот Томаса Робинсона судят, обвиняя его в мошенничестве на полмиллиона фунтов и продажу поддельного чая по завышенным ценам. Дядька, понятное дело, все отрицает. И, вполне возможно, что от мошенничества на продаже саженцев он отбрехается. А вот с отелями и магазинами — не уверен.
Прекрасный кейс, на самом деле. Если бы я занимался чайным кейс-стади, то обязательно включил бы его в пакет конкретных ситуация для разбора. Ну хотя бы потому, что от всей этой истории остается стойкое впечатление, что судят Томаса Робинсона не столько потому, что он торговал ненастоящим шотландским чаем — это вообще перспективная бизнес-схема. Сколько потому, что он совсем оборзел и берега попутал. Вот я и разбирался бы со студентами, где грань между уважаемым чайным фермером и презренным чайным шарлатаном.