Список статей (кликабельно)-
Броненосцы береговой обороны. Дас ист "Зигфрид".
Броненосцы.Немецкий конкурент "Гангута". «Ольденбург».
Эскадренные броненосцы.Цель советского флота."Брауншвейг".
Эскадренные броненосцы. Огненный град германского императора. «Кайзер Фридрих III».
Крейсера. Королевы Кайзерлихмарине. «Карола»
Бронепалубные крейсера.Принцессы колониальной империи. «Ирене».
Бронепалубные крейсера. Некрасивый корабль для красивой немки. "Виктория Луиза".
Бронепалубные крейсера. Большие колониальные канонерки для кайзера. "Виктория Луиза".
Броненосные крейсера.Первый тяжелый,несчастная жертва адмирала Фишера."Блюхер".
Броненосные крейсера.Океанские рейдеры адмирала Тирпица."Шарнхорст".
Броненосные крейсера.На дороге разочарований."Роон".
Линейные корабли.Германия принимает вызов. «Нассау».
Линейные корабли.Красные флаги над Хохзеефлотте."Гельголанд".
Линейные корабли.Революционный император."Кайзер".
Линейные корабли.Германские аристократы."Кёниг".
Линейные корабли.После драки."Байерн".
Линейные крейсеры. Немецкий ответ."Фон дер Танн".
Линейные крейсеры.Непотопляемый."Зейдлиц".
Линейные крейсеры.Старший брат."Мольтке".
Линейные крейсеры.Старший брат."Мольтке" в бою.
Линейные крейсеры."Гебен" идет на Восток.
Линейные крейсеры.Турецкоподданный. "Гебен"под полумесяцем.
Линейные крейсеры.Непобежденные в бою."Дерфлингер".
Линейные крейсеры.Опоздавший на войну. "Макензен".
Эсминцы. Суперэсминец в плену врага.S-113.
Эсминцы. Суперэсминец для Супермарины."Премуда"
Канонерские лодки. Последний прыжок. «Пантера»
Канонерские лодки. Колониальные звери кайзера. «Ильтис»
Канонерские лодки. Германский дебют. «Метеор»
Канонерские лодки. Первый "Хорек" Кайзера. «Ильтис»
Морские истории. Скапа-Флоу. 100 лет черному дню Флота Открытого моря.
Кайзерлихмарине ( Kaiserliche Marine, Императорские военно-морские силы) — военно-морские силы Германии, созданные после объединения германских государств в составе Германской империи на основе военно-морских сил Королевства Пруссия, существовавшие с 1871 по 1919 год.
Корабли кайзеровского флота имели префикс SMS , Seiner Majestät Schiff (корабль Его величества). Подводные лодки императорских ВМС обозначались как SM U-№ (нем. Schiff Majestät Unterseeboot, "Его величества подводная лодка"). Преемником кайзеровских ВМС был «Государственный флот» (Reichsmarine) Веймарской республики.
Немцы, несмотря на протяженное балтийское и североморское побережье, до 20 века мало проявили себя на море. Только союз торговых городов Ганзы, имевший в лучшие время до 1000 кораблей, вошел в историю.
Основой же общегерманского флота стал флот королевства Пруссии, прибалтийского государства, созданного на основе Бранденбурга и присоединенного к нему в 1618 году герцогства Пруссия. Первые корабли были приобретены бранденбургским курфюрстом в 1626 году для войны против Швеции в составе польского флота.
В середине 17-го века великий курфюрст Фридрих Вильгельм , будучи сторонником активного развития морской экспансии, обзавелся даже несколькими колониями в Африке. Небольшой военный флот (1677 год -19 кораблей со 160 орудиями и свыше 600 человек команды) в основном нанимался в Голландии через посредника. С его помощью бранденбуржцам удалось захватить несколько небольших шведских судов.
Потом Фридрих Вильгельм использовал флот для выбивания долгов. Первым пострадал Гамбург, который после потери нескольких судов выплатил 100 тысяч талеров.
Затем 2 миллиона талеров начали выбивать из Испании(!!!!).В 1680 году был захвачен испанский фрегат и еще несколько судов. Осмелевший курфюрст решил перехватить и "серебряный флот" на пути из Америки, но его корабли встретили испанскую эскадру, отправленную навстречу бранденбуржцам. В ходе боя, осознав, что пушек у испанцев на порядок больше чем серебра, бранденбургские корабли укрылись в португальском порту.
В сухом остатке на долг насобирать не удалось, но бывший испанский фрегат Carolus II, стал флагманом бранденбургского флота Markgraf von Brandenburg.
1 октября 1684 года курфюрст выкупил у голландцев арендованные корабли, этот день иногда называют днём рождения военно-морского флота Бранденбурга. Было куплено 9 судов со 176 орудиями: пять 10-54 пушечных фрегатов, три 4-8 пушечных судна и одна невооруженная быстроходная яхта. В 1688 году, когда умер Фридрих Вильгельм, флот достиг пика своей численности: он насчитывал 35 кораблей с 210 орудиями и 40 мелких судов с 80 орудиями.
Потомки интереса к флоту не разделили и уже его сын, первый прусский король Фридрих I продал бранденбургские колонии голландцам. Существование бранденбургского флота , уже как части прусского королевского, закончилось в 20-х годах 18 века продажей оставшихся кораблей коммерсантам. Пруссия видела себя сугубо континентальной державой.
Прусский флот ( Preussische Marine ), Королевский прусский флот ( Königlich Preussische Marine ),военно-морские силы Прусского королевства с 1701 по 1867 год.
Прусский флот был создан в 1701 году из бывшего Бранденбургского флота после преобразования личной унии Бранденбурга и Пруссии под властью Гогенцоллернов . Фридрих I из герцога Прусского стал королем Пруссии. При нем некогда небольшой, но славный Бранденбургский флот полностью исчез. Королю хватало только яхты. А все усилия направлялись на укрепление армии.
Фридрих II («Великий») считал, что Пруссии никогда не следует стремиться к развитию своего собственного военного флота. Королевство никогда не могло надеяться сравниться с великими флотами Великобритании, Франции, Голландской республики, Испании, Швеции, Дании и России ; со своими немногочисленными кораблями пруссаки всегда оставались позади этих великих морских держав. Он считал, что морские сражения редко решают конфликт, и предпочитал иметь лучшую армию в Европе, а не худший флот среди военно-морских держав.
Тем не менее ему пришлось в 1757 году собрать сборную флотилию из 13 вооруженных кораблей, которая в сентябре 1759 года незамедлительно проиграла шведам в битве при Фришес-Хаффе. Были потеряны все корабли, но уже в 1760 году флотилия была воссоздана и прослужила до конца Семилетней войны.
Следующее восстановление прусского флота совпало с национальным возрождением после наполеоновских войн. Прусское королевство начало создавать флот для обороны своих берегов. Параллельно развивалось торговое судоходство. Суда Прусского морского предприятия несли военный флаг и были вооружены для защиты от пиратов. Но фактически Пруссия реального военного флота не имела.
Во время волны революции в Германии и всей Европе в 1848-1852 годах , Франкфуртский парламент, представляющий все немецкие земли создал первый общегерманский флот-Reichsflotte (Имперский Флот ). Если при создании Германского союза в 1815 году его морская безопасность через ганноверского короля, люксембургского и гольштейнского герцогов гарантировалась Британским, Голландским и Датским флотами, то на 1848 год первые два вышли из конфедерации, а с Данией вообще началась война из-за Шлезвиг-Гольштейна. Имперский флот возглавил прусский принц Адальберт.
4 июня 1849 года состоялось единственное сражение Имперского флота (5 кораблей) с датским. Оно прошло без потерь для сторон, но датская блокада снята не была.
В 1852 году в состав Имперского флота входили: два парусных фрегата : Deutschland и Eckernförde (захваченный датский корабль Gefion ), три паровых фрегата : Barbarossa (ранее RMS Britannia ), Erzherzog Johann и Hansa; парусный корвет Franklin (подарен Гамбургом, не принят), шесть паровых корветов : Der Königliche Ernst August, Großherzog von Oldenburg, Франкфурт (1848), Бремен, Гамбург, Любек; 27 канонерских лодок; одна подводная лодка Brandtaucher.
2 апреля 1852 года Рейхсфлот был распущен. Хотя большинство кораблей было продано, два паровых фрегата передали прусскому флоту.
Принц Адальберт, отозванный в 1849 году королем из Имперского флота, с энтузиазмом занялся развитием прусского флота. К середине 50-х годов фрегаты и корветы прусского флота показывали флаг уже на всех океанах планеты. Помимо постройки кораблей, принц создал систему по обучению и подготовке моряков для растущего флота. В составе прусского флота выросли три знаменитых впоследствии адмирала раннего Германского Императорского флота-сам принц Адальберт, Карл Рудольф Бромми и Людвиг фон Хенк.
В 1869 году на Северном море у Пруссии на уступленных Ольденбургом землях появилась военно-морская база Вильгельмсхафен. На ее создание было потрачено 1,5 миллиона ф.ст.
После войны с Австрией 1866 года, Пруссия стала единственным объединителем германских земель. Был создан Северо-Германский союз. А на базе прусского флота в 1867 году-Северо - Германский федеральный флот ( Norddeutsche Bundesmarine ), Военно - морской флот Северо - Германского союза.
Флот, наконец, стал создавать свою броненосную эскадру. Первые броненосцы были заказаны за границей. Практически по одному проекту французы построили "Фридрих Карл", а британцы "Кронпринц". Немцы смогли ознакомиться с технологиями двух ведущих морских держав и сравнить их эффективность."Фридрих Карл" стал самым мореходным из первого поколения броненосцев немецкого флота. Проект "Кронпринца" разработал главный морской конструктор Британии Эдуард Рид. Оба корабля были в боевом строю до начала 20 века.
Кроме того немцам удалось выкупить в Англии строившийся по турецкому заказу броненосец "Фатих". Когда турки не смогли оплатить его достройку, немцы перекупили корабль и стали обладателями одного из самых мощных боевых кораблей того времени.
"Кёниг Вильгельм" много лет был флагманом кайзеровского флота, а под конец карьеры, получив при модернизации 1890 года семь 150-мм скорострельных пушек Круппа и пять торпедных аппаратов, в 1895-96 годах был переклассифицирован в броненосный крейсер. На слом его отправили уже после первой мировой войны.
В 1866 году в Данциге заложили первый полностью немецкий, спроектированный и построенный в Германии, броненосец. Был он невелик, всего 4335 тонн, и получил имя "Ганза". Только в строй он вступил лишь в 1875 году, немцы еще учились. С немецким качеством у него тоже было еще все плохо- броня проржавела еще до вступления в строй.
На пути к единой Германии стояла Франция. Франко-прусская война 1870-1871 годов устранила это препятствие. Северо-Германский флот был гораздо слабее французского и принял в войне символическое участие, но и гораздо более мощный французский флот мог только блокировать немецкое побережье.
От востока до запада германский берег был трудно доступен и заграждён отмелями и песчаными наносами. Франция имела прекрасный флот мореходных броненосцев, но из-за осадки они не могли подойти к германскому побережью, а германцы, по понятным причинам, старались не покидать своих портов.
В составе германского флота в 1870 году было пять броненосцев: "König Wilhelm", "Friedrich Karl", "Kronprinz", "Prinz Adalbert" и "Arminius", вооружённых заряжавшимися с казённой части крупповскими пушками. Из них только "König Wilhelm" был способен победить любой французский броненосец.
К этим пяти броненосцам необходимо прибавить два корвета (Elisabeth, Nymphe), два авизо (Preußiseher Adler, Grille) и двадцать канонерок (Comet, Basilisk, Blitz, Cyclop, Camäleon, Drache, Wolf, Fuchs, Sperber, Schwalbe, Hyäne, Habicht, Pfeil, Hay, Jager, Wespe, Natter, Scorpion, Tiger, Salamander). У японских берегов находились корветы "Hertha" и "Medusa", на стоянке у берегов Западной Африки - корвет "Arcona", а в Вест-Индии - канонерка "Meteor".Кроме того, с началом войны были мобилизованы 6 пароходов в качестве вахтенных: "Helgoland", "Cuxhaven", "Diana", "Magnet", "Nordsee", "Bienenkorb" (позже заменён на "Roland") и "Holsatia", а также 23 июля 1870 г. было сформировано Добровольное морское ополчение (Freiwillige Seewehr) в составе 14 маленьких паровых катеров и 7 гребных лодок, вооружённых шестовыми минами.
Флот имел только две базы-Вильгельмсхафен и Киль. К июлю 1870 года укрепления Вильгельмсхафена еще не закончили, только после начала войны срочно установили несколько 203-мм орудий. Кроме того, в бухту Вильгельмсхафена большие броненосцы могли входить только во время прилива.
Киль был оборудован в 1864 году и считался лучшей гаванью Балтийского моря, способной принять большой флот. Самые мощные укрепления порта в июле 1870 года ещё не были закончены, хотя 50-тонная крупповская пушка, заряжавшаяся с казённой части и стрелявшая ядрами весом в 1200 фунтов уже была на месте. На обоих берегах пролива Фридрихсорт были построены или строились батареи. Поперёк залива протянули цепь по фарватеру и поставили мины. Кроме того, наготове был старый корабль, который мог быть затоплен на фарватере.
Французский план войны предусматривал высадку 40 тысячного экспедиционного корпуса генерала Бурбаки на севере Германии, где ожидалось присоединение к нему 40 тысячной датской армии. Войска сосредоточили в Шербуре, но флот оказался не готов.
В связи с тем, что прусская эскадра из 4-х броненосцев ("König Wilhelm", "Kronprinz", "Friedrich Karl" и "Prinz Adalbert") вышла из Плимута, французы разделили свой броненосный флот. Средиземноморская эскадра из 8 броненосцев ( "Magnanime", "Provence", "Героин", "Couronne", "Valeureuse", "Revanche", "Invincible" и "Atalante") осталась сторожить в Оране на случай прорыва через Гибралтар, а в Ла-Манше удалось собрать только 7 кораблей ("Surrveillante", "Gauloise", "Guyenne", "Flandre", "Ocean", "Thetis" и "Jeanne D'Arc").
В итоге французский флот ограничился блокадой германских портов, которая ввиду прекрасного жд сообщения с Австро-Венгрией и Россией практически ничего не дала. Было захвачено 80 германских судов, что принесло немцам убыток в 430 тысяч ф.ст. И это за всю войну!
В августе Средиземноморская эскадра французов добралась таки до Гельголанда, но бункероваться пришлось в открытом море, так как англичане отказались поставлять уголь вчерашним союзникам. Пришлось броненосцам возвращаться на родину, где они узнали о падении империи и отречении Наполеона III . С броненосцев сгрузили часть артиллерии и команд в морскую пехоту, отправившуюся защищать Париж. А корабли продолжили патрулировать уже вдоль берегов.
Находившаяся на Балтике французская эскадра ничем не могла навредить мощным укреплениям Киля. И после поражения французской армии адмирал Буэ получил приказ о бомбардировке единственного доступного для его кораблей города Германии-курортного Кольберга. Правда Буэ от такой сомнительной чести отказался и в конце сентября увел корабли во Францию. Никаких столкновений, достойных упоминания, флоты не имели.
Из блокированного Киля удалось прорваться монитору "Arminius", он ушел в устье Эльбы и корвету "Augusta", который вокруг Британии дошел в Бискайский залив, где успел захватить три французских судна, пока сам не был загнан двумя французскими кораблями в португальский Виго.
За всю войну между двумя великими державами прошло лишь одно морское сражение, и то-за тысячи километров от Европы. 1 ноября 1870 года в испанской тогда Гаване (Куба) встретились стоявшая в гавани французская канонерка "Bouvet", вооружённая одним 160-мм и четырьмя 120-мм орудиями с экипажем из 85 человек, и зашедшая в порт немецкая канонерка "Meteor", вооружённая одним 150-мм и двумя 120-мм орудиями с экипажем из 60 матросов и офицеров.
8 ноября, послав немцу приглашение на бой, "Bouvet"вышла в море, за пределы испанских вод. В соответствии с этикетом через 24 часа за ней вышли немцы.
После двухчасовой безуспешной перестрелки французы пошли на таран. Получилось неудачно, но от удара на палубу "немца" рухнули мачты и его винт запутался в снастях. Пока французы разгонялись для нового тарана, удачный выстрел немецкого орудия пробил французский котел. Не пытаясь более искушать судьбу, на "Bouvet" поставили паруса и ушли в закат, а "Meteor" даже попытался его преследовать. На "Bouvet"оказалось 10 раненых и убитых, на "Meteor" двое убитых.
Победа над Францией в войне 1870-1871 годов создала из многочисленных германских королевств, герцогств, графств и княжеств мощную единую империю, которая имела выход на Северное и Балтийское моря, наследовала богатые традиции морской торговли ганзейских городов и опиралась на растущую мощную промышленность. Растущей экономике требовались колонии как источник сырья и рынок сбыта.
После объединения германских государств в составе Германской империи на базе небольшого флота Северо-Германского Союза были созданы Императорские военно-морские силы- Кайзерлихмарине.
После первой истинно немецкой "Ганзы" Германия получила сразу пять крупных броненосцев. В 1875 году вступили в строй казематные броненосные фрегаты "Кайзер" и "Дойчланд". Построенные в Англии по проекту все того же Э. Рида, они стали последними немецкими броненосцами зарубежной постройки. Броненосцы английской постройки в 90-е, также как флагман, получили при модернизации семь 150-мм орудий, а потом превратились в броненосные крейсера.
Три броненосца типа " Гроссер Курфюрст" отечественной постройки строились на пару лет дольше, немецкие верфи еще не могли соревноваться с передовыми английскими. Зато еще в ходе постройки их удалось из казематных переделать в башенные. Две башни разместились в центральной части корабля. Заложенный головным " Гроссер Курфюрст" вошел в историю как один из самых неудачных кораблей. Мало того, что он строился целых 10 лет, дольше систершипов, так и под кайзеровским флагом проходил всего 26 дней. 31 мая 1878 года флагман германского флота "Кёниг Вильгельм" распорол его борт своим мощный тараном. Новый броненосец отправился на дно, унеся с собой несколько сотен моряков.
До 1877 г. флот Германии насчитывал 10 броненосцев. С 1877 по 1880 год, когда империя взяла курс на создание первоклассного флота,способного обеспечить господство на Балтике, были заложены 4 броненосца типа "Захсен". Корабли в 7400 т вооружили 6-254 мм орудиями (2 в носовом барбете и четыре в казематах).
С крейсерами положение было сложнее. Еще во время войны с Францией немцы, как более слабый флот, попытались использовать в качестве вспомогательных крейсеров для действий на коммуникациях несколько переоборудованных пароходов Ллойда. Но не получилось. Единственным успешным эпизодом стало недолгое крейсерство корвета "Аугуста".
Для полнокровного флота надо было подготовить значительное количество моряков, а так как ставка была сделана на отечественное судостроение, построить современные верфи.
В итоге, к единственной прусской верфи в Данциге добавились верфи фирмы "Вулкан" в Штеттине, государственные верфи в Киле и Вильгельмсхафене, другие заводы и фабрики.
Для руководства же Императорским флотом был выбран армейский генерал-лейтенант Альбрехт фон Штош, занявший в 1871 году пост начальника морских сил, одновременно являясь руководителем морского департамента военного министерства. Через 12 лет его сменил другой армеец-генерал граф Лео фон Каприви. При практически полном отсутствии в стране морских традиций их роль была простой-подготовить поколение настоящих моряков, создать военное судостроение и инфраструктуру. За дело генералы взялись с прусской основательностью.
Военно-морское министерство 1 февраля 1872 года стало Имперским адмиралтейством, а Штош в 1875 году стал адмиралом. Главной задачей Императорского флота была защита побережья, а Франция и Россия рассматривались как наиболее вероятные противники Германии.
В марте 1872 года в Киле для подготовки офицеров была создана Императорская военно-морская академия Германии, в мае - «Корпус инженеров-машиностроителей», в феврале 1873 года - «Медицинский корпус», в июле 1879 года отделение по подготовке торпедных специалистов.
В мае 1872 года была принята десятилетняя программа модернизации флота. Требовалось построить восемь броненосных фрегатов, шесть броненосных корветов, двадцать легких корветов, семь мониторов, две плавучие батареи, шесть авизо , восемнадцать канонерских лодок и двадцать восемь миноносцев на 220 миллионов золотых марок . Четверть финансирования поступило от французских военных репараций.
При этом рассчитывать на создание сразу выдающихся кораблей не было никаких предпосылок, у немцев не было , как у японцев, старших и опытных наставников в виде англичан и французов. И те и другие были не очень благосклонны к новой империи. Зато немцы смогли создать свою, полностью самобытную школу кораблестроения.
А пока, защищенные мощью германской армии, они учились.
Штош, по аналогии с сухопутной армией, рассматривал флот как сочетание линейных сил(пехоты) с подвижными маневренными войсками(кавалерией). Броненосцам отводилась роль пехотных колонн, а крейсерам- роль кавалерийских мобильных отрядов.
Первая серия крейсеров Германской империи, как и следовало ожидать, была весьма заурядной, обычные деревянные корветы «Ариадне», «Луизе» и «Фрейя». За ними последовали вдвое более крупные, но с железными корпусами «Седан» и «Лейпциг». 4500 тонные корветы посчитали слишком дорогими и в конце 70-х построили шесть более легких корветов типа "Бисмарк".
Следующие 6 корветов («Карола», «Ольга», «Мари», «Софи», «Александрина» и «Аркона»), построенных в первой половине 80-х были еще меньше- немногим более 2000 тонн, к тому же построенные по проекту 10 летней давности и вооруженные нескорострельными пушками, они вошли в строй уже при армстронговской"Эсмеральде".
Следующее творение немецких корабелов стало настоящими сумерками тевтонского гения. Построенный в 1886 году корвет "Никсе" в 2000 тонн водоизмещения мог передвигаться со скоростью всего 9 узлов, а на вооружении имел 8 нестандартных 125 мм орудий. В строй его, естественно, сразу ввели как учебное судно. В том же году был готов сталежелезный крейсер «Шарлотта», увеличенная копия "Бисмарка" восьмилетней давности, изюминкой которого стали две машины, работавшие на один вал, и целых 18 150 мм орудий на борту 3700 тонного корабля.
Всего для "кавалерии" Штоша до 1883 года заложили 22 корвета и авизо, которые, при весьма сомнительной боевой ценности, тем не менее обеспечили подготовку тысяч военных моряков, пронесли флаг империи по всем океанам до самых глухих углов и обеспечили огнем и маневром приобретение и усмирение колониальных приобретений Германии. На этих кораблях оттачивали мастерство немецкие инженеры и рабочие.
В 1883 году, когда руководство флотом перешло к графу Лео фон Каприви, в составе флота было семь броненосных фрегатов и четыре броненосных корвета, 400 офицеров и 5000 матросов. Новым направлением стало освоение крайне перспективного торпедного оружия. В октябре 1887 года первая торпедная дивизия была создана в Вильгельмсхафене, а вторая торпедная дивизия - в Киле. В 1887 году Каприви потребовал построить десять бронированных фрегатов.
В июне 1887 года началось строительство Кильского канала , который соединил Северное море с Балтийским через полуостров Ютландия, что позволило немецким кораблям передвигаться между двумя морями, избегая Датских проливов. Это сократило путь торговых судов и объединило два флота империи. Стоимость канала составила 150 миллионов марок, но он позволил создать большой германский флот.
Для защиты немецких морских торговых путей были созданы угольные станции снабжения, Auswärtige Stationen (зарубежные станции), теперь немецкие корабли могли проводить операции по всему миру.
Изменение численности корабельного состава германского флота с 1848 по 1880
Правление Каприви было недолгим, уже в 1888 году он покинул свой пост, вернувшись в армию, командовать корпусом. Причиной отставки стали разногласия с Бисмарком, считавшим необходимым создание большого броненосного флота.
В итоге, когда в 1888 году управление империей принял сторонник Большого флота Вильгельм II, а кресло морского министра в 1897 году занял профессиональный "моряк" Тирпиц, для них было уже все подготовлено- верфи, порты, доки, заводы, пушки и люди.
Согласно Брокгаузу.
Почти все броненосцы снабжены миноносками. По спискам 1891—1892 гг. в германском флоте числилось 12 адмиралов, 921 офицер (включая сюда инженер-механиков и докторов) в 16150 матросов. Флот комплектуется рекрутами из мореходного населения Г., которое, вследствие этого, освобождено от общей воинской повинности. Таких мореходных жителей в Г. считается около 80000; из них 48000 чел. служат на германских купеческих кораблях и около 6000 — на иностранных.
Новая классификация судов германского флота (Из журнала “Морской сборник” № 2 за 1894 г.)
Как сообщает “Army and Navy Gazette”, в основу новой классификации судов германского флота входит главным образом водоизмещение, за исключением крейсеров, при распределении которых по классам принимаются во внимание также и другие элементы.
В первой категории три класса, именно: первый, в который вошли суда водоизмещением в 10000 и более тонн (новый броненосец “Brandenburg” и три других того же типа); второй, в который зачислены суда от 7500 до 10000 тонн водоизмещением (“Konig Wilhelm", “Kaiser” и “Deutschland”); третий – суда от 5000 до 7500 тонн (“Preussen” и шесть других). Ко второй категории броненосных судов принадлежат броненосцы береговой обороны. К первому разряду этой категории принадлежат суда четвертого класса; их водоизмещение от 3000 до 5000 тонн (“Siegfried” и другие суда этого типа); ко второму разряду принадлежат 13 канонерских лодок типа “Wespe” и “Bremse”.
Крейсера I класса должны иметь броневую палубу, бортовую броню и орудия калибром не меньше 21-см; таких крейсеров еще нет в германском флоте. Крейсера II класса имеют броневую палубу и орудия, калибр которых не меньше 15 см (“Kaiserin Augusta”, “Irene” и “Prinzess Wilhelm”). Крейсера III класса также имеют палубную защиту и орудия меньших калибров; в зтот же класс зачислен старый корвет “Агсопа” и шесть других старых судов.
Четвертый класс состоит из канонерских лодок водоизмещением менее 1000 тонн; к пятому классу принадлежат посыльные суда, к шестому мореходные миноносцы (division boats), к седьмому миноносцы, к восьмому учебные суда, в последнем девятом классе числятся суда специального назначения, как-то транспорты, суда, находящиеся при гидрографических работах и портовые.
Личный и судовой состав германского флота.
Сравнение “Rangliste der Kaiserlich Deutschen Marine” на 1894 г. с тем же списком на 1893 г. показывает некоторое увеличение числа офицеров германского флота в 1894 г. “United Service Gazette” дает следующие сравнительные данные для 1893 и 1 894 гг., (цифры в скобках показывают число офицеров в 1893 г.): адмиралы 2 (1); вице-адмиралы 3 (5); контр-адмиралы 9 (10); капитаны 1 ранга 36 (32); капитаны 2 ранга 67 (66); капитан-лейтенанты 138 (136); лейтенанты 213 (202); мичманы 143 (135); гардемарины 137 (113); кадеты 71 (79).
В морской пехоте числится 2 подполковника, 1 майор, 10 капитанов, 9 лейтенантов 1-го класса и 10 2-го класса. Германский флот состоит в настоящее время из 20 броненосных судов (4 первого класса, 3 второго, 7 третьего и 6 четвертого класса), 13 броненосных канонерских лодок, 17 крейсеров (3 второго класса, 3 третьего и 7 четвертого класса), 5 канонерских лодок, 9 посыльных судов, 15 учебных судов и 9 специальной службы.
Германский флот состоит в настоящее время из 20 броненосных судов (4 первого класса, 3 второго, 7 третьего и 6 четвертого класса), 13 броненосных канонерских лодок, 17 крейсеров (3 второго класса, 3 третьего и 7 четвертого класса), 5 канонерских лодок, 9 посыльных судов, 15 учебных судов и 9 специальной службы.
Вильгельм II стал императором Германской империи в июне 1888 года, после смерти своего отца Фридриха III, которому довелось править всего 99 дней. Флот был страстью нового императора и стремление превратить Германию в ведущую морскую державу, соперницу Британии и Франции, увенчалось успехом. Его усилия были отмечены многочисленными почетными званиями, он стал гросс-адмиралом германского флота, адмиралом британского, русского, шведского, датского, норвежского, австро-венгерского и греческого флотов. Известен случай, когда император принял британского посла в форме британского адмирала. Этим званием он гордился особенно.
В 1889 году германское адмиралтейство было упразднено, его заменили три органа: высшее командование флота; имперское морское министерство; морской кабинет. Разработка оперативных планов перешла к высшему командованию флотом(адмиралы фон дер Гольц (29.01.1889–1895 года) и фон Кнорр (1895–1899 года).
Назначенный Вильгельмом в июле 1888 года главой Адмиралтейства вице-адмирал Александр фон Монт лично руководил проектированием первых немецких эскадренных броненосцев типа "Бранденбург"с шестью 280 мм орудиями. Четыре корабля были достроены к 1894 году по цене 16 миллионов марок каждый.
С 1895 года началось строительство пяти эскадренных броненосцев типа
« Кайзер Фридрих III » с большим количеством внедренных технологических новшеств, но с 240 мм главным калибром и многочисленными пушками среднего калибра, ценой уже в 21 миллион марок за штуку.
В 1892 году на воду был спущен первый немецкий крейсер в классическом смысле-SMS Kaiserin Augusta, спроектированный по трехвинтовой схеме. Следующие пять больших крейсеров типа Victoria Louise оказались неудачными, они развивали линию первых бронепалубников-типа "Ирен" и больше подходили для колониальной службы, куда их и сплавили.
В это же время немцы озадачились проектированием своего броненосного крейсера, которым в итоге в 1900 году стал SMS Fürst Bismarck.
Однако, надо отметить, что с крейсерами у немцев не заладилось. Им так и не удалось сформулировать основные требования к нему.
18 июня 1897 года контр-адмирал Альфред фон Тирпиц был назначен статс-секретарем военно-морского флота. Началась новая эпоха, эпоха Большого флота адмирала Тирпица.
Тирпиц начал с пропаганды. Общества любителей флота, специализированные журналы, привлечение политических партий, привлечение спонсоров из военно-промышленных концернов для популяризации военного флота.
Поэтому, в отличие от предшественника, в рейхстаге Тирпицу не могли отказать. Один за другим принимались законы о флоте, который становился все больше и сильнее. Сильный морской флот Тирпиц рассматривал как средство для поднятия престижа страны во внешней политике и убедительный аргумент для торга с той же Британией.
Уже 10 апреля 1898 года Рейхстаг принял первый закон о флоте . Он утвердил создание флота из 19 линкоров, 8 броненосных крейсеров, 12 больших крейсеров и 30 легких крейсеров, которые должны быть построены к 1 апреля 1904 года. Существующие корабли требовалось заменять через 25 лет службы. Ежегодно на содержание флота выделялось пять миллионов марок, а общий бюджет на кораблестроение составлял 408 миллионов марок. Это должно было вывести германский флот на ведущие позиции в мире, где у него оставался лишь один соперник - Королевский флот Великобритании.
В 1897 году германские ВМС значительно уступали британскому флоту. У британцев было 57 броненосцев I, II, III, классов, у немцев 14 (соотношение 4:1), у британцев 15 броненосцев береговой обороны, у немцев 8, у британцев 18 броненосных крейсеров, у немцев 4 (соотношение 4,5:1), у британцев 125 крейсеров 1-3 классов, у немцев 32 (4:1), уступали немцы и по другим боевым единицам.
Постановлением от 27 февраля 1899 года была введена новая классификация типов кораблей. Броненосцы 1-го класса, и броненосцы 3-го класса получали единое обозначение «линейный корабль».
14 марта 1899 года высшее командование военно-морского флота упразднили, а непосредственное руководство флотом Германской империи кайзер возложил на себя. Ему были подчинены-главное инспекторское бюро флота, имперское морское министерство, генеральный морской штаб, морской кабинет, главные командиры портов Балтийского и Северного морей, начальники эскадр — практической и крейсеров.
14 июня 1900 года был принят второй закон о военно-морском флоте, который увеличил состав флота после выполнения программы до 38 линкоров, 20 броненосных крейсеров, 38 легких крейсеров. При этом стоимость программы уже не была зафиксирована, расходы были так велики, что помимо налоговых доходов, финансировались за счет займов.
Сам Тирпиц считал необходимым иметь в строю еще больше линкоров, причем если в 1899 году ему хватило бы 45, то в 1909 году аппетиты выросли до 48. Но даже активно растущая экономика Германии с трудом справлялась с такими огромными затратами. Ведь германская армия тоже росла и модернизировалась аналогичными темпами.
В 1900 году германский флот стал одним из самых активных участников подавления боксерского восстания в Китае в составе "Альянса 8 наций". Немецкие моряки защищали Посольский квартал, брали форты Дагу, Тяньцзин и Пекин.
Активный рост германского флота привел к обострению внешнеполитической ситуации и началу германо-английской гонки вооружений. Британцы высчитали, что к 1906 году Германия станет второй морской державой в мире. Фишер дважды предлагал копенгагировать немецкий флот до того, как тот догонит англичан. Союзы с Японией и Францией позволили Британии большую часть флота держать в метрополии. В итоге англичане объявили о политике "два киля против одного"- на один заложенный немцами линкор им надо было отвечать закладкой двух. В самом Королевском флоте были проведены реформы, резко повысившие его боеспособность.
Развитием броненосцев типа "Кайзер" стали 5 эскадренных броненосцев типа "Виттельсбах", построенных в 1899-1904 годах по 22 миллиона марок за штуку. Следующая пятерка "Брауншвейгов"1901-1906 годов постройки стоила уже более 24 миллионов марок каждый, но несли они уже 280 мм пушки. Последняя пятерка эскадренных броненосцев типа "Дойчланд" вступила в строй в 1906 году, имела водоизмещение более 14 тысяч тонн и гораздо более толстую броню. Всего по 24,5 миллиона марок за штуку. Темпы строительства впечатляют. Не зря заволновались английские лорды. 20 однородных современных броненосцев за десятилетие.
Германские броненосцы были по сравнению с британскими более компактными, их размеры ограничивали возможности Кильского канала. Традиционно меньший главный калибр немцы считали преимуществом из-за более высокого качества крупповских пушек и большей скорострельности на небольших дистанциях Северного моря.
Большие крейсера германского флота в это время стали броненосными. Развитие их шло постепенным улучшением конструкции "Fürst Bismarck". После него было построено 7 броненосных крейсеров, которые в "Шарнхорсте" и "Гнейзенау" приобрели черты классического океанского рейдера. Завершил линию первый и последний уникальный тяжелый крейсер "Блюхер".
В 1902-1907 годах немцы построили 8 легких крейсеров типа "Бремен"(легкие крейсера носили имена немецких городов) со смешным вооружением в виде десятка 105 мм орудий. Что делать, не было у немцев рабочей концепции для легких крейсеров. "Любек" зато стал первым германским турбинным крейсером.
Германский флот успешно избежал строительства полудредноутов, в отличие от остальных больших флотов, но перед кайзером и Тирпицем встал вопрос-что делать дальше. Появление "Дредноута", конечно, обесценило созданный таким трудом флот германских броненосцев, но одновременно обесценило и огромный британский линейный флот, который немцы так стремились догнать.
Волею технического прогресса, обе империи оказались на практически равных стартовых условиях. Немцам пришлось тщательно считать деньги. Новые 19000 тонные дредноуты по расчетам обходились в 36,5 миллионов марок. Появившиеся вскоре линейные крейсеры тянули на 27,5. Еще 60 миллионов надо было на углубление под них Кильского канала.
Немцы согласились повысить ставки. Рейхстаг убедили выделить на новую программу чудовищную сумму в 940 миллионов марок. Каждый год планировалось строить два дредноута и один линейный крейсер. А ведь в 1906 году 60 % бюджета империи и так шло на армию и флот.
Первые 4 немецких дредноута типа "Нассау" были заложены в 1907 году. Строительство новых кораблей и в Германии и в Англии было теперь засекречено, в прессу часто шла дезинформация.
Первые дредноуты вступили в строй Кайзерлихмарине в 1910 году, а в 1908 году был спущен на воду первый немецкий линейный крейсер SMS Von der Tann. Турбины на нем стояли Парсоновские, в этой области немцы отставали. Его стоимость превысила прогноз и составила 35,5 миллионов, чуть дешевле 37 миллионов за "Нассау".
Класс легких крейсеров был пополнен кораблями типа "Дрезден" и "Кольберг" с теми же 105 мм пушками в качестве основного вооружения. Тем не менее эти крейсера неплохо себя проявили в качестве рейдеров во время войны.
Как ни странно, но германский флот достаточно долго противился внедрению подводных лодок. Первая U-1 была поставлена лишь в декабре 1906 года , ее построили на крупповской верфи Germania в Киле. По настоящему грозным оружием подлодки стали после внедрения на них дизелей в 1910 году, а уж в дизелях германцы были очень сильны.
Немцы тратили на флот все больше и больше. В 1907 году это было 290 миллионов марок, в 1908 году уже 347 миллионов( четверть бюджета империи). Германии корабли обходились в среднем на 30% дороже, чем аналогичные британцам. В Рейхстаге стали проявлять недовольство растущими и бессмысленными расходами, Англия явно не собиралась уступать своего преимущества. Да и обученные кадры для экипажей новых кораблей кончились.
В марте 1908 года Тирпицу удалось провести через Рейхстаг поправку о сокращении службы линкоров до 20 лет. Это ускорило обновление корабельного состава до 4-х линейных кораблей в год( замена не требовала согласования депутатов). Целью Тирпица был флот из 16 линкоров и 5 линейных крейсеров к 1914 году, также должно было быть 38 легких крейсеров и 144 миноносца.
Вторая серия дредноутов типа "Гельголанд" (4 штуки) была заложена в 1909-1910 годах и обошлась в 46 миллионов марок за штуку. Водоизмещение достигло 22800 тонн при 12 305 мм орудиях и 21 узловой скорости.
Следующая серия типа "Кайзер" получила турбины, но всего 10 305 мм пушек, правда, более удачно расположенных.
Последние предвоенные дредноуты, четыре корабля типа "Кёниг" вошли в строй в 1914 году, стоили они 45 миллионов марок и были вооружены 10 305 мм орудиями.
Ряды линейных крейсеров пополнили два корабля типа "Мольтке" и чуть более крупный "Зейдлиц". По цене они обошлись примерно в 42 миллиона марок каждый. Немцы освоили производство собственных турбин и с 1908 года их ставили уже на все крейсера. В 1910-12 годах Кайзерлихмарине пополнили 4 легких крейсера типа "Магдебург", а затем типов "Карлсруэ" и "Грауденц".
В 1907 году в Зондербурге (к северу от Киля) была основана школа морской артиллерии . Были усовершенствованы системы управления огнем, особенно для стрельбы на дальней дистанции.
В 1910 году началось строительство первой подводной лодки с двумя дизельными двигателями. U-19 была вдвое больше первой немецкой подводной лодки, имела в пять раз большую дальность - 7 600 морских миль при крейсерской скорости 8 узлов, и скорость 15 узлов максимум. Теперь имелось два носовых и два кормовых торпедных аппарата с шестью торпедами. Лодка разрабатывалась для глубин до 50 метров, но могла выдержать 80.
Гонка морских вооружений к 1910 году полностью вышла за рамки здравого смысла, в Британии и Германии появились силы, заинтересованные в снижении расходов на строительство новых кораблей. Стороны в 1910-12 годах обменялись визитами и провели напряженные переговоры, которые подтвердили отсутствие возможности договориться. Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль вообще заявил, что океанский флот для Германии непозволительная роскошь, что сильно обидело чувствительных немцев.
На этом фоне в апреле 1912 года Тирпиц "пробил" постройку еще трех линкоров и еще 15 000 моряков для флота. Всего флот должен был иметь ь пять эскадр по восемь линкоров, двенадцать больших крейсеров и тридцать малых, а также дополнительные крейсеры для зарубежных операций. План предусматривал к 1920 году основной флот в составе 100 000 человек, 49 линейных кораблей и 28 линейных крейсеров. Кайзер прокомментировал поведение британцев: «… мы приперли их к стенке».
В 1912–13 годах Германия заложила три линейных крейсера типа Derfflinger водоизмещением 27 000 тонн , максимальной скоростью 26–27 узлов и стоимостью 56–59 миллионов марок каждый. SMS Derfflinger был первым немецким кораблем, на котором были установлены зенитные орудия.
В ответ же на английские супердредноуты "Куин Элизабет" в 1913 году были заложены два линкора типа "Байерн" с 380 мм пушками. Достроили их, правда, лишь к концу войны.
Легкие силы флота пополнили крейсера SMS Wiesbaden , SMS Regensburg, SMS Frankfurt, вступившие в строй в 1915 году , а также два крейсера, строившихся для России и конфискованных в августе 1914 года-SMS Pillau и SMS Elbing.
В 1910 году принц Генрих научился летать на самолете и авиатехника начала проникать в германский флот. В 1911 начались испытания самолетов, а в 1911 Тирпиц купил у Цеппелина первый дирижабль для морской разведки. Заказали еще 10, но первый цеппелин был уничтожен штормом, второй взорвался. Заказ отменили, оставив в строю единственный уцелевший - L 3.
К 1914 году Marine-Fliegerabteilung состоял из двенадцати гидросамолетов и одного наземного самолета. Испытания в 1914 году гидросамолетов на борту корабля закончились неудачей-из четырех задание выполнил лишь один.
К началу Первой мировой войны Императорский флот Германии имел 14 дредноуов, 22 додредноута и 4 линейных крейсера, 7 броненосных и 43 лёгких крейсера, 219 эсминцев и миноносцев, 28 подлодок. Еще три линкора типа König были построены в период с августа по ноябрь 1914 года, а два линкора класса Bayern поступили на вооружение в 1916 году. Линейные крейсеры Derfflinger , Lützow и Hindenburg были построены в сентябре 1914 года, марте 1916 года и мае 1917 года соответственно.
Германский флот состоял из Флота Открытого моря( Hochseeflotte), Морских сил Балтийского моря , Средиземноморской эскадры и Германской Восточно-Азиатской крейсерской эскадры.
Флот Открытого моря в августе 14-го-Флагман " Фридрих дер Гроссе", три эскадры(1,2,3)линкоров-Остфрисланд, Пройссен, Кайзер, Тюринген, Шлезвиг-Гольштейн, Кайзерин, Гельголанд, Шлезиен, Кениг Альберт, Ольденбург, Поммерн, Принцрегент Леопольд, Позен, Ганновер, Кениг, Рейнланд, Гессен, Гроссер Курфюрст, Вестфалия, Лотринген, Нассау, Deutschland.
Корабли германского флота сыграли очень важную роль в истории первой мировой войны.
- Прорыв Средиземноморской эскадры(линейный крейсер "Гебен" и легкий "Бреслау") адмирала Сушона в 1914 году в Турцию послужил катализатором вступления Османской империи в войну на стороне Германии.
- Торпедирование немецкой подводной лодкой U-20 7 мая 1915 года лайнера "Лузитания" стало одним из основных поводов для вступления США в войну на стороне Антанты.
- Наконец, восстание моряков Кайзерлихмарине в ноябре 1918 года на базе в Киле стало началом Ноябрьской революции в Германии, уничтожившей Второй рейх.
В мае 1916 года между британским Гранд-Флитом и Флотом Открытого моря состоялось крупнейшее в мировой истории морское сражение- Ютландское. Явного победителя в битве не было, но итогом стало блокирование немецкого флота в течение всей войны.
В ходе войны германский флот потерял 28 боевых кораблей основных классов.
Линейные корабли (Schlachtschiffe)
“Pommern” (13 190 тонн).1.6.1916 в 03:10 торпедирован брит. ЭМ “Mindful”, “Onslaught”, “Obedient”, переломился и затонул в Гельголандской бух. Потери: 844 чел.
“Rheinland” (18 873 тонн)11.4.1918 выскочил на камни у Аландских о-вов (Балтийское море); из-за тяжести повреждений восстановление признано нецелесообразным; 9.7.1918 исключен из состава флота.
Большие крейсера (Grosse Kreuzer)
“Blücher” (15 842 тонн)24.1.1915 в 10:12-13:13 тяжело поврежден артиллерией брит. ЛКР “Lion”, “Tiger”, “Princess Royal”; “New Zealand”, “Indomitable” и торпедами КРЛ “Arethusa”; в 13:13 перевернулся и затонул в Северном море (54º20’ с.ш., 05º43’ в.д.). Потери: 23 офицера, 724 матроса; брит. кораблями спасен 281 чел., из которых 21 позже скончался.
“Friedrich Karl” (9087тонн) 17.11.1914 в 01:46 подорвался на мине заграждения, выставленного русс. ЭМ “Сибирский стрелок”, “Генерал Кондратенко”, “Охотник” и “Пограничник” в 33 милях зап. Мемеля; в 01:59 подорвался вторично; в 06:35 оставлен экипажем; в 07:15 перевернулся и затонул. Потери: 8 чел.
“Gneisenau” (11 616тонн) 8.12.1914 в 13:20-18:02 потоплен артиллерией брит. ЛКР “Invincible”, “Inflexible”, КРБР “Carnarvon” в 90 милях юж. Порт-Стэнли (52˚??’ ю.ш., 56˚01’ з.д.). Потери: 598 чел.
“Lützow” (26 600 тонн) 31.5.1916 в 17:05-19:35 тяжело поврежден артиллерией брит. ЛКР “Lion”, “Princess Royal”; “Invincible”, “Inflexible”, ЛК “Barham”, “Valiant”; в 20:05-20:37 поврежден артиллерией брит. ЛК “Monarch”; 1.6.1916 в 02:45 оставлен экипажем, торпедирован герм. ММ “G 38” и в 02:47 затонул в Северном море (56º15’ с.ш., 05º53’ в.д.). Потери: 116 убитых, 50 раненых.
“Prinz Adalbert” (9087 тонн) 23.10.1915 торпедирован и потоплен брит. ПЛ “Е 8” в р-не Либавы (Балтийское море). Потери: 672 чел., спасено 3.
“Scharnhorst” (11 616 тонн) 8.12.1914 в 13:20-16:07 потоплен артиллерией брит. ЛКР “Invincible”, “Inflexible” в 90 милях юж. Порт-Стэнли (52˚??’ ю.ш., 56˚00’ з.д.). Потери: 860 чел. (в т.ч. 1 адмирал).
“York” (9533 тонн) 4.11.1914 затонул в результате подрыва на двух герм. минах в бух. Яде. Потери: 336 чел.
Малые крейсера (Kleine Kreuzer)
“Ariadne” (2380 тонн) 28.8.1914 тяжело поврежден артиллерией брит. ЛКР “Lion” и КРЛ “Arethusa” и “Fearless” в Гельголандской бух; оставлен экипажем; в 16:25 перевернулся и затонул. Потери: 64 чел.
“Bremen” (3278 тонн) 17.12.1915 в 18:04 подорвался на двух минах заграждения, выставленного русс. ЭМ “Новик”, “Победитель”, “Забияка”, взорвался и затонул в р-не Виндавы (57º31’ с.ш., 20º24’ в.д.). Потери: 11 офицеров, 187 матросов.
“Breslau” (с 1914 г. – турец. “Midilli”) (4570 тонн) 20.1.1918 в 08:31-09:06 подорвался на пяти брит. минах; в 09:10 затонул у о. Имброс в Эгейском море (40º05’ с.ш., 26º02’ в.д.);. Потери: 348 чел. (316 немцев, 32 турка); спасено 162.
“Сöln” (4362 тонн) 28.8.1914 тяжело поврежден артиллерией брит. ЛКР “Lion”, “Princess Royal”, в 14:25 перевернулся и затонул в Гельголандской бух. (54º08’36” с.ш., 06º58’57” в.д.). Потери: более 370 чел. (в т.ч. 1 адмирал); спасен 1 чел.
“Dresden” (3664 тонн) 14.3.1915 потоплен артиллерией брит. КРЛ “Glasgow” и КРБР “Kent” и подрывными зарядами, установленными экипажем, у о. Мос-э-Тьера (33º37’ ю.ш., 78º44’ з.д.). Потери: 7 чел.
“Elbing” (4390 тонн) 1.6.1916 около 01:30 тяжело поврежден в результате столкновения с герм. ЛК “Posen”; в 03:00 при появлении брит. кораблей взорван экипажем и затонул в Северном море (55º49’ с.ш., 05º54’ в.д.). Потери: 4 убитых, 12 раненых.
“Emden” (3664 тонн ) 9.11.1914 в 09:45-11:15 поврежден артиллерией брит. КРЛ “Sydney”; в 11:15 выбросился на берег у о. Норт-Килинг (11º50’ ю.ш., 96º49’ в.д.). Потери: 134 убитых, 65 раненых.
“Frauenlob” (2360 тонн) 31.5.1916 в 23:35 потоплен артиллерией и торпедами брит. КРЛ “Southampton” в Северном море (56º15’ с.ш., 05º48’ в.д.). Потери: 320 убитых, 1 раненый.
“Gazelle” (2380 тонн) 5.1.1915 в 13:39 тяжело поврежден в результате подрыва на мине, поставленной русс. КРБР “Россия” сев. о. Рюген; не восстановлен, с 1916 г. использовался как блокшив.
“Hela” (2082 тонн) 12.9.1914 торпедирован и потоплен брит. ПЛ “Е 9” в Гельголандской бух. Потери: 2 чел.
“Karlsruhe” (4900 тонн) 4.11.1914 в 18:30 переломился в результате внутреннего взрыва в 350 милях вост. о. Тринидад (11º07’ с.ш., 55º25’ з.д.); кормовая часть окончательно затонула в 18:57. Потери: 262 чел., спасено 146.
“Königsberg” (4380 тонн) 11.7.1915 разрушен артиллерией брит. МН “Mersey” и “Severn” в дельте р. Руфиджи (07º51’ ю.ш., 39º15’ в.д.). Потери: 19 убитых, 45 раненых.
“Leipzig” (3278 тонн) 8.12.1914 в 14:53-20:45 поврежден артиллерией брит КРЛ “Glasgow” и КРБР “Cornwall”; в 21:23 перевернулся и затонул в 160 милях юж. Порт-Стэнли (53º55’ ю.ш., 55º55’ з.д.). Потери: 315 чел.; спасено 5 офицеров, 13 матросов.
“Magdeburg” (4570 тонн) 26.8.1914 в 00:37 в тумане выскочил на камни у о. Одесхольм (59º18’ с.ш., 23º21’ в.д.); при подходе русс. КР “Богатырь” и “Паллада” в 09:10 взорван экипажем. Потери: 17 убитых, 17 раненых, 18 пропавших без вести, 57 пленных.
“Mainz” (4362 тонн) 28.8.1914 тяжело поврежден артиллерией брит. КРЛ “Arethusa”, “Fearless” и торпедой брит. ЭМ; в 12:50 спустил флаг и вскоре затонул в Гельголандской бух. (53º58’ с.ш., 06º42’ в.д.). Потери: 89 чел; остальной экипаж снят брит. ЭМ “Lurcher”.
“Nürnberg” (3469 тонн) 8.12.1914 в 17:00-19:20 поврежден артиллерией брит КРБР “Kent”; в 19:30 перевернулся и затонул в 150 милях юж. Порт-Стэнли (53º ю.ш., 55º з.д.). Потери: 327 чел.; спасено 7.
“Rostock” (4900 тонн) 1.6.1916 в 01:30 торпедирован и тяжело поврежден брит. ЭМ; в 05:45 при появлении брит. кораблей потоплен торпедами герм. ММ “V 71” и “V 73” в Северном море (55º40’ с.ш., 06º22’ в.д.). Потери: 14 убитых, 6 раненых
“Undine” (2360 тонн) 7.11.1915 торпедирован и тяжело поврежден брит. ПЛ “Е 19”; в 13:08 торпедирован вторично и затонул в р-не м. Аркона (54º59’ с.ш., 13º51’ в.д.). Потери: 14 чел.
“Wiesbaden” (5180 тонн) 31.5.1916 в 17:40-19:00 тяжело поврежден артиллерией брит. ЛКР “Invincible”, КРБР “Warrior” и КРЛ “Chester”, потерял ход; торпедирован брит. ЭМ “Onslow”; 1.6.1916 в 02:45 затонул Северном море (57º01’ с.ш., 05º53’ в.д.). Потери: 589 чел.; спасен 1.
Когда же в октябре 1918 года Императорское военно-морское командование в Киле под командованием адмирала Франца фон Хиппера решило отправить германский флот "в последний и решительный бой" против превосходящего англо-американского флота, на военно-морской базе началось восстание, переросшее в революцию и падение империи.
По условиям перемирия основные силы германского флота до подписания мирного договора должны были быть интернированы. Все нейтралы отказались от интернирования второго флота планеты. В итоге Флот Открытого моря в ноябре 1918 года был отконвоирован в британскую базу Скапа Флоу, разоружен, лишен большей части экипажа и поставлен под присмотр союзной эскадры.
21 июня 1919 года, после получения информации об условиях мирного договора, германские корабли были затоплены экипажами по приказу командира контр-адмирала Людвига фон Рейтера. Затонуло 52 корабля (10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 лёгких крейсеров и 32 эскадренных миноносца), 22 англичанам удалось увести на мели.
Основные сражения Кайзерлихмарине в мировой войне:
Битва за Атлантику (1914—1918)
- Сражение в Гельголандской бухте (контр-адмирал Леберехт Маасс )— август 1914 года, поражение германского флота.
- Потопление крейсеров «Абукир», «Хог» и «Кресси» — 22 сентября 1914 года, полная победа германского флота.
- Набег на Ярмут — 3 ноября 1914 года.
- Набег на Хартлпул, Скарборо и Уитби — 16 декабря 1914 года.
- Сражение у Доггер-банки (вице-адмирал Франц Хиппер )— 24 января 1915 года, поражение германского флота.
- Ютландское сражение(вице-адмирал Рейнхард Шеер ; вице-адмирал Франц Хиппер ) — 31 мая — 1 июня 1916 года, тактическая победа немцев, стратегическая победа англичан.
- Второе сражение в Гельголандской бухте — 17 ноября 1917 года, неопределённый исход.
Балтийское море
- Готландский бой — 19 июня 1915 года, поражение германского флота.
- Атака на Рижский залив (вице-адмирал Эрхард Шмидт )— 8-19 августа 1915 года, поражение германского флота.
- Моонзундское сражение — 12-20 октября 1917 года, победа германского флота.
Тихий океан
- Бомбардировка Папеэте — 22 сентября 1914 года, победа германского флота.
- Сражение при Коронеле (вице-адмирал Максимилиан фон Шпее )— 1 ноября 1914 года, полная победа германского флота.
- Фолклендский бой (вице-адмирал Максимилиан фон Шпее )— 8 декабря 1914 года, сокрушительное поражение германского флота.
Индийский океан.
- Бой у Занзибара — 20 сентября 1914 года, победа германского флота.
- Бомбардировка Мадраса — 22 сентября 1914 года, победа германского флота.
- Бой у Пенанга — 28 октября 1914 года, победа германского флота.
- Бой у Кокосовых островов — 9 ноября 1914 года, поражение германского флота.
- Бой на Руфиджи — октябрь 1914 — 1 июля 1915 года, поражение германского флота.
Чёрное море (германские корабли с немецкой командой в составе турецкого флота).
- Бой у мыса Сарыч — 18 ноября 1914 года.
- Бой у Босфора — 10 мая 1915 года.
Некоторое значение имеют крейсерские операции крейсеров « Эмден» , « Кенигсберг» , а также парусного корабля-рейдера "Зеадлер" и осада Циндао в сентябре 1914 года англо-японскими силами .
Императорский флот Германии первым в мире начал массированное применение подводного флота — к концу Первой мировой войны в состав флота вошли 375 подводных лодок. В 1915 и 1917-1918 годах кайзеровский флот практиковал неограниченную подводную войну.
Кайзеровский флот, уступая британскому по количеству кораблей, имел техническое превосходство в обеспечении живучести кораблей, более надежной конструкции и системе хранения боеприпасов. Германский флот не потерял ни одного корабля от внутренних взрывов на базе и ни одного корабля в бою от взрыва боезапаса. Только броненосец SMS Pommern в Ютландском сражении погиб от детонации боеприпасов при торпедировании. Немецкие корабли отличались феноменальной живучестью, особенно в сравнении с британскими.
Уцелевшие после Скапа Флоу немецкие корабли частично были переданы союзникам в счет репараций и служили потом в итальянском, французском, польском и других флотах. Несколько старых кораблей остались служить Германии. Преемником кайзеровских ВМС стали ВМС Веймарской республики ( Reichsmarine).
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам