До начала 20 века германский флот никто не воспринимал всерьез. Если у сухопутной армии была репутация,основанная на победах Фридриха Великого и Мольтке Старшего,но немногочисленный флот Пруссии ,а затем и Германской империи ничем не проявил себя в войнах с Данией,Австрией и Францией.
Однако империя росла,богатела,прирастала колониями в Африке и на Тихом океане,ее торговые и политические амбиции все чаще пересекались с владычицей морей.Мечта о большом флоте обьединила кайзера Фридриха Вильгельма II и военно-морского министра Альфреда фон Тирпица .Уже в 1898 рейхстаг принял амбициозный «Закон о флоте» . Военный флот должен был значительно увеличиться и регулярно обновлять корабли.
В 1900 г. произошел инцидент в Восточной Африке,британцы арестовали несколько немецких торговых пароходов. На волне общественного возмущения кайзер и морской министр провели через рейхстаг новый закон-1900 года. По нему флот полежал удвоению.Количество германских броненосцев к 1920 году должно было составить 34 единицы — 4 эскадры, по восемь броненосцев, сведенные в две дивизии по четыре корабля. Ещё два корабля строились как флагманские. В 1908 в закон о флоте была внесена поправка-срок замены броненосца снижен с 25 до 20 лет.С 1901 по 1905 планировалось строить по два новых броненосца по программе увеличения флота,а с 1906 по 1909 по два корабля должны были строиться для замены старых броненосцев 19 века.
В 1901—1905 годах по этой программе были заложены броненосцы с нормальным водоизмещением в 13 200 т и вооружение из 4 орудий главного калибра в 280-мм и 14 170-мм орудий среднего калибра — пять типа Braunschweig и пять типа Deutschland.
Только даже такими ударными темпами даже приблизиться к британскому флоту немцам удалось бы не скоро.
Помогли,как ни странно,сами англичане! В 1906 они построили "Дредноут"-и разом обнулили весь Королевский флот. У Германии появился шанс начать линкорную гонку с чистого листа. И она этот шанс не упустила! В 1906 году было принято дополнение к закону о флоте, по которому было предусмотрено строительство первых германских дредноутов. Проектными работами руководил главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (Burkner).
Их было 4- два профинансированы в бюджете 1906,два-1907 года. Выделение средств на строительство всех четырёх линкоров началось лишь в 1907 году, а закладка на стапелях состоялась почти одновременно — в июне — августе 1907 г . Корабли строились ускоренными темпами-хотя ,по определенным причинам,достигнуть рекорда скорости постройки "Дредноута" не получилось.
Головной дредноут- «Nassau» строился 26 месяцев,остальные- «Westfalen», «Posen» и «Rheinland» - от 27 до 35.Дредноуты ,согласно Закону о флоте,меняли старые броненосцы «Bayern», «Sachsen», «Wurtemerg» и «Baden» .
По сравнению с броненосцами типа «Deutschland» стоимость новых линкоров возросла в полтора раза. Для 5 броненосцев типа «Deutschland», спущенных на воду только в 1904—1906 годах, полная стоимость строительства колебалась от 21 до 25 млн марок. Строительство новых линкоров обошлось имперской казне значительно дороже.«Nassau» — 37 399 тысяч золотых марок,«Westfalen» — 36 920 тысяч золотых марок,«Rheinland» — 36 916 тысяч золотых марок,«Posen» — 37 615 тысяч золотых марок.
Надо отметить,что помимо чисто финансовых ограничений при проектировании кораблей ,немцы ориентировались на возможности Кильского канала,которые связывал Балтийское и Северное моря без участия датских проливов,а также на возможности основных гаваней военного флота-Киль и Вильгельмсхафен,количество и размеры сухих доков. Тщательное планирование под руководством Тирпица привело к тому что канал своевременно углублялся и расширялся ,а доки и портовые сооружения строились согласно плану увеличения флота.
«Нассау» SMS Nassau Kaiserliche Werft Wilhelmshaven заложен 22 июля 1907,спущен на воду 7 марта 1908,вступил в строй 1 октября 1909, Передан по репарациям Японии, разобран в 1921
«Вестфален» SMS Westfalen AG Weser, (Бремен) заложен 12 августа1907 ,спущен на воду 1 июля1908 ,вступил в строй 16 ноября 1909. 1.9.1918 выведен из состава флота и использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. После капитуляции был интернирован и передан Англии, разобран в 1924 г.
«Рейнланд» SMS Rheinland AG Vulcan, (Штеттин) заложен 1 июня1907 ,спущен на воду 26 сентября 1908 ,вступил в строй 30 апреля 1910. 9.7.1918 г. выведен из состава флота и разобран в 1921 г
«Позен» SMS Posen Germaniawerft, (Киль) заложен 11 июня 1907 ,спущен на воду 12 декабря 1908 ,вступил в строй 31 мая 1910,продан на слом в 1921
Водоизмещение- 18 873 т (нормальное), 20 535 т (полное)Длина145,72—146,15 м (наибольшая), 145,67 м (по КВЛ), 137,7 м (между перпендикулярами). Ширина 26,88 (по КВЛ) .Высота по миделю — 13,245 м. Осадка при полном водоизмещении — 8,57 м (носом), 8,76 м (кормой).
Бронирование-пояс: 80—290(270 мм по др. источникам)]
траверсы: 90—210 мм
палубы: 40—60 мм
башни ГК: 60—280 мм
барбеты: 50—280 мм
казематы ПМК: 160 мм
командирская рубка: 80—400 мм
Двигатели-12 котлов типа Шульц-Торникрофта;4-цилиндровые ПМ тройного расширения, 22 000 л. с.. Движитель 3 винта. Скорость хода 19,5 узлов полная. Дальность плавания 8000/2000 миль на 10/19 узлах. Экипаж 967—1087 человек.
Вооружение-12 280-мм АУ SK.L/45.в 6 башенных установках, 12 150-мм орудий SKL/45 в казематах, 16 88-мм орудий SKL/45 в батарее и на надстройках, 2 60-мм десантные пушки SBtsKL/21. Минно-торпедное вооружение- 6 450-мм подводных торпедных аппаратов
Все корабли, традиционно для немецкого флота, отличались шлюпочными кранами. Несколько отличались формой и размерами портов 88-мм АУ в полубаке и носовой надстройке.Первое время "Nassau" и "Westfalen" несли длинные сдвоенные, расходящиеся наподобие рогов, радиоантенны на топах мачт. Они были сняты в 1911 г. Остальные два сразу имели традиционную конструкцию мачт с брам-стеньгами. В 1914 г. на всех были оборудованы наблюдательные посты на фок-мачтах. В 1915 были сняты компасные площадки в корме, затем - все не зенитные 88-мм АУ. Летом 1916 г. на всех были демонтированы противоторпедные сети.
Корпус новых линкоров выполнялся гладкопалубным и был сравнительно широким. Увеличения ширины требовало усиление противоминной защиты и необходимость ограничить осадку корабля в мелководных акваториях северной Европы.Высота корпуса по сравнению с броненосцами была увеличена для улучшения мореходности. По высоте корпус корабля разделили шестью палубами, часть из которых проходила через весь корабль, и двумя палубными платформами. Сверху вниз располагались: ярусы мостиков, палуба надстроек (спардек), верхняя, батарейная, броневая (она же промежуточная, как продолжение броневой в той же плоскости в местах отсутствия бронирования) палубы; в части корпуса ниже броневой палубы верхняя и нижняя палубные платформы (твиндек) и настил внутреннего (второго) дна, а в носовой и кормовой оконечностях настилом трюма. Внутреннее пространство корпуса делилось на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Все водонепроницаемые переборки доходили до главной броневой палубы, а часть из них — до батарейной или верхней палуб.
По сравнению с предшествующими кораблями бронирование было еще более усилено. Вертикальное бронирование изготавливалось из цементированной крупповской брони. Защита корабля была явно сильнее первого английского линкора нового типа. В схему бронирования первых немецких дредноутов входили:
- забронированная цитадель, включающая главный и верхний броневые пояса с броневой палубой выше ватерлинии и броневыми траверзами в оконечностях, а также броневой каземат противоминной артиллерии;
- легкая бортовая броня в оконечностях с броневыми палубами ниже ватерлинии;
- бронированная верхняя и частью батарейная палубы;
- защищенные толстой броней барбеты и орудийные башни;
- бронированные боевые рубки и посты управления кораблем в бою, а также различное местное бронирование;
- противоминная переборка, входящая в структуру конструктивной подводной защиты.
Nassau получили достаточно хорошую внутреннюю противоминную защиту, гораздо более надежную, чем на кораблях других стран. Отличительной особенностью подводной конструктивной защиты была большая глубина. При ширине самого корпуса 26,3 м она состояла в районе котельного отделения на миделе из ширины двойного борта — 1,14 м, коффердама — 1,42 м, защитной угольной ямы — 2,12 м и расходной угольной ямы — 1,81 м, что в сумме составляло 6,49 м с каждого борта, 12,98 м или 49 % ширины корпуса.
На корабли класса Nassau были установлены- 280-мм орудия SK.L/45- 12шт. (6 башен ),150-мм орудий SKL/45- 12 орудий,88-мм орудий SKL/45-16Тштук,торпедные аппараты 450-мм подводные торпедных аппараты-6 .Зенитная артиллерия 88 см SKL/45(GE) - 4шт.
Новое германское 280-мм орудие 28-cm SKL/45 образца 1907 с длиной ствола 45 калибров (вместо 40 калибров на броненосцах типа Deutschland) лишь незначительно уступало 305 мм британскому,поэтому вопрос о переходе на новый калибр был отложен до готовности новой 305 мм германской пушки. 280-мм снаряд весом 305 кг развивал начальную скорость 820 м/сек, и при возвышении орудия 20 градусов достигал дальности стрельбы 18,9 км. Позже, с принятием на вооружение нового снаряда, дальность стрельбы увеличилась до 20,4 км. По официальным немецким данным, пробивная способность орудия у дульного среза составляла для стальной плиты 889 мм . Шестиугольное расположение башен позволяло вести бой не только в кильватерной колонне, но и строем фронта или строем уступа, а значит давало, дополнительные, и весьма широкие возможности в маневрировании эскадр .Управление артиллерийским огнем главного калибра производили из передней и задней бронированных боевых рубок ,что в дальнейшем стало стандартом для крупных кораблей кайзеровского флота.
На Nassau были установлены двенадцать 150-мм орудия новой модели 15-cm.SKL/45 с длиной ствола 45 калибров вместо 170-мм орудий на предшествующих типах броненосцев. Орудия устанавливались на одинарных лафетах типа MPL.C/06 . Установка обеспечивала угол возвышения орудия от −8 до +20 градусов, однако на определенных углах наведения (приближающиеся к диаметральной плоскости) они ограничивались углами от −4 до +15 градусов. При возвышении +20 градусов орудие стреляло 45-кг.снарядом на 13,5 км, но и это не предел, так как во время обстрела на полигоне при возвышении 25 градусов дальность стрельбы составила 14.8 км. После принятия на вооружение нового типа снаряда дальность стрельбы увеличилась до 16,8 км. Скорострельность орудия составляла 7 выстрелов в минуту, хотя некоторые немецкие источники говорят о 10 выстрелах.Артиллерию противоминного среднего калибра дополнили еще легкой противоминной артиллерией из шестнадцати 88-мм орудий так же новой модели 88-ст. SKL/45, с длиной ствола 45 калибров. Орудия устанавливались на одинарном лафете типа MPL.C/06. Установка обеспечивала угол возвышения ствола от −10 до +25 градусов. Наибольшая дальность стрельбы равнялась 10,7 км при возвышении ствола 25 градусов. Орудийная установка позволяла производить до 20 выстрелов в минуту. Размещались орудия частично в казематах на батарейной палубе (по четыре в оконечностях). частично открыто на палубе надстройки за легкими щитами стандартной формы.
Зенитное вооружение первоначальным проектом не предусматривалось, но в ходе Первой мировой войны были установлены по две 88-мм пушки модели «8,8-cm.SKL/45(G.E.)». Это были обычные 88-мм орудия, которые незадолго до войны решили переделать для стрельбы по воздушным целям с помощью специального лафета «MPL.C/13», прикрытого полукруглым защитным щитом. Для стрельбы был разработан специальный облегченный снаряд весом 9 кг при общем весе унитарного патрона 15 кг. Благодаря увеличению веса метательного заряда начальная скорость снаряда увеличилась до 890 м/сек.Это обеспечивало досягаемость стрельбы по высоте до 9,15 км при максимальном возвышении ствола 70 градусов. Управленце орудием осуществлялось вручную. Зенитные орудия устанавливались на линкорах за счет снятия части противоминных 88-мм орудий, которые, впрочем, вскоре были вообще удалены с линкоров.
Торпедное вооружение новых линкоров состояло, как и у предшествующих типов кораблей, из шести 450-мм торпедных аппаратов. Имелось шестнадцать торпед типа «G».
На «Нассау» и «Рейнланд» было по два 8-мм пулемёта (на «Позен» и «Вестфален» четыре) с боекомплектом 10 000 боевых патронов на ствол . Обычно пулемёты устанавливали на специальных тумбах на палубе или на корабельных плавсредствах.
Там же в оружейных комнатах кораблей хранились 355 винтовок образца 1898 г. и 42 600 боевых патронов к ним, а также от 98 до 128 пистолетов образца 1904 года(«9-мм Зельбстладепистоле 1904» ) и 24 500 боевых патронов к ним .
Корабли обладали посредственной мореходностью, очень легко были подвержены бортовой качке, но при этом устойчиво выдерживали курс с креном в наветренную сторону, обладали хорошей маневренностью и малым радиусом циркуляции. Основным топливом был уголь, но во время войны котлы были оборудованы форсунками для впрыска нефти и цистернами общей емкостью 160 т нефти.
Немцы быстро и достойно ответили на британский вызов по имени "Дредноут". Германия стала вторым после Англии обладателем дредноутов в своем флоте и за несколько лет вышла на второе место в мировой морской табели о рангах ."Нассау" имели превосходную для своего времени подводную защиту( "Westfalen", получивший в августе 1916 года торпеду с английской подлодки Е-23, принял 800 тонн воды, но сохранил 14-узловой ход и благополучно вернулся в базу ),мощное бронирование( 280 мм орудия "Nassau" могли поразить бортовую броню первых британских дредноутов с большей дистанции, чем 305 мм тех - броневой пояс "немцев" ),великолепную артиллерию( кстати,впервые обеспеченную металлическими гильзами для зарядов главного калибра),оборудование для ведения боя ночью.И ,впервые в мире,экипаж "Нассау" получил индивидуальные спасательные жилеты.
Проектное водоизмещение "Nassau" превышало "Dreadnought" приблизительно на 700 т, весовая часть энергетической установки и вооружения была меньше, а весовая часть бронирования на 1800 т больше.
Недостатки "Нассау",как ни странно,также связаны с артиллерией- ромбическое расположение артиллерии главного калибра(бортовой залп всего на 8 орудий из 12) и сохранение бессмысленного уже второго противоминного калибра в 88 мм. Паровые машины ,конечно , к 1914 тоже архаичны...но на 1907 г. турбины все-таки оставались еще во многом экспериментальной технологией.Да и расположение артиллерии на том же "Дредноуте" позволяло бортовой залп из тех же 8 орудий.
Боевая служба первых германских дредноутов-предмет отдельной статьи.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам