Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Первый "Хорек" Кайзера. «Ильтис»

Оглавление

После разгрома Франции в 1870-1871 годах новорожденная Германская империя сразу обозначила свой интерес к заморским колониям. Бурно растущая на победной эйфории и французских репарациях промышленность требовала новых рынков сбыта и источников сырья. Немцы жадно хватали все, что плохо лежало, Намибию и Танганьику, тихоокеанские острова и концессии в Китае.

Для захвата и удержания колоний рос и мужал колониальный флот. Надо было готовить смену для еще доимперской серии морских канонерских лодок 1-го класса типа Camäleon. На основе модернизированной лодки этой серии («Циклоп») для заграничной службы был разработан новый проект больших винтовых железных канонерских лодок.

Корабль получился более крупным (570 тонн вместо 420), с улучшенными обводами корпуса. Для экономии на трех новых канонерках использовались паровые машины со списанных лодок типа Camäleon (Blitz, Basilisk, Delphin и Meteor).

Корабли получились с неплохой мореходностью, заметно лучшей, чем у предшественников, с хорошей управляемостью по курсу и приличные ходоки под парусами. Однако, канонерки были сильно подвержены килевой и бортовой качке, хотя и довольно мягкой.

Железный корпус с деревянной палубой был разделен на 6 отсеков, из плавсредств имелись 1 паровая шлюпка, 1-2 катера, 1 ял, 1 шлюпка. Парусное вооружение -типа баркентина, три мачты с площадью парусов 541 м². Позже площадь парусов была уменьшена до 290 м².

По правилам германского рейхстага, финансирование в первую очередь выделялось на замену списанных или погибших кораблей, они получали временные "бюджетные" имена-Ersatz (вместо).... (имя заменяемого корабля. При спуске на воду корабли получали свои окончательные названия.
Имена три построенные канонерки традиционно получили в честь животных-
"Wolf"(волк), "Hyäne"(гиена), "Iltis"(хорек).

Внешне "Iltis" от остальных отличался двойной паропроводной трубой высотой 6,5 метров над ватерлинией в 1 метре перед дымовой трубой.

Стоимость канонерок составила- "Wolf" и "Hyäne"-по 487 тысяч марок, "Iltis": 550 тысяч марок

В период службы корабли неоднократно меняли схему окраски. Изначально применялась чёрно-жёлтая окраска образца 1878 г. С 10.06.1890 в заграничном плавании- бело-жёлтая схема 1890 г. С 29.03.1895 в заграничном плавании: бело-жёлто-серая окраска образца 1895/1896 гг. для рангоутных кораблей. С 29.03.1895 в домашних водах: серая окраска образца 1895/1896 гг.

"Wolf" с 1898 года носил - бело-жёлтую парадную и заграничную окраску образца 1898 г.

-2
-3
 Hyäne
Hyäne

-5
-6

«Вольф» SMS Wolf Kaiserl. Werft, Вильгельмсхафен, стр. № 3, Ersatz Salamander. Заложен 1876, спущен на воду 21.3.1878, вступил в строй 1.10.1878, плавмастерская в Данциге с 3.02.1906, 26.04.1919 продана на слом в Дюссельдорфе

«Хиена» SMS Hyäne Kaiserl. Werft, Вильгельмсхафен, стр. № 4, Ersatz Meteor. Заложен 1876 , спущен на воду 27.6.1878, вступил в строй 8.1879. Посыльное судно ГИСУ с 1898, сторожевой корабль (брандвахта на Айдере) с 8.1914, посыльное судно с 5.1916, 7.04.1919 исключен, 15.07.1919 продан за 200 000 М компании "Cuxhaven-Brunsbüttel-Dampfer-AG", переоборудован в 3-мачтовую моторную шхуну Seewolf, 2.05.1924 затонул из-за пожара груза в Дьеппе, поднят, сдан на слом.

«Ильтис» SMS Iltis  Kaiserl. Werft, Данциг, Ersatz Tiger. Заложен 1877, спущен на воду 18.9.1878, вступил в строй 3.1880. 23.07.1896 погиб в тайфун в Жёлтом море в т. 36°54n/122°30o, погибли 76 человек.

Водоизмещение нормальное 490 тонн, полное 570 тонн, регистровое 295 брт, 121 нрт. Длина ВЛ 44,5 м, полная 47,2 м, ширина 7,66 м, осадка носом 3,10 м, кормой 3,40 м
Двигатели- 2 (по другим данным одна) горизонтальных 1-цилиндровых паровых машины простого расширения производства A. G. "Vulcan", Штеттин ("Wolf": "F. Schichau", Эльбинг) с лодок Blitz, Basilisk, Delphin; 2 коробчатых котла (4 топки) с поддувом,"Wolf" с 1885: "Kaiserl. Werft. Kiel" "Hyäne" с 1888: "Kaiserl. Werft. Danzig", 340 л.с. 1 вал, подъемный винт. Паруса баркентины-брига, 541 м², позже - баркентины-шхуны, 290 м², на "Hyäne" позже только опорный парус
Скорость проектная 8,5 узлов, на испытаниях"Wolf" 9,4 узлов при 290 л.с., "Hyäne" 9,9 узлов при 373 л.с., "Iltis" 9,2 узлов при 364 л.с. Запас топлива 95-112 тонн угля. Дальность 1640 миль на 9 узлах. Экипаж 85 человек (5 офицеров, 80 матросов), "Hyäne" с 1897: 106 человек (5 офицеров, 101 матрос)
Вооружение- первоначально 2 х 1 - 125 мм/23 RK С/78 [270 снарядов], 2 х 1 - 87 мм/24 RK С/82 [200 снарядов], 3 - 37 мм/27 револьверных
WOLF с 1897 перевооружена - 1 - 87 мм/24 RK [113 снарядов], 1 - 50 мм/40 SK С/92[250 снарядов], 2 - 37 мм/27 револьверных
HYÄNE с 1897 разоружена

SMS IltisI
SMS IltisI
SMS Iltis
SMS Iltis
SMS Iltis
SMS Iltis

S.M.S. Wolf_und_Iltis_ в Китае
S.M.S. Wolf_und_Iltis_ в Китае
Политическая обзорная карта Азии (1892 г.)
Политическая обзорная карта Азии (1892 г.)

-12

«Вольф» согласно бюджетных правил пришел на замену лодке типа «Хамелеон» и был заложен как "Ersatz Salamander". В строй Кайзерлихмарине он вошел 1 октября 1878 года. Первым командиром канонерской лодки был корветтенкапитан ( Korvettenkapitän) Пашен. Уже 26 октября корабль покинул Киль и направился в Китай. Хотя в дороге корабль ожидала поломка машины, в Сингапур он пришел по графику- 2 февраля 1879. Большую часть пути он шел под парусами. «Вольф» стал первым немецким кораблем, размещенным в Восточной Азии на постоянной основе.

С 18 августа 1880 по 10 августа 1882 года командиром лодки был лейтенант-коммандер Франц Штраух, впоследствии контр-адмирал Императорского флота и исполнительный вице-президентом Немецкого колониального общества.

На Китайской станции «Вольф» отслужил 5 лет. 30 мая 1884 года он ушел на родину.

По дороге после остановки в Кейптауне «Вольф» встретился с SMS Лейпциг и SMS Элизабет у побережья Юго-Западной Африки в начале августа 1884 года. 12 августа 1884 года десантный отряд высадился на берег и торжественно поднял имперский флаг в знак вступления во владение страной; это было рождение Германской Юго-Западной Африки (ныне Намибия).

Немцы застолбили за собой участок побережья между Людерицландом и португальской Западной Африкой.

Над  гаванью Ангра Пекена поднят немецкий флаг. 1884 год.
Над гаванью Ангра Пекена поднят немецкий флаг. 1884 год.
Участок побережья, отмеченный "Вольфом" ( светлая штриховка справа)
Участок побережья, отмеченный "Вольфом" ( светлая штриховка справа)

После возвращения уставший корабль 30 октября 1884 года отправили на ремонт.

8 апреля 1886 лодка вновь была в строю. 18 апреля 1886 года он из Вильхельмсхафена отправился на замену «Ильтису» на Восточнокитайскую станцию. В 1887/88 годах холера, свирепствовавшая в Восточной Азии, стала причиной многочисленных заболеваний среди членов экипажа «Вольфа». В середине октября 1888 года в связи с беспорядками в Тайбэе лодка была отправлена для наблюдения. Вмешательства не потребовалось.

Во время знаменитого урагана 16 марта 1889 года на Самоа германская эскадра лишилась сразу двух кораблей. 3 апреля 1889 года «Вольф» получил приказ идти в Апиа и заменить погибший корвет «Ольга». После похода на Маршалловы острова, где пострадал немецкий купец, на обратном пути шторм сломал мачту и сильно потрепал корабль.

17 ноября 1889 года сильно поврежденный корабль прибыл в Нагасаки и встал на ремонт до марта 1890 года. В Кобе стало известно, что на острове Осима турецкий фрегат «Эртугрул» сел на мель во время шторма 16 сентября 1890 года, а затем был полностью уничтожен взрывом котла. В катастрофе выжили только 65 из 571 члена экипажа. «Вольф» принял на борт выживших и доставил их в Кобе.

В 1891 году на острове Формоза (Тайвань) начались очередные беспорядки, потребовавшие присутствия германской канонерки с мая по сентябрь. В 1892 году тиф на борту унес жизни двух членов экипажа.

Служба на Дальнем Востоке в этот раз продлилась до 1895 года, после чего канонерку ожидал ремонт в Данциге.

Отремонтированный «Вольф» после 1 октября 1897 года был направлен в Западную Африку, где служил до 1905 года. После возвращения его в Данциге окончательно списали 18 июля 1905 года. 3 февраля 1906 «Вольф» вычеркнули из списка военных кораблей, до 1919 года использовали как плавмастерскую при Императорской верфи в Данциге, а затем сдали на слом.

Wolf
Wolf
-16
-17
Wolf
Wolf
-19
-20

«Хиена» под бюджетным наименованием "Ersatz Meteor" была заложена в 1876 году, в строй вошла 15 августа 1879 года.

Первая служебная командировка была в Южную Америку. Вместе с броненосцем Hansa и корветом Freya канонерка блюла германские интересы в ходе Второй Тихоокеанской войны, войны Чили против Перу и Боливии.

В 1882 году канонерская лодка на 5 дней посетила остров Пасхи. Командир лодки капитан-лейтенант Вильгельм Гайзелер получил приказ от Адмиралтейства провести научные исследования для этнологического отделения Королевского прусского музея в Берлине. Были описаны с немецкой точностью обычаи, язык и письменность острова Пасха, а также составлены точные рисунки различных культовых объектов, планы жилищ и подробный план расположения культового места Оронго.

-21

С 26 декабря 1882 года по 5 января 1883 года корабль и его команда принимали участие в карательной экспедиции на остров Луф (архипелаг Бисмарка), где разрушили главное село и уничтожили посевы и скот мятежников.

-22

В ноябре 1884 года под командованием корветтен-капитана Лангемака лодка посетила архипелаг Бисмарка и Новую Гвинею, которые Карл Бартоломеус фон Вернер на корвете SMS « Ариадна» объявил немецкими владениями еще в 1878 году, чтобы поднять там имперский флаг. Командиры фрегата «Элизабет» и канонерки «Хиена» 3 ноября 1884 года в присутствии доктора Финша (ранее водружавшего немецкий флаг в различных портах ) подняли имперский флаг на Матупи, небольшом острове в архипелаге Бисмарка. 1 октября 1886 года Лангемак исследовал побережье Сомали, на которое претендовало Германско-Восточноафриканское общество .

-23

К началу 1886 года корабль посетил Восточную Африку, где вошел в состав крейсерской эскадры контр-адмирала Пашена. Когда эскадру расформировали, канонерка осталась там стационером с января 1886 года.

С 1 октября 1886 года Лангемак приступил к разведывательной экспедиции вдоль побережья новой немецкой колонии.

Начавшееся в 1881 году в Судане исламское восстание махдистов затронуло и германские колонии. Для подавления повстанцев в декабре 1886 года из Юго-восточной Азии прибыла крейсерская эскадре, которой присоединилась и канонерка. В апреле 1887 года эскадра была распущена и лодка вернулась к стационерской службе.

В 1891 году на западно- африканском побережье в устье реки Або восстало племя або. Центром племени было укрепление в деревне Мьянг. Губернатор Восточной Африки обратился к старшему офицеру западноафриканской станции, командиру малого крейсера Habicht фон Дрески (von Dresky) с просьбой поддержать карательный отряд капитана фон Гравенройте, направлявшийся к Мьянге.

Фон Дрески сформировал два десантных отряда- с Habicht из двух офицеров, четырёх сержантов, двух гобоистов и 55 матросов и с Hyäne из двух офицеров, 1 доктора, 4 сержантов и 33 матросов. С помощью небольшого парохода Soden они поддерживали экспедицию капитана фон Гравенройта, из трех негритянских отрядов по 100 человек, 50 женщин, чтобы нести грузы, и 25 немцев. 18 октября 1891 года Мьянга была взята штурмом и экспедиция была закончена.

4 августа 1892 под командой капитана Курта фон Франсойса была обозначена точка высадки севернее устья Свакопа для строительства порта ( сейчас город Свакопмунда в Намибии).

-24

В декабре 1893 года под командой капитана-лейтенанта Вильгельма Райнке корабль участвовал в подавлении бунта отряда туземной полиции в Камеруне, известного как Дагомейский мятеж. Здесь капитан Карл фон Гравенройт купил в королевстве Дагомея 370 рабов и "нанял" их в местную полицию. Кроме того, были наняты наемники из Либерии, Того и Сьерра-Леоне.Наемникам платили зарплату, а "рабам" нет.

Фактическими причинами восстания были жестокое обращение со стороны немецкого начальства, использование принудительного труда и предполагаемое изнасилование солдатских жен правительственным канцлером Генрихом Лейстом. В восстании приняли участие 47 из 55 дагомейских солдат и 43 дагомейские женщины. Они завладели современными карабинами, двумя пулеметами «Максим», двумя скорострельными пушками и большим количеством боеприпасов.

Уже 20 декабря 1893 года «Хиена», получив по телеграфу известие о восстании, прибыла к Йосс-Платте и взяла его под обстрел, но лишь штурм десантниками с канонерки и наемниками из полиции 23 декабря позволил подавить мятежников. Большинство из них попало в плен, а часть повстанцев бежала в окружающие джунгли. В последующие недели большинство было поймано, мужчин казнили, а женщин использовали на принудительных работах. Кайзер Вильгельм II наградил медалями участников операции в феврале 1894 года.

В 1897-1898 годах «Хиена» была переоборудована в гидрографическое судно, вооружение и рангоут демонтированы, добавлены палубные рубки.

16 лет корабль бороздил океаны и занимался гидрографическими исследованиями.

После начала мировой войны его поставили брандвахтой на реке Айдер. Здесь он прослужил с августа 1914 по май 1916 года. Затем его вернули на гидрографическую службу. 7 апреля 1920 года корабль был вычеркнут из списка военных кораблей, но уже 15 июля 1919 года его продали за 200.000 марок компании Cuxhaven-Brunsbüttel-Dampfer-AG.

Компания переоборудовала корабль в трехмачтовую моторную шхуну Seewolf. Она занималась перевозкой грузов, пока не затонула 2 мая 1924 года в гавани Дьеппа во время пожара в грузовом отсеке. Обломки были подняты и сданы на слом.

-25
-26
-27
«Хиена»
«Хиена»
«Хиена»
«Хиена»

-30

-31
-32
-33
«Хиена»
«Хиена»

«Ильтис» был заложен как "Ersatz Tiger" в Данциге. В состав флота он был принят 2 марта 1880 года. Он вошел в состав Восточно-азиатской эскадре и служил стационером, главным образом в немецких островных колониях в Тихом океане.

Командир канонерской лодки «Ильтис» капитан-лейтенант Отто Браун, считался одним из самых опытных офицеров эскадры.

22 июля 1896 года лодка получила приказ от командующего Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой А.Тирпица разведать обстановку в гавани Циндао. Германия тогда присматривалась к этой бухте, имея планы устроить там свою военно-морскую базу (в 1897 году Германия "возьмет" в аренду у Китая на 99 лет Циндао с прилегающей территорией). В 5-00 утра 23 июля лодка покинула Чифу и направилась к месту назначения.

К полудню усилился ветер и начался шторм. В 16-30 «Ильтис» прошел мыс Шантунг и двинулся южнее. К ночи погода ухудшилась, ночь была очень темная, канонерка под ударами качки периодически "сушила винт", скорость не превышала 4 узлов. Командир был уверен, что его маршрут проходит далеко от берега.

Гибель "Ильтиса"
Гибель "Ильтиса"
-36

Но около 22-30 два сильных удара корпуса о камни разломили корпус пополам. Лодка налетела на рифы (36,54 с.ш., 122,30 в.д.), носовая часть легла на бок, а кормовая перевернулась вверх килем. Шторм бушевал еще два дня.

На берег самостоятельно выбрались лишь 3 матроса, ещё 8 человек (по другим данным 11) смогли два дня шторма продержаться на обломках и их спасли китайцы и местный немецкий смотритель маяка. Согласно городской легенде на обломках корабля героические немецкие моряки пели «Флаг развевается гордо, черно-бело-красный… », неофициальный гимн Кайзеровского флота.

-37

71 человек погиб, в том числе все офицеры корабля (капитан Браун, офицеры Мориц фон Хольбах, Эрнст Фрауштадтер и Вильгельм Прассе, младший ординатор Хильдебрандт, старший машинист Хилт и 64 матроса).

-38

27 выброшенных на берег трупов, включая командира капитан-лейтенанта Отто Брауна, были захоронены на вновь созданном кладбище у маяка Промонтори.

Могила капитан-лейтенанта Брауна.
Могила капитан-лейтенанта Брауна.
-40

Корабельный колокол канонерской лодки выставлен в музее истории города Раштатта. Берлинский скульптор Август Краус создал памятник погибшим матросам, который еще в 1898 году был установлен в Шанхае. Он был торжественно открыт 21.11.1898 годав Шанхае в присутствии принца Генриха Прусского.

"63 немецких матроса и солдата морской пехоты окружали памятник, стоявшие на якорях австрийские, итальянские, русские, английские и американские корабли прислали делегации, присутствовали члены немецкого добровольческого корпуса, а также местное население появилось в неожиданном количестве - не из любопытства, а из сочувствия.
После глубоко прочувствованного обращения генерального консула доктора Штюбеля спадал покров и памятник, сделанный скульптором Краусом по эскизам капитана Мюллера появился на глаза присуствующим. На гранитном постаменте возвышалась расколотая мачта высотой 6 м из бронзы, к основанию которой прислонялись немецкое знамя и лавровый венец".

-41
Торжественное открытие памятника 22.11.1898.
Торжественное открытие памятника 22.11.1898.
-43

Моряки с канонерской лодки "Iltis" (II) у памятника.
Моряки с канонерской лодки "Iltis" (II) у памятника.
Немецкий добровольческий корпус у памятника Илтису в Шанхае
Немецкий добровольческий корпус у памятника Илтису в Шанхае
Посещение кладбища Ильтис принцем Генрихом Прусским
Посещение кладбища Ильтис принцем Генрихом Прусским
-47

Памятник был разрушен китайцами в 1918 году.
Памятник был разрушен китайцами в 1918 году.
-49
-50
-51
-52

В конце 19-го века Германия потеряла на Тихом океане три канонерские лодки- Adler и Eber погибли на Самоа во время тайфуна в 1889 году. Iltis в 1896 году в шторм налетел на камни.

Для восполнения потерь немцы построили три серии канонерок по две штуки. Они оставили заметный след в истории региона. Императорский флот назвал головную канонерскую лодку нового типа, спущенную на воду в 1898 году, SMS Iltis .

В 1938 году Кригсмарине назвала один из своих экспериментальных кораблей (бывший кайзеровский тральщик М129) «Отто Браун» в честь командира «Илтиса» капитан-лейтенанта Отто Брауна.

-53

-54
-55
-56
-57

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам