Планомерно отстраивая Флот Открытого моря,педантичные немцы и по программе 1911 г. заложили очередной линейный крейсер,продолжая улучшать удачную конструкцию. Развитием проекта "Moltke" стал "Seydlitz",он сохранил общую компоновку и состав вооружения своего прототипа, но получил более мощную силовую установку (прибавка в 4000 л.с.) и двухъярусный полубак. Орудийные башни располагались так же, как на "Moltke", только носовая была поднята на 10 метров выше ватерлинии. Толщина главного броневого пояса из крупповской цементированной брони достигла 300 мм. Была также усилена защита носовой части, увеличен боезапас, установлена дополнительная броневая защита погребов. В ходе испытаний мощность турбин достигла 89738 л.с. Это позволило кораблю развить 29,12 узлов, превысив проектную скорость на 2,62 узла.
Хотя появившиеся к тому времени в королевском флоте линейные крейсера типа "Lion", вооруженные 343-мм орудиями, кардинально увеличили огневую мощь, на "Seydlitz" сохранился калибр орудий 280 мм. Корабль обладал хорошими ходовыми качествами и плавным движением, с легкой килевой и спокойной продольной качкой, был подвержен легкому крену в подветренную сторону. Маневренность и поворотливость оказались такие же, как и у "Moltke" . Что интересно, при дискуссиях вокруг концепции развития линейных крейсеров немецкий эквивалент лорда Фишера- адмирал Тирпиц был против любого отхода от стандартного типа линейного крейсера фишеровского типа-скорость и пушки,но в итоге после обсуждения принимался проект с неплохой защитой и живучестью- что спасло тысячи жизней немецких моряков в последующих боях. Причем в этих спорах Тирпицу-Фишеру противостоял не какой то один харизматичный оппонент-а достаточно безликая и серая масса флотских специалистов -профессионалов(системы)- которым удавалось и без харизмы первого лорда влиять на принятие решений.
"Зейдлиц" SMS "Seydlitz" ,заложен 4.02.1911,спущен на воду 30.03.1912 ,вступил в строй 17.08.1913 , 21.06.19 затоплен экипажем в Скапа-Флоу, в 1927/1930 поднят и отправлен на слом.
Водоизмещение:28550 тонн.Длина:200,63 м.Ширина:28,52 м.Осадка:9,3 м.Бронирование:главный броневой пояс - 299,7 мм
главный броневой пояс на уровне ватерлинии - 99 мм
противоторпедная переборка - 25,4 мм
главная броневая палуба: 30,5-78,7 мм
казематы - 150 мм
цитадель - 264,2 мм
башни: 30,5-248,9 мм
барбеты - 231,1 мм
боевая рубка: 99-299,7 мм.Экипаж:1240 человек.Силовая установка:4 паровые турбины 67000 л.с. (на приемных испытаниях показал 89,700 л.с.) , 27 водотрубных котлов, Дальность 4200 миль (14 узловым ходом).Максимальная скорость:26,5 узла (на приемных испытаниях - 29 узлов).Вооружение:5х 2х 280мм \45
12х 1х 150мм \45
12х 1х 88мм \45 (позже 10 были сняты)
4х 1х подводных 500-мм торпедных аппарата
Служба "Зейдлица" в период мировой войны была напряженной и активной. Большую часть он времени он входил в состав 1-й разведгруппы контр-адмирала Франца Хиппера. Помимо патрульной и караульной службы,разведывательных рейдов,встречи возвращающихся с заданий рейдеров,"Зейдлиц" принял деятельное участие в двух крупнейших морских сражениях -бое у Доггер-банки и Ютландском сражении. Сохранилось довольно много воспоминаний участников тех боев и документов того времени.
В бою у Доггер-банки 24 января 1915 г. флагманский "Seydlitz" сначала вел огонь по "Tiger", а в конце боя по "Lion", в результате чего последний был сильно поврежден и вышел из строя. "Seydlitz" выпустил 390 280-мм бронебойных снарядов (45% боекомплекта) — больше всех участвующих в бою кораблей и добился по крайней мере 8 попаданий (2% выпущенных снарядов) из общего количества 22 попаданий, достигнутых немцами в британские корабли. В свою очередь он был поражен тремя снарядами англичан.
В 10.43 он получил второе попадание, с роковыми последствиями: 343-мм снаряд, видимо, с "Lion" с дистанции около 15500 м (84 каб.) попал в барбет башни D. Он прошел через батарейную палубу и ударился о 230 мм броню барбета, где и взорвался. Кормовые каюты офицеров, кают-компания и всё, что находилось вблизи места взрыва, оказалось разрушенным. Раскаленные осколки брони барбета были оторваны и брошены в рабочую камеру. Осколки пробили подачную трубу и подожгли находящиеся там несколько главных и дополнительных зарядов. Вспышка пламени выстрелила вверх в башню и вниз через лифтовые шахты, поджигая заряды в боевом отделении башни, на поворотном столе в отделении перегрузки и в лифтовом отделении, только кофры с крышками не загорелись. Огонь проник в зарядный погреб.С первой вспышкой пламени ядовитый дым от горящих зарядов в рабочей камере начал проникать в перегрузочное отделение палубой ниже. Команда перегрузочного отделения кормовой башни, вероятно, пыталась спастись через дверь в переборке, которая вела в соседнее подбашенное отделение. Для этого они должны были пройти через две двери, первая из которых открывалась в корму, вторая - вперед. В тот момент, когда дверь открылась, заряды в перегрузочном отделении вспыхнули и пламя горящих зарядов перебросилось на заряды в зарядниках и перегрузочном отделении. Исследование показало, что вторая дверь была снесена, как будто под давлением газов.
С открытием этих дверей пламя попало в перегрузочное отделение башни С и смертельные события повторились. Вспыхнули шестьдесят два полных (главных и дополнительных) пороховых заряда, в том числе 29 в погребе. За несколько секунд сгорело 6 т пороха, полностью выжигая башни C и D, из которых вырвалось пламя высотой с мачты и повалил густой черный дым.На телефонные вызовы башни не отвечали. Море огня поглотило 165 человек, из которых 159 погибли мгновенно. Медицинское заключение гласило: "Часть расчётов башен были сожжены вспышкой пламени, большая часть трупов находилась в том положении, в котором их застала смерть. Отдельные трупы сгорели полностью. Другая часть расчёта башни задохнулась газами".
Лишь пятеро из них смогли покинуть башни, получив ожоги - три из башни C и два из башни D - их можно было спасти, но один из них, матрос, имел ожоги первой и второй степени, покрывавшие всё тело, и скончался от полученных травм в тот же день. Из оставшихся четырех, два, техник и матрос, также имели ожоги первой и второй степени на всём теле, но выжили; два других были: мичман-техник с ожогами обоих рук первой и второй степени, и матрос, с легкими ожогами лица и тела.
Все ожидали взрыва, но его не произошло: рациональная конструкция погребов и латунные гильзы снарядов позволили избежать катастрофы.
I артиллерийский офицер, корветтен-капитан Рихард Фёрстер, позже писал: "После этого башни С и D перестали отвечать. Стало ясно, что мы имеем дело с пороховым огнём в этих башнях и их погребах. Поэтому я сначала дал команду затопить отсек III, в котором были расположены погреба обеих башен, таким образом, заливая нижнюю часть корабля... Я посмотрел в сторону кормы. Это был завораживающий вид, кормовая часть корабля была окутана в сине-красным столбом пламени, который достигал высоты топа мачты. Было понятно, что в обеих башнях были объяты пламенем боеприпасы, и, возможно, только секунды оставались до того, как весь корабль будет охвачен пламенем и взорвётся... Нам оставалось только стрелять как можно быстрее, чтобы, возможно, хотя бы чего-то добиться в последние минуты. Поэтому я дал команду перейти на беглый огонь, и залп тяжелой или средней артиллерии следовал каждые десять секунд."Если это действительно было так, то скорость стрельбы "Seydlitz" была необычайно велика — 3 выстрела из каждого орудия главного калибра в минуту, по сравнению с нормальными 2,5 выстрелами. Вероятно, залпами стреляли по одному орудию из каждой башни, как в британском флоте.В центральном посту живучести новость о катастрофическом ударе достигла старшего офицера, корветтен-капитана Хагедорна. Вместе с трюмным старшиной Вильгельмом Хайдкампом и пожарным Мюллером он устремился на корму в III отсек, где находились клапаны затопления погребов задней башенной группы. Хайдкамп первым вошёл в отсек. Жара была нестерпимой, помещение наполнял дым и отравляющие газы, Форма, волосы и брови Хайдкампа были опалены. Для ослеплённого газами человека найти клапана было практически невозможно, потому что свет фонарей не мог проникнуть сквозь густой дым, но Хайдкамп знал их местоположение по памяти, так, как он ещё во время постройки крейсера был назначен на верфь. Когда он, наконец, достиг клапанов, он обнаружил, что они раскалились докрасна, но самоотверженно схватил стальное рабочее колесо первого клапана и повернул его, а затем пошел поворачивать второе колесо, затем его сменил пожарный Мюллер, который завершил задание. Хайдкамп получил сильные ожоги рук, прямо до кости, а его легкие были повреждены горячими ядовитыми газами. Тем не менее, кормовой погреб был затоплен, а корабль - спасен от вероятной гибели. Именем героя позже назвали заложенный в 1937 г. в Киле эскадренный миноносец Z-21.
Таким образом снарядные погреба и кормовое торпедное отделение удалось затопить, не допустив взрыва находящихся в них снарядов главного калибра и торпед. Корабль принял около 600 т воды. Вода, поданная для затопления погребов, через поврежденные вентиляционные магистрали проникла в другие помещения крейсера и затопила корму.В 12.00 немецкие линейные крейсера вследствие тяжелых повреждений и большого расхода боеприпасов отвернули вправо, на юг, и предоставили поврежденный крейсер "Blücher" его судьбе. В 12.09 "Seydlitz" прекратил огонь. В 12.16 последним прекратил огонь "Moltke".Потери "Seydlitz" составляли 159 убитых и 33 раненых. Общие потери немцев в бою у Доггер-банки составили 954 убитых и 80 раненых.
1 мая 1916 г." Seydlitz" принял участие и в Ютландском бою. Флагман в этот раз был на "Лютцове". В середине боя,когда Хипперу пришлось покинуть "Лютцов" он планировал перейти на "Зейдлиц",но тот был уже настолько поврежден,что флагманом на время стал "Мольтке".
Всего "Seydlitz" выпустил 376 280-мм бронебойных снарядов и, как полагают, смог достичь десяти (2,6%) попаданий: четыре в "Queen Mary", два в "Tiger", два в "Warspite" и два в "Colossus". В первые 80 минут боя он выпустил около 300 280-мм снарядов и добился только шести (2%) попаданий в линейные крейсера, в то время как в оставшееся время боя он выпустил 76 снарядов и добился четырех (5,3%) попаданий, из которых два было в "Warspite" на дальней дистанции. За время боя "Seydlitz" выпустил 450 150-мм снарядов, больше, чем любой из немецких кораблей, в основном по эскадренным миноносцам, линейным крейсерам и броненосному крейсеру "Defence".
Согласно Кэмпбеллу, 31 мая 1916 г. "Seydlitz" получил 22 попадания снарядами крупного калибра(по другим источникам -24) и одно 533-мм торпедой, принял 5300 тонн воды. К концу боя на крейсере окончательно вышли из строя четыре 280-мм и два 150-мм орудия. Потери экипажа "Seydlitz" в Ютландском бою составили 98 убитых и 55 раненых, 11,7 % от численности экипажа. Но несмотря на тяжелые полученные повреждения, линейный крейсер смог самостоятельно дойти до базы. Ремонт продлился до 2 октября 1917 г.
24 ноября 1918 г. "Seydlitz" был интернирован в Скапа-Флоу и затоплен там собственным экипажем 21 июня 1919 года. Даже в прилив его корпус почти на 8 м выступал над поверхностью залива. Англичане подняли его 2 ноября 1928 г., и в 1930 г. разобрали на металл в Розайте.
Итог можно подвести кратко и по сути-отличный ,живучий и боеспособный корабль с профессиональной и самоотверженной командой. Немецкая флотская школа в очередной раз превзошла британскую.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам